Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (2)

Вчера мы остановились на площадь Ломоносова...
Площадь находится на набережной реки Фонтанки, в историческом центре города. Она является предмостной площадью моста Ломоносова. К площади сходятся: набережная реки Фонтанки, улица Зодчего Росси, улица Ломоносова, Торговый переулок.

Собственно — мост Ломоносова:

Мост Ломоносова (c 1798 по 1948 год — Чернышёв мост; до 1798 года — Екатерининский мост) — автодорожный мост комбинированной конструкции через реку Фонтанку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий Спасский и Безымянный острова. Один из выдающихся памятников мостостроительной культуры города. Объект культурного наследия России федерального значения.

Мост был построен в 1785—1788 годах (поскольку мост изначально не предусматривался проектом, для его сооружения пришлось разбирать недавно законченные гранитные набережные Фонтанки). Мост имел каменные опоры и каменные арочные береговые пролётные строения, с башнями на быках, центральный деревянный пролёт был разводным. Разводные механизмы находились в четырёх гранитных башнях. Это был один из 7 типовых трёхпролётных мостов через реку. В наше время сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин.

Мост трёхпролётный. Боковые пролёты одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт перекрыт металлическими балками. Опоры моста каменные на свайном основании, облицованы выборгским гранитом. Общая длина моста составляет 57,12 м, ширина — 14,66 м. Ось моста проходит под некоторым углом к набережной Фонтанки. Такое положение моста обусловило асимметричное решение, при котором фасадные стороны, обращенные к воде, получились неравновеликими, а башенные надстройки потеряли свою квадратную в плане форму. Однако в натуре и с дальних расстояний это не замечается. Мост Ломоносова отличает гармоничность всего сооружения, найденность пропорции, ясность композиционного замысла. Башенные надстройки выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения, поддерживающих антаблементы дорического ордера и завершенных сферическими куполами с шаровидными золочеными урнами. Башни соединены металлическими цепями. На промежуточных опорах расположены четыре треугольные смотровые площадки.
Но мы ещё на площади...

С 1836 и до 1891 года площадь называлась Чернышёвской по фамилии землевладельцев графов Чернышёвых — сначала денщика Петра I, во времена Анны Иоанновны — сенатора генерал-аншефа Григория Петровича Чернышёва, а затем его сына, графа Ивана Григорьевича Чернышёва. С 1844 года появилось название Чернышёва площадь, которое сохранялось до 1948 года. 23 августа 1948 года площадь была переименована в честь М. В. Ломоносова. При этом сквер, устроенный в центре площади в 1876 году, с 1881 года назывался Ломоноcовским.

В начале XVIII века происходил процесс сосредоточения важнейших по своему значению и по масштабам архитектурных сооружений на берегах Невы и в ближайших к Неве кварталах. Будущая площадь Ломоносова была городской окраиной, до середины столетия это место занимала усадьба Аничкова дворца. К середине XVIII века назрела необходимость приведения в порядок отдельных районов города. Архитектору К. И. Росси была поручена перепланировка усадьбы Аничкова дворца (к середине XVIII века это была территория от реки Фонтанки до Садовой улицы по Невскому проспекту) и прилегающей к ней территории между Невским проспектом и Чернышёвым переулком (современная улица Ломоносова).

По свидетельству Ф. Вигеля, по рисункам Модюи устроена площадь со сквером перед Аничковым дворцом, с Александрийским театром (Площадь Островского), пробита улица до Чернышова моста (Улица Зодчего Росси). Однако Модюи не пришлось реализовать свой проект, как писал Ф. Вигель: «Все это начато и окончено без него и даже после него». Реализация предложенного Модюи плана реконструкции была поручена К. Росси. Строительство площади было выполнено в рамках проекта организации Александринской площади. В соответствии с планом реконструкции А. Модюи, за проектируемым в центре площади зданием городского театра было предложено проложить проезд к предмостной площади у Чернышёва моста через реку Фонтанку.

Собственно — улица Ломоносова:


В центре площади, где ранее размещалась стоянка (биржа) ломовых извочкиков, в 1876 году на частные пожертвования был устроен небольшой сквер. В 1892 году в его центре был установлен бюст М. В. Ломоносова работы скульптора П. П. Забелло.

Ломоносовский сквер площадью 0,2 га создан в 1876 году силами городского садовника А.Визе. Сквер имел форму полуовала, раскрытого к набережной реки Фонтанки, обнесён невысокой железной решеткой с воротцами, обсажен деревьями разных пород.

Памятник М.В. Ломоносову установлен в сквере в 1892 году, автор проекта пьедестала и архитектор А.С.Лыткин. Бронзовый бюст установлен на прямоугольном пьедестале со срезанными углами, изготовленном из серого итальянского мрамора. Высота бюста — 1,33 м, высота пьедестала — 2,93 м.
А мы двинулись по Фонтанке...

