Пивной сомелье

До этой поездки воспоминания о Питере у меня были неоднозначными. Первое впечатление и вовсе оставляло желать, ибо в начале девяностых, когда я впервые побывал там, Питер был серым, грустным, нищим и даже каким-то озлобленным - как и все в те времена, наверное. Таким же замученным скакал по нему и я, пока не наткнулся на какой-то совершенно чумовой киоск с разливным (!) коньяком "ОС" где-то неподалёку то ли от Дворцовой, то ли от Сенной площади. Только это как-то и разукрасило тогдашнюю питерскую серость.
Через двадцать с лишним лет я снова оказался в Питере - и в этот раз он был другим, праздничным, чистым (до сих пор удивляюсь пылесосам на питерских улицах - наш мэр клятвенно пообещал завести такие же. Видимо, будет заодно высасывать ими воду там, где нет ливневой канализации - везде, в общем), уютным. Правда, свободного времени у меня было не слишком много, успел встретиться с френдами, поговорить, даже прогулялся вдоль Фонтанки и подивился новому зданию Мариинки, но в местные заведения почти не заглядывал - во-первых, как-то не попадались мне радующие глаз, какие-то там сплошные суши-бары - вместо, оказывается, закрывающихся итальянских заведений, говорят местные. Даже пива толком не попробовал (кроме, спасибо Злому Алексу, одного исключительного сорта с таким цветочными ароматом, что буду вспоминать о нём ещё долго - пиво достаточно было нюхать, даже пить было жалко) - как-то не очень распространены в Питере магазинчики с разливным пивом, в Новосибирске-то этого добра на каждом шагу вдоволь.
И вот, наконец, мне свезло, поскольку в августе я оказался в Питере с целью наскрозь прозаической - совершить пивной тур по тамошним соответствующим заведениям в хорошей компании, да ещё и под руководством руководителя музея истории пивоварения Санкт-Петербурга и главы экспериментального цеха-завода "Балтики" Юрия Катунина, который приезжал к нам в Новосибирск с серией лекций "Пивной сомелье", на них мы и познакомились.
Тут не он, просто фото нравится.

За день до общего сбора мы успели прогуляться по Питеру и понять, что все здешние питейные дороги ведут на улицу Рубинштейна - кажется, она бьёт все рекорды по количеству мест, где можно культурно потребить, выйти на улицу, сделать пару шагов и снова оказаться там, где нальют. Из пройденных и опробованных помню только серийное (где-то мы потом видели ещё одно) заведение "Барслона", где мои спутники были очарованы чумовой официанткой, и бар под названием "Терминал", куда мы попали очень удачно, застав хозяина, который оказался товарищем разговорчивым и рассказал много чего интересного - вот было бы здорово, если бы можно было в таких случаях пить, болтать, а наутро всё помнить...
Наутро хотелось пить, потому я совершил ошибку и попил питерской водицы из крана. Могу сказать, лучше бы я стал козлёночком, чем те последствия, которые меня настигли уже вскоре. С помощью изрядной доли медикаментов, впрочем, удалось пресечь раздрай в организме и отправиться на встречу с пивным сомелье - кстати, по пути выяснилось, что с нашего отеля, памятника архитектуры, отваливаются довольно увесистые булыжники и норовят шмякнуться на макушку новосибирским литераторам, блогерам и журналистам.
Вот такой вот отель унутре, с галереями и, хочется написать, амфиладами, но я точно не помню, что это такое.

(Далее, кстати, будут фотографии, которые делались без умения, с планшетника, без всякой задней мысли, без выставления горизонта, - к фотографиям и пляскам вокруг их качества я равнодушен, потому они только для иллюстрации.)
Первым делом мы побывали в каком-то неброском заведении, у площади Восстания, где разговелись пшеничным пивом и двинулись, повеселевшими, в поход. С пшеничными сортами в Питере, кстати, всё в порядке, на зависть, а у нас теперь "восьмёрку" балтиковскую днём с огнём не найти, а жаль...
Дальше мы двинулись к Гостиному двору (ничего не путаю?) - там неподалёку находится заведение с монументальным названием "Метрополь" - известный как ресторан-пивоварня.

С одной стороны, ресторан шикарен и величав - это тот случай, когда в туалете заведения можно жить, настолько там круто. Заведение ведёт свою родословную от вот этой бумаги, чудом сохранившейся от прежнего "Товарищества официантов":

Тут есть специальная пивная карта.

