Платежный баланс России усох
oleg_leusenko — 05.07.2013 Несмотря на пабедабесный агитпроп российской власти по зомби-ТВ о стабильной экономике и «все у нас в порядке», финансовое состояние РФ во втором квартале все больше грозит девальвацией рубля и, при определенных обстоятельствах, которые приведут к обвалу цен на углеводороды, краху всего фондового и финансового рынков РФ.Платежный баланс Путинстана стремится к отрицательным значениям на фоне продолжающегося ухудшения внешнеторговой и финансовой конъюнктуры, показали данные за второй квартал, опубликованные Центробанком РФ. Избежать его вероятного дефицита во втором полугодии поможет уже происходящая девальвация рубля и, вероятно, грядущая стагнация импорта. Но, похоже, оптимистическим надеждам сбыться не суждено.
Первая оценка платежного баланса за второй квартал 2013 года, опубликованная ЦБ, оказалась заметно хуже ожиданий рынка. Положительное сальдо текущих операций стремительно сокращается, потеряв к кварталу прошлого года более 42% и составив $6,9 млрд. ($25,1 млрд. в первом квартале 2013 года) при консенсус-прогнозе рынка в $13 млрд. В результате за первое полугодие 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года профицит текущего счета платежного баланса «похудел» на $23,5 млрд. — до $32 млрд.
- Виднай жоних, без вредных привычек и мужчинских достоинств готоф жонитца, ради финансовых перспектиfF..
Динамика платежного баланса объясняется как статистическими, так и фундаментальными факторами. Так, заметно понизив оценку объемов внешней торговли за первый квартал 2013 года, ЦБ, соответственно, пересмотрел показатели торгового (до $38 млрд., что на $12 млрд. меньше первой оценки) и текущего счетов (до $25,1 млрд., что меньше на $2,8 млрд.). Но статистические переоценки меркнут на фоне ухудшающейся внешней конъюнктуры в виде падения цен на основные товары российского экспорта и резкого бегства инвесторов от риска, сопровождающихся укреплением реального эффективного курса рубля — на 2,9% в январе—мае 2013 года в годовом выражении — и менее значительным по сравнению с экспортом замедлением импорта.
В результате положительное сальдо торгового баланса сократилось с $48,7 млрд. в первом до $42,9 млрд. во втором квартале 2013 года. На плаву внешнюю торговлю удерживают все еще временно высокие цены на нефть и последнее временное увеличение объемов экспорта газа при снижающихся ценах: дефицит текущего счета без учета экспорта нефти увеличился с $60,5 млрд. в первом квартале до $74,3 млрд. во втором квартале 2013 года. Дефицит баланса услуг соответственно вырос с $10,6 млрд. до $12,8 млрд. во многом благодаря сезонному увеличению туризма, а инвестиционные доходы — с $9 млрд. до $18,8 млрд., несмотря на предшествующий рост вложений российских компаний за границу.
Финансовый счет платежного баланса во втором квартале 2013 года только на первый взгляд выглядит лучше, чем в первом, статистика по которому заметно «искажена» финансовыми потоками, сопровождавшими сделку «Роснефти» и ТНК-ВР (см. “Ъ” от 4 апреля). Так, дефицит финансового счета за квартал уменьшился фактически вполовину — до $7,7 млрд, из которых $1,5 млрд приходится на госсектор, $2,2 млрд — на банки и $4,1 млрд — на корпорации.
Вместе с этим приток иностранных инвестиций резко упал. «Утекают портфельные инвестиции. Из-за ухудшения условий кредитования на внешних рынках приток ссуд и займов сократился до объемов рефинансирования, а приток прямых инвестиций резко упал»,— замечает Сергей Пухов из Центра развития ВШЭ. При этом оценки ЦБ указывают на заметное сокращение прямых капвложений как в РФ, так и из РФ за границу. Господин Пухов убежден, что последнее отражает сокращение ресурсов российских компаний, но объем поступлений прямых инвестиций в первом полугодии 2013 года «по тренду» оценить невозможно, так как картину искажает сделка «Роснефти» и ТНК-ВР. Это же касается и чистого оттока иностранного капитала.
На приближенные к реальности цифры оттока, а точнее, бегства капитала указывают оценки ЦБ «чистых пропусков и ошибок» и сомнительных сделок с товарами, ценными бумагами, кредитами и трансфертами. Сумма этих статей в первом полугодии 2013 года составила $27,8 млрд ($27,3 млрд за первое полугодие 2012 года). «Радоваться тут точно нечему»,— заключает Дмитрий Полевой из ING Russia.
Отталкиваясь от объективной экономической конъюнктуры и оценок платежного баланса, опрошенные “Ъ” аналитики заключают: в 2013 году отток капитала будет не меньшим, а в случае сжатия импорта на фоне вероятной стагнации во втором полугодии 2013 года намного большим, чем в 2012 году,— порядка $60 млрд. Эта цифра выглядит относительно небольшой, если учесть отсутствие предпосылок роста аппетита инвесторов к риску и заметно меньшие, чем планировалось, поступления от приватизации в 2013 году. Господин Пухов убежден, что во втором полугодии традиционного сезонного роста импорта не будет. Олег Солнцев из ЦМАКП даже предполагает, что вероятно появление дефицита текущего счета во втором полугодии, который исправит лишь девальвация рубля. Впрочем, то, что девальвация уже происходит, снижает такой риск, добавляет аналитик, а произрастающий из нее рост инфляционных ожиданий должен быть нивелирован хорошим урожаем (если не сгорит и не будет залит осадками, что уже прогнозируют специалисты-синоптики).
По материалам КоммерсантЪ
|
</> |