На другой стороне — Доходный дом Елисеева:

Доходный дом Елисеева Г. Г. расположен на улице Ломоносова, недалеко от набережной реки Фонтанки. Все пять этажей украшены затейливыми наличниками и пышной лепниной. Архитектор Г. В. Барановский создал свой первый проект для семьи Елисеевых в стиле эклектика, подчеркнув тем самым богатство и значимость знаменитого купеческого рода.
А это питерский кот в одном из окон кошачьего кафе, столь популярных в Питере:

Опять же на другом берегу — Дом М.А. Гавриловой:

Дом построен в 1913 году по проекту инженера Г.Гаврилова. Дом выглядит монументально, в декоре фасада здания можно увидеть интересные барельефы с ангелочками.
С нашей стороны вход на Новую сцену Александринского театра —

Река Фонтанка —

Фонтанка — водоток в Санкт-Петербурге, протока дельты реки Невы, пересекающая центральную часть города. Длина — 7,6 км, ширина от 35 до 70 м, глубина от 2,6 до 3,5 м. Вытекает из Невы слева, у Летнего сада, и впадает в Большую Неву к северу от Гутуевского острова. До появления Обводного канала в XIX веке левый берег Фонтанки относился к материку, а правый образовывали острова: Летний Сад, Спасский, Покровский, Коломенский и Галерный. Впоследствии Галерный остров был объединён с Коломенским, а левый берег стал частью Безымянного острова. Название связано с устройством фонтанов Летнего сада, через Фонтанку были переброшены трубы из бассейна Лиговского канала.
А мы вновь приближаемся к Невскому проспекту и Аничкову мосту —

Аничков мост — автодорожный каменный арочный мост через реку Фонтанку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий Спасский и Безымянный острова. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Мост знаменит скульптурными группами «Укрощение коня человеком», созданными скульптором П. К. Клодтом и ставшими одним из символов города. Несмотря на небольшие размеры, Аничков мост — одно из главных сооружений архитектурного ансамбля Невского проспекта. В 2001 году включён в список объектов культурного наследия России федерального значения, находится под охраной государства. Первый деревянный мост построен в 1716 году. В течение XVIII века мост неоднократно перестраивался в дереве. В 1784—1785 годах сооружён трёхпролётный каменный мост с башнями по типовому проекту мостов через Фонтанку. В 1841 году по проекту инженеров И. Ф. Буттаца и А. Х. Редера построен существующий арочный трёхпролётный мост. Мост капитально ремонтировался в 1906—1908 и 2007—2008 годах.

На другой стороне — Дворец Белосельских-Белозерских:

Название «Белосельских-Белозерских» условно: один из наследников мясниковских миллионов, генерал свиты князь Эспер Белосельский-Белозерский заказал здание в духе Растрелли Андрею Штакеншнейдеру, но скончался, когда рыли фундамент особняка, в 1846 году. Супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) переехала в его особняк на Литейном проспекте, выйдя замуж за князя Василия Кочубея. Дворец на Невском она не оставляла, используя его для проведения балов и светских вечеров. Он был расположен по соседству с императорским Аничковым дворцом, и сюда часто приходили царские особы.
За мостом на Невском —

Дом по адресу Невский проспект, 68/ наб. реки Фонтанки, 40, также известный как Дом Лопатина и Литературный дом, — историческое здание, находившееся в центре Санкт-Петербурга, один из домов на Невском проспекте, частично разрушенных во время блокады Ленинграда. Центральная часть здания, выходящего на Невский, была перестроена после войны. Первый конкурс на восстановление здания был объявлен ещё во время блокады, в 1942 году. Полностью снесёно в 2011 году. Воссоздано с добавлением одного этажа. В XIX веке здесь жил ряд известных литераторов того времени, что много позже дало зданию название «Литературный дом».
Собственно и Аничков мост —

Название моста произошло от примыкавшей к нему Аничковой слободы, построенной во времена Петра Великого рабочим батальоном, которым руководил инженер-подполковник Астраханского пехотного полка М. С. Аничков. Он же был строителем и первого Аничкова моста. Первоначально императорским указом 1739 года мост был назван Невским. Однако это наименование не прижилось, и уже в 1747 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» появляется современное название. В XIX и начале XX века нередко встречался вариант написания Аничкин мост. В 1913 году один из потомков М. С. Аничкова, чьим именем назван мост, обратился в городскую управу с письмом, в котором возражал против такого названия на аншлагах моста. После наведения справок городская управа обратилась в городскую думу, где и было восстановлено название моста.

