Пиза. Кампо Санто.

топ 100 блогов mirandalina30.03.2015
Ну вот, собиралась делать одно, а получилось другое. Вместо пары красивых фотографий - большой рассказ-экскурсия.

Из всех объектов архитектурного комплекса Пизы меня больше всего потрясло Кампо Санто - закрытое кладбище с фантастическими фресками. Попала я туда уже на закате, но как раз из-за этого впечатление было наиболее сильным. Я оказалась с шедевром наедине. Пока толпы галдящих туристов делали бесчисленные селфи с Пизанской башней, в Кампо Санто царила тишина и пустота, и только мои шаги гулко отдавались в переходах клуатра. Теплые лучи заходящего солнца подсвечивали стены с видимыми следами повреждений золотом, превращая их в драгоценные реликвии.

Пиза. Кампо Санто.


Снаружи здание выглядит непритязательно: глухие стены, слепая аркатура, простой главный вход с площади.
Пиза. Кампо Санто.

Только мраморный табернакль (2 пол.XIV в., мастерская Джованни Пизано,
возможно, Лупо ди Франческо) обращает на себя внимание.
Пиза. Кампо Санто.

Затейливая готика: краббы в виде скрученных листьев, фигуристые пинакли, гаргульи,
увенчивающие вимперги маленькие статуи, сцена благословения Младенцем Христом донатора
(напоминает какую-то картину, сходу не могу найти).
Пиза. Кампо Санто.

Чешуйчатый купол капеллы.
Пиза. Кампо Санто.

Внутренний двор представляет собой аккуратный газон с остатками колонн.
Пиза. Кампо Санто.

Здесь стены, напротив, богато украшены широкими и высокими полукруглыми окнами со стрельчатыми арками.
Пиза. Кампо Санто.

"Кампо Санто" означает "святое поле", по преданию, галереи были построены на месте древнего кладбища,
куда была привезена земля с Голгофы. Внутри галерей тоже устроили захоронения (знатных и почитаемых горожан).
Пиза. Кампо Санто.

Строительство было начато в 1277 году и продолжалось до 1464 года (с перерывами, конечно).
Пиза. Кампо Санто.

Главный вход делит галереи Кампо Санто почти пополам.
Пиза. Кампо Санто.

Если присмотреться, над полуколоннами можно увидеть маскароны.
Пиза. Кампо Санто.

Например, грустный лев:
Пиза. Кампо Санто.

Вид изнутри (виден главный собор Пизы).
Пиза. Кампо Санто.

Пиза. Кампо Санто.

Галереи Кампо Санто выложены мрамором, вдоль стен расставлены саркофаги, по стенам - фрески (сейчас от них мало что осталось).
Пиза. Кампо Санто.

В XIX веке эти галереи были еще и городским музеем:
здесь хранились скульптуры, рисунки, эскизы и старинные гравюры, все это открыто было всем ветрам,
т.к. окна не предполагали ни витражей, ни стекол.
Гравюра 1833 года:
Пиза. Кампо Санто.

Кампо Санто в цвете (1855 г.):
Пиза. Кампо Санто.

Вот таким увидел Кампо Санто русский художник-любитель А.Н. Мордвинов:
Пиза. Кампо Санто.

Уже тогда пизанцы крепко задумались над реставрацией фресок, которые постепенно осыпались.
Пиза. Кампо Санто.
Гравюра 1860 года.

Но настоящая беда пришла со Второй Мировой войной.
Кампо Санто сильно пострадало в результате авиабомбежки 27 июля 1944 года.
Стропила были деревянными, прямые попадания снарядов полностью уничтожили крыши над галереями.
Пиза. Кампо Санто.

Фрески сильно осыпались, их собирали буквально по кусочкам, как паззлы,
потом поместили на специальную основу и заново закрепили на стенах.
Пиза. Кампо Санто.

Теперь вы можете себе представить масштаб подвига реставраторов.
Пиза. Кампо Санто.

Реставрационные работы ведутся с 1945 года по сей день.
Один из интересных методов современной реставрации этих фресок -
использование бактерий Pseudomonas stutzeri.
Пиза. Кампо Санто.

