Пытка цифрами, или почему школьники называют математику наказанием?

топ 100 блогов multyman20.11.2014 В эту среду побывал в школе № 2030 на заседании Клуба директоров московских школ. Темой этой встречи стало повышение качества математической подготовки учеников. Не секрет, что с каждым годом все больше выпускников выбирают гуманитарные направления и специальности, а в профессиях связанных с точными науками и техникой огромный дефицит кадров. Пробный ЕГЭ по математике показал, что хорошо считать могут далеко не все. Поэтому Департамент образования решил обсудить возможные решения проблемы на открытой площадке Клуба. В актовом зале собралось немало гостей.

Пытка цифрами, или почему школьники называют математику наказанием? 1

Среди участников в основном были директора школ. Видимо родителям не очень интересно математическое образование детей. И зря, но об этом ниже.

Пытка цифрами, или почему школьники называют математику наказанием? 2

Первым выступил директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. Признаться, я не думал, что у нас все настолько неважно с математикой в школах. Ященко рассказал о результатах апробации базового ЕГЭ. 30% сдающих просто не могут справиться с заданиями. Пробелы в знаниях проявляются на довольно простых задачах. Вот пример:
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВЕЛИЧИНЫ Возможные значения
А) диаметр монеты  1) 6400 км
Б) рост жирафа 2) 324 м
В) высота Эйфелевой башни         3) 20 мм
Г) Радиус Земли 4) 5 м

Вроде бы все очевидно. Ну не может же быть радиус Земли 20 миллиметров или рост жирафа 6400 километров. Тем не менее, это задание завалили 15 процентов всех участников апробации. А если вспомнить, что в апробации приняли участие почти 300 000 человек, то становится страшно за страну.

Пытка цифрами, или почему школьники называют математику наказанием? 3

Ященко прямо говорит: «Мы теряем детей в 5-7 классе». Как показывает статистика, к 7 классу количество троек возрастает, а интерес к предмету у учеников уходит. Незнание материала накапливается год от года и уже к 11 классу математика воспринимается как пытка.
Потом выступила директор Городского методического центра Марианна Лебедева напомнила, что учебный план создается не для школы, не для учителей, а именно для учеников. Именно школа определяет учебный план и никто другой. Поэтому каждая школа должна выбрать свою стратегию. Классическое «совковое» образование больше не справляется. Нужны современные методы и подходы.

Пытка цифрами, или почему школьники называют математику наказанием? 4

Кстати позитивный опыт внедрения новых методов уже есть. Директор школы № 2095 Илья Новокрещенов представил свое видение ситуации, предложив варианты модульного и лекционно-семинарского обучения.

Пытка цифрами, или почему школьники называют математику наказанием? 5

Но неверно перекладывать всю ответственность за плохие результаты экзаменов только на школы. Прогресс детей – это всегда совместный труд педагогических советов, родителей и самих детей. Преподаватели должны более творчески подходить к урокам алгебры. Интересная математика не должна существовать лишь в рамках кружков. А с тем оборудованием, которые есть у школ сегодня, можно сделать каждый урок особенным.

Пытка цифрами, или почему школьники называют математику наказанием? 6

Сами же дети перестают читать. Речь не только об учебной литературе. Отсутствие культуры чтения прямым образом сказывается на общем фоне знаний учеников. Да и сами преподаватели не интересуются литературой, которая не входит в их сферу деятельности. Этот фактор тоже стоит учитывать, когда мы говорим про среднее образование.

Пытка цифрами, или почему школьники называют математику наказанием? 7

Встреча завершилась выступлением главы Департамента образования Исаака Калины, который отметил, что миссия школы – помочь человеку жить в многомерном, разнообразном мире. Многопрофильная школа как модель такого мира должна строиться на плотном взаимодействии педагогов друг с другом. Педсоветы должны сближать предметы, а родители активно участвовать в учебном процессе.

Пытка цифрами, или почему школьники называют математику наказанием? 8

Мне кажется, что многие школы сломя голову бросились обеспечивать стопроцентную сдачу ЕГЭ, чтобы набить себе рейтинг, а про образование в широком смысле этого слова благополучно забыли.

В президиуме также напомнили, что школы сегодня построены вокруг отбора учеников в классы, а идти нужно от противоположного. Выбор ученика – вот, что главное. Именно ребенок должен выбирать интересы, а уже потом должны формироваться требования к его образованию. Да, возможно это труднодостижимый идеал, но к идеалу надо стремиться.

Родителям же хочется посоветовать участвовать в жизни детей и школ. Хотя бы смотреть онлайн-совещания департамента, общегородские родительские собрания или посещать вот такие собрания Клуба директоров по средам, где каждый может задать свой вопрос, а темы обсуждаются открыто. Главное не быть равнодушным к образованию наших детей.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Знаменитое Шевалдышевское подворье сносится на корню.  Сегодня в Ветошном стоит белая пылюга, что-то нещадно режут болгарками, громыхает железом: Шевалдышевское подворье на ...
Вся нечисть полезла наружу, что мне доказал фердинанд ни разу не попал из девяти(!) раз почти в упор(200-300 м.). Взял я свою нечисть и поехал. Малиновка. Полночь. Пятый снизу. Можно воевать. Говорю стандартное "делаю круг" и еду. Почти полный засвет, три ...
Говорят что Трамп это победа здоровой части американского общества. Ну да, ну да. Конспирологи, антипрививочники, поехавшие куклусклановцы и т.п. интеллектуальный шлак. У нас ...
Все мы в жизни периодически играем в те или иные игры (привет Эрику Берну). Это особенно удобно когда не требует изменения внутренней сущности, как в язчестве, особенно современном, ну или феминизме)). Зато эти кадры очень любят расписывать ...
Сейчас на круглом столе в МК вице президент РАО В. С. Басюк рассказал, что эксперты представили только отрицательные отзывы на программу ОПК, составленную синодальным отделом катехизации. Причем это произошло с этими авторами и их проектом уже дважды. Он считает, что следующее ...