Пламенеющая готика


Город Лёвен оказался вишенкой на торте нашего путешествия по расширенному БеНиЛюксу. Никогда до не видела и вряд ли увижу после такой красоты, как местная ратуша. Вот здесъ понятие "пламенеющая готика" , пожалуй, раскрывается в полном объеме. Это место, куда надо приезжать с табуреточкой и биноклем или очень хорошей оптикой и разглядывать это произведение искусста часами, пока из ушей не полезет.

Самая красивая ратуша Бельгии находится в Левене. Ее фасады декорированы 236 статуями, которые изображают как библейских и исторических персонажей (святых покровителей Левена, местных правителей), так и аллегорических (некоторые скульптуры олицетворяют права, которые в свое время были дарованы городу). Кроме статуй, на фасадах можно увидеть большое количество разнообразных флагов. Ратушу Левена, построенную в стиле пламенеющей готики, можно разглядывать часами, удивляясь все новым деталям. Это здание за пышный декор местные жители называют «Пантеоном».

Ратуша расположена на центральной площади Левена – Гроте Маркт. Она является одной из старейших Ратуш во всей Бельгии. Архитекторы, работавшие над мэрией Левена, вдохновлялись Ратушей Брюгге.

Первая ратуша Левена находилась на площади Старый рынок. В XV веке городские власти решили построить новое здание на Гроте Маркт. Строительство проходило в два этапа. В 1439-1445 годах по проекту двух архитекторов Сульпициуса ван Ворста и Яна II Кельдермана была возведена восточную часть Ратуши. С 1448 по 1469 годы продолжалось строительство северной части, то есть той, которая расположена вдоль площади Гроте Маркт. Работами руководил архитектор Матье де Лайенс. Южное крыло вдоль улице Мунстрат появилось в 1938 году. За время своего существования Ратуша Левена не раз перестраивалась.

Все, кто хотя бы раз видел это здание, признают: это что-то грандиозное. «Ты осматриваешь его на одном дыхании», «У тебя просто отвисает челюсть», «Полный восторг» – примерно так комментируют увиденное туристы из разных стран. Каменно-кружевная Лёвенская ратуша в Бельгии считается самой красивой в Европе, а некоторые ценители архитектуры даже называют ее самой великолепной ратушей мира.

Когда приближаешься к этому архитектурному шедевру, чтобы рассмотреть его детально, глаза разбегаются и просто не знаешь, с чего начать. Кружево готики пишет сказку в камне и эту сказку можно читать на любом языке справа налево, слева направо и даже сверху вниз.

Здание в стиле поздней (брабантской) готики, напоминающее замок из мокрого песка, настолько величественно и настолько обильно покрыто «кружевом» (особенно угловые башни), что целиком охватить его взглядом или объективом фотокамеры очень сложно. Но перед просмотром, конечно, не мешает узнать его историю.

Автором проекта был архитектор Сульпициус ван Ворст, но, к сожалению, он умер еще на начальном этапе работ. Эстафетную палочку принял мастер Ян Кельдерман II, а затем, после его смерти в 1445 году, грандиозное дело продолжил Маттеус де Лайенс. Здание возводили, начиная с восточной стороны, постоянно добавляя в первоначальный проект что-то новое, и работа длилась вплоть до 1469 года. А в период с 1841 по 1892 г.г. ратуша претерела масштабную реставрацию.

В конце позапрошлого века на фасаде появились многочисленные статуи, каждая из которых – настоящий шедевр. Фигуры ставили постепенно, вплоть до начала XX века.

Скульптуры все, от больших и до самых маленьких сделаны настолько искусно, что можно разглядеть выражения лиц.

Вот здесь, к примеру, изображен суд царя Соломона. Помощник царя как раз собирается разрубить ребенка надвое.

А здесь - определенно сцена, предшествующая сцене суда, где две женщины вцепились друг другу в волосы, пытаясь поделить ребенка, мирно спящего на кровати.

Два ряда статуй, расположенных на уровне первого этажа – это художники, ученые и другие известные личности, тем или иным образом связанные с историей Лёвена. Также здесь есть фигуры людей, символизирующих «муниципальные свободы», и покровителей церковных приходов. На втором этаже можно увидеть воплощенных в камне графов Лёвена и герцогов Брабантских.

У каждого яруса скульптур своя тематика. И, судя по всему, свое историческое время - если судитъ по одежде.

На более верхних ярусах изображены графы и герцоги. Под ними, у них в ногах - рыцари, гвардия, личное войско, сцены из каких-то военных походов.