Так выглядит кладбище сегодня.
Пиза. Кампо Санто.

Больше всего пострадали фрески, но саркофаги и статуи пошли трещинами, как и мраморные надгробия в полу.
А также кое-где до сих пор видны следы свинца от снарядов.
Пиза. Кампо Санто.

Впрочем, некоторые надгробия сохранились очень неплохо.
Пиза. Кампо Санто.

На этом кладбище, кстати, хоронят до сих пор.
Вот, в 2009 году здесь похоронили архипресвитера Пизанского собора:
Пиза. Кампо Санто.

Нет худа без добра: когда реставрировали фрески, обнаружили под ними подготовительные рисунки - синопии.
Для синопий устроили отдельный музей. Синопии производят неизгладимое впечатление, я долго их разглядывала.
В качестве примера могу показать несколько синопий Беноццо Гоццоли.
Из сцены поклонения волхвов:
Пиза. Кампо Санто.

Из сцены рождения Иакова и Исава:
Пиза. Кампо Санто.

Ангел Благовещения:
Пиза. Кампо Санто.

Многие саркофаги в Кампо Санто римской эпохи.
Раньше их было еще больше, сейчас осталось несколько десятков.
Пиза. Кампо Санто.

Это, очевидно, Калидонская охота на вепря (3 в.):
Пиза. Кампо Санто.

Саркофаг с сатирами, вакханками и Дионисом (сер. 3 в.):
Пиза. Кампо Санто.

Саркофаг муз (сер. 3 в.):
Пиза. Кампо Санто.

Саркофаг со львами, терзающими добычу (кон. 3 в.):
Пиза. Кампо Санто.

Деталь:
Пиза. Кампо Санто.

Другие римские саркофаги Кампо Санто можно посмотреть в Викимедии.А это произведение Бертеля Торвальдсена, великого датского скульптора,
гробница итальянского хирурга Андреа Вакка́ Берлингьери.
Пиза. Кампо Санто.

Кенотаф Винченцо Марулли, неаполитанского герцога.
Пиза. Кампо Санто.

Другие гробницы можно посмотреть здесь.

Солнечные лучи заходящего солнца придавали фрескам и пространству в целом особую выразительность.
Пиза. Кампо Санто.

Пиза. Кампо Санто.

Сюда был перемещен памятник выдающемуся средневековому математику Леонарду Фибоначчи
(раньше он стоял на одной из площадей города), уроженцу Пизы.
Пиза. Кампо Санто.

Пиза. Кампо Санто.

Скульптура Лоренцо Бартолини "Безутешная" (1841).
Пиза. Кампо Санто.

Здесь же находятся цепи порта Пизы, которые были использованы для защиты гавани в 1290 году
во время войны с Генуей. Цепи тогда не помогли, Пиза потерпела сокрушительное поражение,
цепи генуэзцы увезли с собой, разделили на части и развесили в своих церквях и других зданиях
в качестве насмешки над пизанцами. То же сделали флорентийцы уже в XV веке.
Пизанцы вернули свои цепи обратно только в XIX веке.
Пиза. Кампо Санто.

На переднем плане - саркофаг итальянского физика О.Ф. Моссотти.
Пиза. Кампо Санто.

Обратимся к главным сокровищам Кампо Санто - фрескам, большинство из которых было создано в XIV веке. По периметру расположены фрески Таддео Гадди, Беноццо Гоццоли, Франческо Траини, Андреа ди Бонайуто, Пьеро ди Пуччио, а также Антонио Венециано, Спинелло Аретино и некоторых других. Две самые знаменитые фрески находятся в специальном помещении для обеспечения большей сохранности и безопасности, их автор, как было установлено не так давно, - Буонамико Буффальмакко, друг Бокаччо.

Покажу я не все фрески, естественно, а только некоторые, сохранившиеся лучше всего.
Беноццо Гоццоли, "Иосиф при дворе фараона":
Пиза. Кампо Санто.

Андреа ди Бонайуто (вверху) и Антонио Венециано (внизу),
сцены из жития святого Райнерия Пизанского (отшельника).
Кстати, этого святого считает своим покровителем также княжество Монако.
Пиза. Кампо Санто.