Тут каждый сорт пива, сотворённый бельгийцем Гийомом Денэйером, подаётся торжественно.

Даже бутылки с пивом выглядят так, как шампанские вина - они тут снабжены соответствующей амуницией в виде пробок, как у шампанского, поскольку эти сорта требуют дображения в бутылке.

В пивном зале (есть ещё ресторанный зал, классический, с огромными потолками и торжественностью люстр) довольно демократично.


Если поднять глаза, то много чего интересного написано. Например, из Довлатова.

Вообще, судя по ценам, заведение не сказать, чтобы дорогое-дорогое - обычное, даже если сравнивать с новосибирскими пабами.

Всё же такие фишки, как единственная в стране бельгийская пивоварня и пиво, которое вторично бродит в бутылке и делается небольшими партиями вручную - они стоят того. И управляющий заведением - очень располагающий к себе мужик, так что было приятно увидеть его ещё раз на следующий день на награждении, - но об этом в следующий раз.
В саму пивоварню мы, кстати, тоже спустились. Пиво ещё не было готово, потому мы только пооблизывались на горлышки.

В "Метрополе" было весело - пока ждали заказ, кто-то из компании уточнил, что чего-то из бизнес-ланча не нужно нести - то ли салат, то ли суп, не помню. Дескать, ну вы там пристройте куда-нибудь, если уж нельзя обойтись без этого салата в наборе. И мальчик-официант потупился и сказал: "Видимо, он достанется мне, спасибо..." И потом, когда кто-то отказался от предложенной булочки или ещё чего-то из комплекта-ланча, мальчик и с намёком согласно кивнул: "Спасибо..." - мол, это тоже мне, вот и покормили вы меня. Чудо-юноша, давненько не наблюдал у официантов чувства юмора.
А мы после "Метрополя" зашли в местное фольклорное заведение - "Толстый фраер", которых в Питере уже несколько, а принадлежат они, понятно, Розенбауму. Наше было у канала Грибоедова (или у Фонтанки - не знаю, как питерцы сами не путают свои водопротекающие места: Фонтанка, Сена, Нева, к. Грибоедова... чего там ещё?.. Идёшь через них, пересекаешь один за другим - и кто бы знал, где ты сейчас оказался).

Надо сказать, что пивная эта демократичная, разносолов не найдёшь, зато можно недорого потребить пива с почти советским набором из сухарей, сушёной рыбы и ещё чего-то. Впрочем, сосед справа лопал здоровенную рульку - видать, готовят тут вменяемо. Особых пивных изысков не найти, да мы и не искали - забавен был сам антураж. А когда толстая, как полагается в таком месте, официантка пару раз проникновенно и от души высказалась по поводу каких-то технических проблем со счётом - стало понятно, что внутреннее содержание соответствует ожиданиям.

Потом мы отправились пешком через Неву (странно ведь по Питеру разъезжать на метро, когда хочется побольше увидеть) по мосту, который от Дворцовой идёт - кто бы его знал, как он называется.
По пути встретили разных женщин на столбах.

Гуляли-рассматривали всё вокруг - и оказались внезапно в уютном кабачке под названием "Град Петров".
Тут, пока все трудились над одной кружкой, я разошёлся и заказал набор из лучших сортов, так называемый "пробник". Пробник оказался впечатляющим.

Всё это я осилил и даже добил чем-то сверху.
Кстати, и место, и пиво тут очень даже хороши, особенно здешний тёмный вариант рекомендую.
После мы с Юрием попрощались, но не совсем - на следующий день нас пригласили на встречу малых пивоваров с председателем совета Союза российских Пивоваров и президентом "Балтики" Исааком Шепсом, перед которой Юрий должен был показать сам завод и свою вотчину - экспериментальный цех, где ведётся работа над новыми сортами. И встреча, которая по всем прикидкам должна была стать формальной и скучной, оказалась чумовой - благодаря в том числе и Исааку, настоящему румыну, а не чопорному "свадебному генералу".
Но об этом и о том, как Новосибирск статистику пивного потребления страны портит, расскажу в следующий раз. И о котиках тоже...
Впрочем, о котиках прямо сейчас: когда я вернулся из Питера, Сашка научилась шить вот таких красавцев:

Папа пьёт, дочка - шьёт.
Всё честно.
|
</> |