Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

топ 100 блогов cand_orel12.12.2023

26.06.2022

В прошлый раз мы закончили плавание по реками и каналам —  Питер. По рекам и каналам — 3, Питер. По рекам и каналам — 4.

А сегодня решили прогуляться по центу, по Невскому проспекту и ближайшим красивейшим закоулкам...

Доехали на транспорте до Императорской публичной библиотеки — 

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Российская национальная библиотека (до 1917 года — Императорская публичная библиотека, до 1925 года — Российская публичная библиотека, с 1932 года — имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, до 27 марта 1992 года — Государственная публичная библиотека; неофициально — «Публичка») — одна из первых публичных библиотек в Восточной Европе, расположена в Санкт-Петербурге. Согласно указу Президента России, является особо ценным объектом национального наследия и составляет историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. Одна из крупнейших библиотек мира, вторая по величине фондов в Российской Федерации.

На другой стороне Невского зрим Дом И. И. Шувалова (Демидовых, A. M. Ушакова) — 

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

В 1740-х годах левую часть участка занимал второй дом С.Я. Яковлева, хозяина соседнего владения, а с правой стороны построил собственный дом архитектор Главной полицмейстерской канцелярии П.А. Трезини, крупный мастер петербургского барокко. Вскоре весь квартал перешел к графу И.И. Шувалову – видному государственному деятелю, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, покровителю наук и искусств. В 1750–1751 годах, вероятно, по проекту архитектора С.И. Чевакинского оба дома были перестроены в единое импозантное здание, которое стало первым звеном дворцового комплекса И.И. Шувалова. 

В 1825 году участок приобрел миллионер промышленник Н.Н. Демидов. Затем домом владел его сын А.Н. Демидов князь Сан-Донато, выдающийся благотворитель, основатель Демидовского дома призрения трудящихся – первого в России Дома трудолюбия.

Далее по Невскому — Торговый дом братьев Елисеевых:

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» (Елисеевский магазин) — здание на углу Невского проспекта (дом 56) и Малой Садовой улицы (дом 8) в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры раннего модерна.

А с нашей стороны — другой фасад библиотеки:

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Российская национальная библиотека — одна из самых больших библиотек в мире. В ней собрана самая большая коллекция книг на русском языке. В конце 1940 — начале 1941 года был проведён учёт фондов Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подсчёт показал, что фонды библиотеки содержали 8 869 000 единиц книг, комплектов газет и журналов, что ставило её на второе место в мире.

И вновь от духовной пищи — к яствам:

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Дом был построен в 1902—1903 годах архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы». Здание выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими витражами, скульптурами и роскошью отделки. Стиль здания был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Витраж на Невской стороне здания, покрывающий несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины. На фасаде установлены четыре скульптуры А. Г. Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».

А по Садовой улице далее — Михайловский Сад и Замок:

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

На "нашей" стороне Невского — Екатерининский Сквер с памятником Екатерине II и Александринский театр:

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Памятник Екатерине II — памятник на площади Островского в Санкт-Петербурге, установленный в честь императрицы Екатерины II в 1873 году.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

В начале 1861 году Академия наук назначила конкурс на проект памятника Екатерины II, приуроченный к 100-летию её восшествия на престол. Памятник предполагалось установить у Екатерининского дворца в Царском Селе. Было представлено около 8 проектов, премии удостоился проект художника М. О. Микешина, который и был утвержден.
В 1865 г. было решено установить его в Петербурге перед Александринским театром. 

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

В сооружении памятника приняли участие художник М. О. Микешин, скульптурные работы выполнили М. А. Чижов, изваявший статую Екатерины, и А. М. Опекушин, создавший фигуры, окружающие пьедестал. Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Д. И. Гримм, который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора В. А. Шрётера.
Пьедестал изготовлен из гранита, привезённого с Карельского перешейка: на нижнюю часть — из каменоломен Путсало, на базу и карниз — серый гранит из каменоломен Янисари и на постамент — тёмно-серый гранит из каменоломни Снескесальми. Фигуры сподвижников отлиты на бронзолитейном заводе «Николс и Плинке» в Санкт-Петербурге. Главная статуя памятника с её бронзовым подножием надета на купол из гранита. На изготовление памятника и четырёх канделябров пошло 3100 пудов (50,8 т) бронзы. Высота фигуры Екатерины II составляет 4,35 м. Общая высота памятника свыше 10 м.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлежит корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.
Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал П. Румянцев-Задунайский, государственный деятель Г. Потемкин и полководец А. Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Г. Державин и президент Российской академии Е. Дашкова — к Аничкову дворцу, князь А. Безбородко и президент Российской Академии художеств И. Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец В. Чичагов и государственный деятель А. Орлов-Чесменский — к фасаду Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств. Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром-эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г. А. Потёмкин.
Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты «несметные богатства». При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло.
Памятник Екатерине — самый несчастный монумент города. С него постоянно пропадают скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена, шпаги), осколки стеклянных бутылок реставраторы обнаружили даже на голове императрицы. А как-то раз Екатерина была замечена в тельняшке с бутылкой в руке. Говорят, что это сделали подвыпившие моряки.