Антонио Венециано, сцены из жития св. Райнерия, деталь:
Пиза. Кампо Санто.

Андреа ди Бонайуто, сцена из жития св. Райнерия, деталь:
Пиза. Кампо Санто.

Андреа ди Бонайуто, сцена из жития св. Райнерия, деталь:
Пиза. Кампо Санто.

Буонамико Буффальмакко, "История святых отцов" (отшельников Фиваиды):
Пиза. Кампо Санто.

Спинелло Аретино, сцены из жития св. Ефизия.
Пиза. Кампо Санто.

Беноццо Гоццоли, "Проклятие Хама":
Пиза. Кампо Санто.

Беноццо Гоццоли, "Строительство Вавилонской башни":
Пиза. Кампо Санто.

Беноццо Гоццоли, "Строительство Вавилонской башни", деталь:
Пиза. Кампо Санто.

Есть в Кампо Санто и более поздние фрески, например,
Паоло Гвидотти (Боргезе), "Юдифь" (кон. XVI в.):
Пиза. Кампо Санто.

Наконец, две самые знаменитые фрески.
(Вообще-то фресок три, но на момент моего посещения третья фреска "Ад" была, видимо, на реставрации).
Буонамико Буффальмакко, "Триумф смерти" (превьюшку можно увеличить):
Пиза. Кампо Санто.

Датируется "Триумф смерти" 1336-1341 годами. В длину эта фреска 15 метров, в высоту 5,6. Раньше были еще рамы с назидательными надписями, но они утрачены. Общий смысл произведения - бренность всего сущего (memento mori), сцены не связаны напрямую между собой.
В левом нижнем углу - сцена охоты. Знатные господа и дамы под предводительством короля едут по лесу и вдруг натыкаются на могилы со смердящими покойниками. Эти три покойника были знатными и богатыми (папа, король и рыцарь), а теперь их едят огромные черви. Вазари утверждает, что в одном из охотников художник изобразил Угуччоне делла Фаджиола, а в другом - Каструччо Кастракани, оба они были кондотьерами, вождями гибеллинов.
Пиза. Кампо Санто.

Один всадник (Каструччо Кастракани) отвернулся, показывает пальцем на покойников и говорит что-то королю,
который явно смущен и потрясен. Другого всадника (Угуччоне делла Фаджиола) вот-вот стошнит.
Животные в выразительности людям не уступают.
Пиза. Кампо Санто.

У покойников вздутые животы, руки отделены от тел, лица изъедены червями, это три стадии гниения
(третий труп почти разложился). Черви скорее похожи на змей, чтобы испугать как следует.
Пиза. Кампо Санто.

Одна из дам смотрит прямо на зрителя.
Пиза. Кампо Санто.

Взгляд у синьоры отрешенный, как будто она еще ничего не заметила, задумалась...
Пиза. Кампо Санто.

А вот слуги в панике. Им все это явно ближе, чем синьорам.
Пиза. Кампо Санто.

Слева от всадников - отшельник со свитком, возможно, св. Макарий Египетский.
В верхнем левом углу можно увидеть других отшельников, ведущих простой и праведный образ жизни.
Они трудятся (например, доят козу), читают Священное Писание, молятся.
Пиза. Кампо Санто.

В правом нижнем углу картины - куртуазная сцена. В тени апельсиновой рощи беспечно отдыхают
молодые женщины и мужчины. Кто-то играет на музыкальных инструментах, слушает пение,
кто-то флиртует, играет с карликовой собачкой или ручной птицей,
а над ними летают амурчики, готовые пронзить кого-нибудь стрелами любви.
Пиза. Кампо Санто.

Все молодые люди в ярких красивых богатых одеяниях.
Пиза. Кампо Санто.

Эти две сцены разделяет Смерть. Держа в руках широкую косу, она парит над всеми людьми,
молодыми и старыми, богатыми и бедными, забирая к себе всех подряд.
И ближе всех к ней находятся беззаботные молодые люди, они еще не знают об этом...
Пиза. Кампо Санто.

