Пытка цифрами, или почему школьники называют математику наказанием?
multyman — 20.11.2014 В эту среду побывал в школе № 2030 на заседании Клуба директоров московских школ. Темой этой встречи стало повышение качества математической подготовки учеников. Не секрет, что с каждым годом все больше выпускников выбирают гуманитарные направления и специальности, а в профессиях связанных с точными науками и техникой огромный дефицит кадров. Пробный ЕГЭ по математике показал, что хорошо считать могут далеко не все. Поэтому Департамент образования решил обсудить возможные решения проблемы на открытой площадке Клуба. В актовом зале собралось немало гостей.Среди участников в основном были директора школ. Видимо родителям не очень интересно математическое образование детей. И зря, но об этом ниже.
Первым выступил директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. Признаться, я не думал, что у нас все настолько неважно с математикой в школах. Ященко рассказал о результатах апробации базового ЕГЭ. 30% сдающих просто не могут справиться с заданиями. Пробелы в знаниях проявляются на довольно простых задачах. Вот пример:
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВЕЛИЧИНЫ | Возможные значения |
А) диаметр монеты | 1) 6400 км |
Б) рост жирафа | 2) 324 м |
В) высота Эйфелевой башни | 3) 20 мм |
Г) Радиус Земли | 4) 5 м |
Вроде бы все очевидно. Ну не может же быть радиус Земли 20 миллиметров или рост жирафа 6400 километров. Тем не менее, это задание завалили 15 процентов всех участников апробации. А если вспомнить, что в апробации приняли участие почти 300 000 человек, то становится страшно за страну.
Ященко прямо говорит: «Мы теряем детей в 5-7 классе». Как показывает статистика, к 7 классу количество троек возрастает, а интерес к предмету у учеников уходит. Незнание материала накапливается год от года и уже к 11 классу математика воспринимается как пытка.
Потом выступила директор Городского методического центра Марианна Лебедева напомнила, что учебный план создается не для школы, не для учителей, а именно для учеников. Именно школа определяет учебный план и никто другой. Поэтому каждая школа должна выбрать свою стратегию. Классическое «совковое» образование больше не справляется. Нужны современные методы и подходы.
Кстати позитивный опыт внедрения новых методов уже есть. Директор школы № 2095 Илья Новокрещенов представил свое видение ситуации, предложив варианты модульного и лекционно-семинарского обучения.
Но неверно перекладывать всю ответственность за плохие результаты экзаменов только на школы. Прогресс детей – это всегда совместный труд педагогических советов, родителей и самих детей. Преподаватели должны более творчески подходить к урокам алгебры. Интересная математика не должна существовать лишь в рамках кружков. А с тем оборудованием, которые есть у школ сегодня, можно сделать каждый урок особенным.
Сами же дети перестают читать. Речь не только об учебной литературе. Отсутствие культуры чтения прямым образом сказывается на общем фоне знаний учеников. Да и сами преподаватели не интересуются литературой, которая не входит в их сферу деятельности. Этот фактор тоже стоит учитывать, когда мы говорим про среднее образование.
Встреча завершилась выступлением главы Департамента образования Исаака Калины, который отметил, что миссия школы – помочь человеку жить в многомерном, разнообразном мире. Многопрофильная школа как модель такого мира должна строиться на плотном взаимодействии педагогов друг с другом. Педсоветы должны сближать предметы, а родители активно участвовать в учебном процессе.
Мне кажется, что многие школы сломя голову бросились обеспечивать стопроцентную сдачу ЕГЭ, чтобы набить себе рейтинг, а про образование в широком смысле этого слова благополучно забыли.
В президиуме также напомнили, что школы сегодня построены вокруг отбора учеников в классы, а идти нужно от противоположного. Выбор ученика – вот, что главное. Именно ребенок должен выбирать интересы, а уже потом должны формироваться требования к его образованию. Да, возможно это труднодостижимый идеал, но к идеалу надо стремиться.
Родителям же хочется посоветовать участвовать в жизни детей и школ. Хотя бы смотреть онлайн-совещания департамента, общегородские родительские собрания или посещать вот такие собрания Клуба директоров по средам, где каждый может задать свой вопрос, а темы обсуждаются открыто. Главное не быть равнодушным к образованию наших детей.
|
</> |