Планы российских релокантов после окончания мобилизации: наблюдаем за границами
smapse — 15.01.2024С начала мобилизации на территории Российской Федерации прошло уже больше месяца, и за это время страну покинуло от 400 до 700 тысяч граждан. Список стран, в которые решили отправиться жители России, достаточно широк, начинаясь в Восточной Европе и завершаясь в Монголии.
Наиболее популярными вариантами стали государства, в которые можно приехать, имея в руках только загранпаспорт: Сербия, Грузия, Турция, Армения, Азербайджан. Те россияне, которые не имеют загранник, выбирали в основном страны Средней Азии: Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан.
Казахстан, к слову, стал страной, которая приняла больше всего россиян – через казахскую границу прошло свыше 250 тысяч человек за 40 дней.
У сухопутных границ образовывались многокилометровые очереди из сотен автомобилей, в которых уклонисты могли стоять несколько дней в ожидании подвижек. Цены на авиабилеты в первые дни объявления мобилизации подскочили до фантастических уровней и начали исчисляться сотнями тысяч рублей, а жилье во всех странах, принявших массовый поток россиян, подорожало на 100-200%.
Деньги или время?
Поскольку цены на авиабилеты выросли в десятки раз, а у сухопутных границ образовались большие очереди, перед россиянами встал выбор: потратить несколько сотен тысяч рублей и за несколько часов добраться до нужного места или сэкономить деньги, но простоять в огромной очереди несколько дней, часто без возможности пополнить запасы еды и воды.
Те, кто решил сэкономить время и экстренно пересечь российскую границу, столкнулись с нерабочими сайтами, дефицитом билетом и тем, что выбора почти нет. Пользователи жаловались, что оплатить билет у них получалось с 3-4 попытки, а в качестве пункта назначения они выбирали любое доступное для них место, ведь билеты раскупались с большой скоростью. В первый день объявления мобилизации авиабилет из Сибири в Киргизию стоил 60 тысяч рублей, а через 2 дня стоимость превысила сотню тысяч рублей.
Гражданам, добиравшимся до границы на собственных автомобилях или рейсовых автобусах, удалось сэкономить деньги, однако заплатить пришлось временем и силами. Тяжелее всего ситуация оказалась на российско-грузинской границе, где очереди из автомобилей исчислялись сотнями и тысячами машин.
Грузинскую границу нельзя перейти пешком, поэтому многие люди брали с собой велосипеды и ехали на них через КПП. Билеты на автобус стоили от 4 до 12 тысяч рублей, в зависимости от пункта отправления и точки назначения, однако пешим туристам на грузинской границе предлагали места в машине за 50-100 тысяч рублей.
Планы российских эмигрантов
Многие россияне, которые делились результатами своего непредвиденного путешествия, рассказывают, что они не планировали свое пребывание в новой стране дальше пересечения границы. В социальных сетях можно встретить видео, где люди признавались, что летели или ехали «куда глаза глядят», а поиск жилья и итогового места жительства оставляли на потом.
Эксперты считают, что россияне, приехавшие в страны Средней Азии и другие государства с безвизовым режимом, вряд ли останутся здесь. Казахстан, Турция, Киргизия, Грузия – страны-перевалочные пункты для большого количества россиян, которые хотят в них податься на визу Шенгенской зоны.
Находясь в этих странах, релоканты посещают консульства и подают заявления на визу в страны Западной Европы, ведь они не ограничили въезд россиянам, как это сделали Прибалтика, Чехия, Польша и Финляндия. До стран Европейского Союза проще добраться через Кипр, поэтому многие туристы, желающие остановиться в Шенгене, пару недель или месяцев живут в Ереване, Тбилиси, Астане, Бишкеке, а позже улетают на остров.
Вопрос поиска работы стал вторым по актуальности после обеспечения себя жильем. Больше всего повезло тем россиянам, которые работают удаленно и не прикреплены к месту работы – они работают при помощи техники, получают стабильный доход и переводят его в местную валюту.
Граждане России, не имеющие дистанционной работы, стали искать заработок очно. Местные работодатели не всегда готовы принимать на работу гостей, не имеющих рабочей визы или вида на жительство, поэтому россияне стали искать удаленную работу, которая не требует профессиональных навыков.
Также распространяется практика нелегальной работы с низким заработком, которого с трудом хватает на жизнь.
Россияне, которые скрываются от мобилизации за границей, стали объединяться в группы по несколько человек, чтобы разделить стоимость жилья и проживания. В странах Средней Азии обрели популярность волонтерские штабы, которые обеспечивают уклонистов едой, нужной информацией, временным жильем и возможностью подработать.
Сколько вернется назад?
Несмотря на то, что граждане России ищут работу за рубежом, нехватка рабочих мест для специалистов из РФ растет на фоне отказа работодателей сотрудничать с работниками нашей страны. Иностранные работодатели с осторожностью относятся к российским профессионалам после начала СВО.
Эксперты рекомендуют россиянам с возможностью работать дистанционно устраиваться в российские и белорусские компании, которые покинули родину после объявления международных санкций: требования к знанию английского языка в таких корпорациях ниже, а работодатели заявляют, что готовы оплатить сотруднику курсы местного языка.
Аналитики предполагают, что самый высокий шанс остаться за рубежом у тех, кто работает в сфере IT-технологий и прочих профессий, имеющих возможность не находиться в офисе. Зарубежные компании из Евросоюза и США ищут опытных программистов и готовы не смотреть на происхождение соискателя, если его навык высок и он владеет английским на хорошем уровне.
Низкая вероятность задержаться на новом месте наблюдается у низкоквалифицированных рабочих, которые не имеют опыта работы или востребованной специальности. Недавно глава Министерства иностранных дел Республики Казахстан заявил, что с 21 сентября на территорию страны въехало около 250 тысяч россиян, однако через 3 недели в Россию вернулось 147 тысяч.
Цены на жилье сильно выросли, а неофициальная работа, которую планировали найти россияне в Казахстане, не покрывала даже половину арендной платы.
Может, все-таки хорошо там, где нас нет?..