Плата за прогресс


Сквозь всю русскую литературу проходит идея, что русская женщина духовно выше мужчины, а потому Россия держится на ценностях, которые транслируют русские женщины. Можно взять любой литературный образ. Хоть Татьяну Ларину, хоть тургеневских девушек. Что мы видим? Своей нравственной правдивостью, героизмом, цельностью, одухотворённостью, жертвенностью, верой они далеко превосходят окружающих их блестяще образованных, но слабовольных, эгоистичных и духовно надломленных мужчин. Итак, повторяю: именно русская женщина, если верить нашей литературе, является носителем самых высоких идеалов. Спорить с этим смысла нет: давайте возьмём это как данность.
Интереснее всего другое. Что же это за идеалы, которыми наши писатели награждали самых лучших своих героинь? Если присмотреться, то мы получаем... самый обычный консерватизм. Авторы описывают женщину, героиню произведения, а подразумевают традиционные ценности. Так почему же не назвать вещи своими именами? Что Россию спасёт консерватизм и Традиция?
У того же Пушкина читаем: "Устойчивость - первое условие общественного блага. Как согласовать его с беспрерывным совершенствованием?" ("О дворянстве"). Здесь уместно вспомнить, что прогресс у нас олицетворяют мужчины. Те самые, слабовольные и эгоистичные. За счёт них всё и развивается. А их слабоволие, безответственность и духовный надлом - обратная, совершенно необходимая сторона общественного развития. Почему-то оба аспекта проблемы не сложились в писательской голове.
Хотите получить нравственно здоровых, сильных, ответственных мужчин - откажитесь от развития. Наши недостатки - та цена, которую общество платит за прогресс.
|
</> |