Плащаница

Сюжет обретения Плащаницы, то есть положения во гроб и оплакивания Христа, хорошо известен в христианстве, и в католических странах неоднократно запечатлен как в живописи, так и в скульптуре.
Но большая неожиданность – встретить этот сюжет в резьбе деревянного иконостаса православной церкви, расположенной в самой глубинке России.

Сразу оговорюсь, что сама я там не была, все материалы почерпнуты мною из интернета.
Итак, в пензенской губернии, в 30 км от города Кузнецка находится село Нижнее Аблязово, с населением около 80 человек, а в нем действующая церковь Рождества Христова. Сама церковь выглядит достаточно неброско, она каменная, типа «восьмерик на четверике», с двумя приделами, во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. Александра Свирского, трапезной и двухъярусной колокольней.


История возведения самой церкви достаточно известна. Она построена в 1724 г. прадедом А.Н. Радищева, помещиком Григорием Афанасьевичем Аблязовым (1675–1750 гг.), которому принадлежали села Нижнее Аблязово и Верхнее Аблязово, ныне переименованное в Радищево, где у него была резиденция, и некоторые другие. Во время крестьянского восстания он спрятался в овраге, молился и дал обет Богу, что если он выживет, то построит церковь. Он выжил и построил целых пять церквей, храм Рождества Христова один из них. Спустя 300 лет, церковь Рождества Христова сохранилась до наших времён почти в первозданном виде. Вся утварь храма: решётки на окнах, иконы, пол из чугунных плит, подсвечники, относятся ко времени строительства храма. Храм уникален еще и тем, что внутри имеется золоченый и роскошный деревянный резной иконостас, пятиярусный и украшенный не только иконами, но и деревянной скульптурой высочайшего качества.









История создания этого барочного иконостаса известна только по сохранившейся в народной памяти легенде и не имеет документального подтверждения. Однако сюжет легенды чрезвычайно правдоподобен. Мастером, создавшим это дивное произведение, был итальянец, который был сослан Екатериной I за отказ написать икону с её ликом. Григорий Афанасьевич Аблязов узнал, что в очередном каторжном этапе есть некий итальянец, искусный резчик по дереву Лаур Моррель, а этап находится в пересыльной Нарышкинской тюрьме (город Кузнецк). Аблязов велел тайно выкрасть скульптора-художника, подкупив стражу золотом. После этого Лаур Моррель становится дворовым мастером и в благодарность за спасение он вырезает необычайной красоты иконостас в церкви Нижнее Аблязово. Позже он принимает православное крещение и даже похоронен под полом этой церкви близ алтаря. Разумеется, поскольку итальянец работал нелегально, никаких документов помещик не составлял. Достоверность легенде, на мой взгляд, придает и то, что итальянское имя «Лаур» не было в пересказах изменено на более привычное «Лавр».
Так что, загадочные скульптуры иконостаса Троице-Гледенского монастыря, о которых я недавно писала, могли быть созданы иностранцем с аналогичной судьбой, поэтому о нем нет никаких документальных свидетельств.
|
</> |