Смерть почему-то блондинка (личный негативный опыт художника? :) на самом деле, скорее всего, Смерть седая),
на ногах у нее когти, крылья тоже с когтями, как у летучей мыши.
Также выше изображены парящие ангелы и бесы, они борются за умершие души
(которые традиционно нарисованы в виде голеньких младенцев).
Пиза. Кампо Санто.

Вторая фреска Буффальмакко - "Страшный Суд" (того же времени). Она 8,6 м в длину и 6 м в высоту.
(Превьюшку можно увеличить).
Пиза. Кампо Санто.

В центре композиции Мадонна и Христос в двух мандорлах (нетрадиционное решение). Под ними ангел держит картуши со словами из Откровения ("Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" и "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу"). Ангелы справа держат орудия Страстей, ангелы под картушами возвещают начало Последнего Суда (вы ведь знаете, наверное, что Страшный Суд страшен именно тем, что он последний, т.е. до него можно поменять посмертную участь - поэтому христиане молятся об умерших, а после него уже нельзя, ибо "времени уже не будет"). Интересно, что Христос поднял руку, точно такой же жест изобразит потом Микеланджело в своем "Страшном Суде" в Сикстинской капелле.
Пиза. Кампо Санто.

В центре стоит Архангел Михаил в доспехах с мечом, он дает указания, куда определить человека,
чья судьба решается в данный момент. Человека определяют к праведникам,
которые традиционно располагаются "одесную" Христа.
Мертвые воскресают из гробниц, вырубленных прямо в земле.
Следующим будет какой-то король в зеленых одеждах.
Пиза. Кампо Санто.

Интересно, что в толпу праведников каким-то образом затесался грешник,
и другой ангел заставляет его перейти к своим "коллегам" (причем в грубой форме, таща за волосы!).
Пиза. Кампо Санто.

Праведники с одухотворенными лицами стоят в молитвенных позах.
Пиза. Кампо Санто.

А вот старая королева встречает молодую. Мне нравится думать, что это мать и дочь.
Пиза. Кампо Санто.

В толпе грешников ангелы свирепствуют, угрожают мечами (ну чисто "омоновцы").
Пиза. Кампо Санто.

Грешникам все происходящее явно не нравится.
Пиза. Кампо Санто.

С правого края их уже начинает жечь огонь преисподней, некоторых грешников уже засасывает в ад.
(Фреска "Ад" располагается справа на другой стене, ее можно посмотреть тут).
Пиза. Кампо Санто.

Если даже на современного человека эти фрески с утратами производят такое сильное впечатление,
то можно себе представить, какое влияние они имели на сознание средневековых обывателей.
Ну и пара кадров Кампо Санто Монументале напоследок.
Пиза. Кампо Санто.

Пиза. Кампо Санто.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у sl_lopatnikov в Вопрос к... . Все-таки мне вот что глубоко непонятно: что привлекает людей в религиях вообще и в исламе - в частности? В конце-концов, по-настоящему понимать как все устроено несопоставимо интереснее, чем "верить". Идешь по улице - и знаеш ...
На выходных, ходила к подруге на Д.Р. "Добрая" подружка специально для меня пригласила несколько парней в надежде, что кто то начнет ухаживать за мной, вроде как отвлечет меня от тяжелых мыслей. Мальчики молодые симпатичные, веселые. Но смущает ...
Я съездила в иммиграционное бюро и все узнала: я еще не высококвалифицированный специалист - 10 или даже 15 баллов не хватает. Сегодня хочу поговорить про получение вида на жительство в Японии не через брак, а через работу. По стандартным правилам ВНЖ выдается иностранцам, прожившим ...
Вчера вечером наблюдал, самец через полкилометра был остановлен и имел виноватый вид. Бойтесь ДПС "обочечники"! ...
С радостью Кровавый анонсировал скорый выход патча 0.7.0. Новость озаглавлена "Танки покроются камуфляжем", и случится это, судя по тону новости очень скоро. Но уже сейчас лично я покрываю Кровавый матом - перки в этом патче не анонсированы. Дискас, ...