В 1839 году было принято решение о перестройке моста, поскольку его узкая проезжая часть затрудняла усилившееся движение по Невскому проспекту. Проект был составлен инженер-майором И. Ф. Буттацем при участии инженера А. Х. Редера. В декабре 1840 года проект был утверждён Николаем I.
Аничков мост перестроили в рекордно короткий срок: 22 мая 1841 года был уложен первый камень нового моста, через четыре с половиной месяца были воздвигнуты арки. В начале ноября были установлены перила, а вскоре окончены и гранитные пьедесталы для статуй. Мост был открыт для движения 20 ноября 1841 года.

Старый узкий мост был разобран и на его месте был построен трёхпролётный каменный мост, перекрытый кирпичными сводами, очерченными по пологой круговой кривой. Опоры моста и пролёты облицевали розовым гранитом. Литая чугунная ограда с барельефами морских коньков и русалок выполнена архитектором А. П. Брюлловым по мотивам решётки, созданной архитектором Карлом Шинкелем для Дворцового моста в Берлине. Газета «Северная пчела» 5 (17) ноября 1841 года сообщала, что чугунная решётка отлита «по образцу рисунка знаменитого берлинского архитектора Шинкеля».

За десять лет до строительства моста скульптор П. К. Клодт начал работать над группой, изображающей вздыбленного коня и сдерживающего его человека. По одному из проектов К. И. Росси 1817 года Дворцовую пристань между Зимним дворцом и Адмиралтейством (на месте засыпанного канала) по обеим сторонам должны были украсить скульптурные группы коней с возничими, а на устоях предполагалось поставить две фигуры сторожевых львов, опирающихся лапой на шар, по образцу флорентийских из Лоджии деи Ланци (поставлены в 1832 году).

Модель коней, созданную В. И. Демут-Малиновским признали неудовлетворительной, и в 1832 году император Николай I передал заказ начинающему Клодту. Одновременно проект набережной перед зданием Академии художеств в Санкт-Петербурге «в лучшем греческом вкусе» разрабатывал в 1831 году архитектор К. А. Тон. Архитектор планировал использовать работу Клодта, но скульптор запросил за отливку в бронзе столь огромную сумму (425 тысяч рублей), что Совет Академии художеств вынужден был отказаться и позднее на постаментах набережной установили египетских сфинксов.
На другой стороне Невского — Дом купца Шарова:

Для купца Шарова в 1799-1806 годах на этом участке был построен трёхэтажный каменный дом с классическим фасадом, с главной стороной выходящей на Невский проспект. Здесь работали кондитерская, французская красильня, итальянский магазин, "цигарочная" фабрика, лавка по продаже китайского чая. На втором этаже располагалась аптека, которая была упомянута Н. С. Лесковым в "Сказе о тульском косом Левше и стальной блохе".

А я всё про мост... За образец Клодт взял «Коней Марли» (1743—1745), произведение французского скульптора Гийома Кусту (хранятся в парижском Лувре, копии установлены на Площади Согласия у начала Елисейских полей). Парные скульптурные группы работы Кусту восходят к античным оригиналам: изображениям Диоскуров на Капитолии и на Квиринальской площади в Риме. В 1833 году скульптор П. К. Клодт представил свой проект: этюды в гипсе. Но этот проект не был осуществлён. Коней заменили медные львы и порфировые вазы.

Тем временем началась перестройка Аничкова моста и Клодт предложил установить конные группы на береговых устоях моста. По первоначальному проекту предполагалось, что мост будет украшен четырьмя конными группами, отлитыми с двух моделей и поставленными попарно на западной и восточной сторонах моста. По замыслу скульптора четыре группы, в отличие от парных парижских, должны представлять четыре стадии укрощения дикого коня: от неясного исхода единоборства до полного подчинения коня человеку. Клодт, с юности увлекавшийся рисованием и лепкой лошадей, решил применить к традиционной теме «научный метод». Он «раздобыл на бойнях лошадиные головы, ноги, плечи, собственноручно их препарировал и отливал в гипсе, чтобы затем смонтировать в скульптуру». Натуралистический метод соединился в работе Клодта с романтическими настроениями русского академического классицизма, свойственного тому времени. Кроме этого, силуэты скульптурных групп на высоких постаментах оказались столь выразительным, что обеспечили этой работе невероятный успех.
А мы дошли до Дома Муравьевых на Фонтанке, где имеются несколько мемориальных досок...

Этот дом был построен купцом А. Кружевниковым в конце XVIII столетия. В 1814 году здание купила вдова издателя и писателя Михаила Муравьёва Екатерина. На её приёмах бывали Александр Пушкин, Иван Крылов, Василий Жуковский, Николай Гнедич. и другие литературные деятели.

В 1814-1825 годах здесь жили декабристы Александр и Никита Муравьёвы. Тогда же квартиры в доме снимали художники Орест Кипренский и Николай Уткин, историк Николай Карамзин, поэты Константин Батюшков и Пётр Вяземский.
А мы дошли до дворца Нарышкиных-Шуваловых...

В этом дворце располагается Музей Фаберже, который мы посетим следующим разом...
Продолжение следует
|
</> |