Планировал ли Девлет Герай завоевать Россию? Часть I

Какие цели ставил перед собой Девлет Герай, совершая походы на Москву? Мог ли он возродить новую Золотую Орду с центром в Крыму? Действительно ли власти Крымского ханства планировали завоевать Россию и могли это сделать? И каковой была бы история Поволжья в случае победы крымского хана в 1572 году?
Источники. Слухи о планах Девлета Герая завоевать Россию бродили среди ее населения. Например, их передавал немецкий авантюрист Генрих Штаден. По его словам, Девлет Герай «стремится к тому, чтобы захватить Русскую землю, увести с собой в Крым великого князя вместе с его двумя сыновьями, отобрать у него его казну» (Штаден Генрих. Записки о Московии: В 2-х тт. Т. 1: Публикация. М.: Древлехранилище, 2008. С. 329). Хан в 1572 году будто бы планировал разделить Московское царство между своими мурзами: «Все города и области в Русской земле были уже описаны и поделены между мурзами крымского царя, каким каждый мурза будет владеть. У крымского царя было несколько турецких господ, желавших наблюдать за этим. Они были посланы турецким царем по воле крымского царя.
Крымский царь хвастался перед турецким царем, что хочет за год завоевать всю Русскую землю, великого князя увести в крымский плен и назначить в Русской земле своих мурз» (Штаден Генрих. Указ. соч., с. 199).
В русском Пискаревском летописце сообщается: «прииде царь с великими похвалами и с многими силами на Рускую землю, и росписав всю Рускую землю, комуждо что дати, как при Батые» (Полное собрание русских летописей. Том 34. Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. М.: Наука, 1978. С. 192). Согласно русской «Песни о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» крымский хан также планировал завоевать Россию и разделить ее между своими приближенными (Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI – начало XVII веков. М.: Художественная литература, 1987. С. 539–540).
Все это смахивает на обычные слухи военного времена. Например, слова Штадена, будто хан хвастал перед османским султаном, что завоюет Россию, противоречат реальным письмам Девлета Герая в Стамбул. В них Герай подчеркивал, что целью похода 1572 года должно стать отторжение от России Казани и Хаджи-Тархана (Лемерсье-Келькеже Ш. Походы Девлет-Гирея против Москвы в 1571 и 1572 году по документам Османского архива // Восточная Европа Средневековья и раннего нового времени глазами французских исследователей. Казань, 2009. С. 218–219). Про завоевание всей России он не упоминал. Сообщение русского летописца, будто бы Девлет Герай подобно Бату распределил русские земли между своими приближенными, также выглядит странно. Ведь Бату-хан этого не делал и сохранил на завоеванных территориях Руси прежнее политическое устройство. Один из персонажей русской народной песни Диви-мурза сын Уланович заявляет хану, что хочет получить Новгород, в котором находится его отец (также Диви-мурза сын Уланович). Учитывая, что Дивей мурза попал в плен в 1572 году в ходе Молодинской битвы, в тексте песни вполне могли быть перемешаны разные события.
Историки сомневаются в реальности существования всех этих планов, ведь крымский хан не обладал ресурсами для покорения и удержания обширных русских земель (Пенской В.В. Сражение при Молодях 28 июля – 3 августа 1572 г. [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. 2012. Т. II. С. 127–236. С. 107).
Но есть основания полагать, что это были не только слухи, порожденные опасениями жителей Московского царства. По крайней мере, некоторые из слухов вполне могли происходить из самого Крымского ханства. Так, ногайский бий Дин-Ахмед и ногайские мурзы в 1575 году жаловались, хану, что тот увлек их в поход против русских в 1572 году: «ты сказывал: Москву взял, а едешь на Москву на царство, – и мы деи за то с тобою и ходили» (Посольская книга по связям Московского государства с Крымом 1571–1577 гг. М.: ИД Марджани, 2016. С. 197). После сожжения Москвы Девлет Герай писал Ивану Грозному: «хотел есми венца твоего и главы, и ты не пришел и против нас не стал. Да и ты похваляешься, что де яз – московской государь» (Посольская книга по связям Московского государства с Крымом 1567–1572 гг. М.: Русские Витязи, 2016. С. 329). Таким образом, хан в 1571 году будто бы хотел царского «венца», то есть захвата монарших регалий, а в 1572 году заявлял ногайцам, что «едет на царство». Эти слова доходили до русских, превращаясь в рассказы о планах Девлета Герая установить свою власть в Московском царстве.
|
</> |