Башни же украшают библейские персонажи, а также различные сцены из Библии и истории на тему «грех и наказание». Поскольку в Ратуше заседали судьи, эти скульптурные композиции должны были нести увещевательную и поучительную функцию – не только для народа, но и для служителей Фемиды.

В ногах у просветителей - сценки из школьного быта, учителя и ученики.

Можно предположить, что в ногах у выдающихся граждан города - сцены из жизни и остории их семей.

На переднем плане можно увидеть шикарные входные двери, сверху украшенные фигурами Богородицы с Младенцем и чтимого в городе Святого Петра.

Если посмотреть наверх, то, помимо изумительных боковых и фронтонных башенок, можно увидеть еще одно интересное архитектурное решение – несколько ярусов мансардных окон на крутой крыше.

Многочисленные каменные фигуры и скульптурные композиции, декоративные элементы, окна-арки, обилие ярких живых цветов на подоконниках, флаги – все это придает «кружевному» зданию невероятно-праздничный вид. Местные жители называют свою ратушу «музеем под открытым небом», ведь разглядывать его снаружи можно часами.


В период с 1900 по 1914 год в Ратуше провели еще одну реставрацию, но тут началась война. Мощный обстрел города немцами и крупный пожар в августе 1914-го поставили под угрозу существование этого шедевра. К счастью, здание чудом уцелело, получив минимум повреждений. Есть версия, что его не тронули, поскольку в Ратуше располагалась немецкая штаб-квартира.

А вот во время Второй Мировой войны, после взрыва бомбы в 1944 году, упавшей аккурат перед фасадом, здание пострадало гораздо серьезнее.

Во второй половине прошлого века Лёвенская ратуша была полностью восстановлена, и сейчас этот великолепный памятник архитектуры выглядит безупречно. <......................>

В отличие от многих ратуш того времени, ратуша Лёвена не имеет высокой центральной башни, а вместо нее на каждом из четырех углов двух фронтонов возвышается стройный шпиль. Кроме того, сами фронтоны также увенчаны подобным шпилем, так что здание кажется увенчанным шестью башнями.

Фасады имеют разнообразную структуру: вертикальную - десять оконных осей на карнизах и по три окна на каждом из фронтонов, горизонтальную - три этажа. Ниши для многочисленных фигур относятся уже к первоначальному зданию; на их консолях изображены библейские сцены, большинство из которых посвящены теме вины и наказания и должны были призвать зрителя к покаянию.

Закладка первого камня состоялась 31 марта 1439 годa. Сегодня еще можно различить одну башню проекта Сульпиция - северо-восточную, значительно менее украшенную, чем другие башни.


Одна из перестроек произошла в 1709 году. Вход был переделан: слева от входной двери окно было превращено в дверь, что добавило симметрии, также была добавлена нынешняя лестница.


К этому времени ратуша уже имела признаки износа: в XVII веке башни пришлось укрепить железными прутьями, во второй половине XVIII века было обновлено соединение фасада, а в апреле 1890 года одна из башен была даже обезглавлена ударом молнии.


В декабре 2008 года почти все административные службы города Левена переехали в новый городской офис на улице профессора Роджера Ван Оверстраетенплейн рядом с железнодорожным вокзалом. В новом здании разместились, в частности, городские офисы, Коллегия мэра и олдерменов и городской секретариат. Историческая ратуша Левена с тех пор использовалась только для проведения церемоний и торжественных мероприятий. Здание по-прежнему ожидает перепрофилирования.

Теоретически можно зайти вовнутрь и осмотреть интерьеры. Но, как все поняли, - 1 января все закрыто. На первом этаже находится разветвленный зал с дубовыми балками, вырезанными Виллемом Ардсом. Здесь же находится готический зал с четырьмя большими историческими картинами и семью небольшими портретами работы Андре Эннебика.


Внешний фасад может быть готическим, но внутри салоны оформлены в разных стилях. Здесь есть один салон в стиле Людовика XIV, один салон в стиле Людовика XV и один салон в стиле Людовика XVI. В одном из этих салонов висит картина с изображением всех мэров города, начиная с французской эпохи, за исключением действующего мэра Мохамеда Ридуани.

Да мы все равно не в обиде. Ну не может внутри быть краше, чем снаружи!

Но нам снова пора. Ездить в темноте - радость невеликая, поэтому собираем манатки, смотрим на часы и прикидываем дальнейшие планы.
|
</> |