Плечи титанов


Этот год оказался богат на некрологи писателей. С небольшим промежутком один за другим ушли такие титаны, как Никитин, Головачев, Бушков. Ярчайшие личности, известные авторы, люди реально сделавшие нашу литературу рубежа тысячелетий. Пожалуй из титанов эпохи, знаковых фигур остались только Лукьяненко и Пелевин. Причем только Сергей Васильевич открыт публике, активно пишет, работает над окололитературными проектами.
Все эти монстры начали писать еще в советское время, расцвели и поднялись в 90-е. Они не сбавляли активности в "нулевые" и практически по наше время. Именно этих людей помнят, читали и читают, именно они стали живыми классиками. Сравнимых с этими титанами фигур ныне не наблюдается. Вот, от слова вообще. Не наблюдается. Причиной я считаю читательский кризис. Но это отдельная тема.
Известные, любимые читателями авторы, но все совершенно разные. У каждого свой подход, своя изюминка, свой исключительный секрет, позволивший найти ключи к сердцам людей. Интересно сравнить.
Василий Головачев. Он прежде всего поражает масштабностью своих миров, смелостью идей, богатырским замахом. Уже в первых романах как сюжетный ход "Большой выстрел" сметающий звезды, разумные существа размером с планету, контакт с расой создавшей звезды. Дальше многомерные миры-этажерки, опять космические масштабы, смелые теории происхождения человека.
А вот герои у Головачева не запомнились. Из всего что читал помню только Габриэля Грехова. Сильные у него герои, положительные, но без изюминки. Увы, не люди у автора на первом месте, а циклопические миры. Однако есть плюс, характерная черта подкупающая читателя, у Головачева четкая бескомпромиссная моральная позиция - Наши всегда правы!
Бушков. А вот у Сан Саныча был дар оживлять и миры и героев. Он брал потрясающей, подробной до нюансов проработкой, вкуснейшими подробностями. Страницы его книг оживают. Его миры глубоки и многогранны, как сама жизнь. И герои живые, ни капли картона.
Я лично
ничего не имею против бога, хотя он и создал этот сволочной мир. Правда,
ходят, и давно уже, упорные слухи, что старик тут ни при чем - ни сном ни
духом (абсолютно непричастен), а на самом деле наш клятый шарик -
результат безответственных пьяных забав двух профессоров физики (одного из
Гарварда, второго из "Аненэрбе"), хозяина публичного дома из Атлантиды,
боливийского алкоголика-сантехника и китайского философа Кво-Пинга.
Утверждают, будто эта никогда не просыхавшая компания, перепробовав все
обычные шутки, в поисках чего-нибудь пикантного сотворила наш мир за трое
суток и два часа, а потом, испугавшись последствий и судебного
преследования, свалила все на бога, и как-то обошлось. (с)
Помните "Книгу жути ночной"? - Это ведь все надо было выдумать. Именно такие мелкие подробности и есть продукт эрудиции, тяжелого труда и авторского таланта. Тексты насыщены отдельными историями, раскрывающими миры и характеры, вдыхающими жизнь в буквы.
Герои у Бушкова тоже живые, они не хорошие и не плохие, они как и мы, они люди. Вот потому они запоминаются, вот потому читатели их и полюбили.
Лукьяненко отличен, как и все он четко индивидуален. Да, у него смелые интересные идеи, у него живые яркие герои, реалистичные миры. Часто делается акцент на взросление, отношения подростков с взрослыми. Как понимаю, Сергею Васильевичу интересно раскрывать подростковую психологию, приоткрывать тайну формирующейся личности, борьбу гормонов с рассудком и моральными императивами в растущем организме.
Но чем же он отличен, чем берет? Ключевая фишка Лукьяненко - идеи. Во всех его сильных книгах на первом месте Идея. Не важно, какая именно, важно - заставляющая задуматься, цепляющая читателя, проникающая в мозг. Помните "Звезды холодные игрушки"? Это ведь не только раскрытие мира коммунистов геометров, нет. В финале ключевой момент: сдача экзамена на право стать сильной расой. В "Дозорах" не только борьба разных сил разной упоротости, но и ответственность и добровольная жертва ради людей.
Еще момент, герой Лукьяненко всегда чуточку в стороне, он всегда вне системы, идет против правил и благодаря этому побеждает. Он всегда немножко социопат, но с твердым внутренним стержнем. Кстати, герой у него не всегда человек. Помните "Порог"?
Вот так, у каждого титана свое, каждый глубоко ярко индивидуален. Потому они и стали титанами.
|
</> |