За памятником — Национальный драматический театр России, Александринский театр:

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Александринский театр (полное официальное название — «Национальный драматический театр России (Александринский)», в просторечии — Александринка, Пушкинский театр) — петербургский театр, один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

На месте современного здания в 1801 году был построен деревянный театр для итальянской труппы Казасси. Через некоторое время эта труппа была распущена, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром.
31 августа (12 сентября) 1832 года, через 76 лет после организации труппы, театр получил здание, созданное зодчим Карлом Росси, обращённое главным фасадом к Невскому проспекту. Здание является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, выполнено в стиле ампир.
На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

С 1832 года театр стал называться Александринским. Название было дано в честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны.
На протяжении всего XIX века театр был флагманом театральной жизни столицы, в стенах этого театра рождалась история русской театральной культуры.
В начале века весь русский театр ориентировался на европейские образцы, постепенно нарабатывая свою, оригинальную школу.
В первой половине века, после победы в Отечественной войне 1812 года, повышенной популярностью пользовались лёгкие жанры — комедия и водевиль. В театре шли пьесы таких авторов, как М. Н. Загоскин, Н. И. Хмельницкий и А. А. Шаховской.
Сцена театра была украшена постановками ранних комедий А. С. Грибоедова — Молодые супруги (1815) и Притворная неверность (1818). Комедийный репертуар театра исполнялся такими актёрами, как М. И. Вальберхова и И. И. Сосницкий. Погружение в водевиль привело к совершенствованию мастерства актёров в пластике, внешней технике, сочетанию движения и пения. Такое изменение театральной школы стало причиной противопоставления петербургской и московской школ.
…Вообще в сценическом отношении Петербург отличается от Москвы большим умением, если не быть, то казаться удовлетворительным со стороны внешности и формы. Словом, сцена в Петербурге больше искусство, в Москве же она — талант. — критик В. Г. Белинский.
На протяжении дореволюционной истории был предметом особого внимания императоров и дирекции императорских театров, особенно при Николае I. Этот период обозначен расцветом водевиля. Выдающиеся актёры в 1830—1850-е — Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, А. В. Каратыгин, И. И. Сосницкий. В театре были впервые поставлены «Горе от ума» Грибоедова (1831), «Ревизор» Гоголя (1836), «Гроза» Островского (1859).
Во второй половине XIX века сложилась труппа, связанная с именами В. Н. Давыдова, К. А. Варламова, М. Г. Савиной, П. М. Свободина, В. В. Стрельской, В. П. Далматова, М. В. Дальского, П. А. Стрепетовой, затем В. Ф. Комиссаржевской.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

C 1920 года стал именоваться «Государственный театр драмы» (или «Ак-драма» — от «академический»), затем ему было присвоено имя А. С. Пушкина.
В театре, прозванном в 1920-е «режиссёрской меккой», в разное время работали режиссёры Всеволод Мейерхольд, Игорь Терентьев, Сергей Радлов, Николай Акимов, Николай Петров, Леонид Вивьен, Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов и многие другие мастера сцены.
В годы блокады Ленинграда (с 1942 по 1944) театр был эвакуирован по льду Ладожского озера и находился в эвакуации в Новосибирске, работал в помещении театра «Красный факел».
С 1975 по 1991 художественным руководителем театра был Игорь Горбачёв.
В 1990-е название «Александринский» вновь стало официальным.
В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин, а главным режиссёром Николай Рощин.
В 1981 году театр награждён Орденом Октябрьской Революции.
24 декабря 1982 года награждён Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР.

Справа от театра — Доходный дом Н.П. Басина:

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Архитектор Басин, создавая проект собственного доходного дома, не побоялся стилевого несоответствия с уже присутствующими на площади строениями. По мнению некоторых исследователей Басин привлек к работе над проектом здания Николая Никонова – известного в Санкт-Петербурге зодчего, знатока русского стиля. Именно ему приписывают оформление фасада. Начавшееся в 1878 году строительство завершилось годом позже.

Слева от театра — здание Газпром-Экспорт:

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

На Островской площади, с левой стороны от здания Александринского театра стоит интересное здание бежевого цвета с большими арочными окнами, напоминающее по архитектуре итальянские палаццо. Изначально, в 2006 году это семиэтажное здание было возведено под гостиницу, но из-за возникших финансовых проблем она так и не открылась. После серьёзной внутренней реконструкции сюда в 2013 году въехал "Газпром-Экспорт". Автором проекта является архитектор Е.Л. Герасимов.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

30 августа 2006 года коллектив театра удостоен Благодарности Президента Российской Федерации За заслуги в развитии театрального искусства и достигнутые творческие успехи.
В мае 2010 года началось строительство второй сцены театра, планировавшейся ещё с 1980-х.
15 мая 2013 года новая сцена была открыта спектаклем-лабораторией «Преступление» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание».
В конце марта 2019 года министр культуры Владимир Мединский принял решение объединить Александринский театр с Волковским, объединив их в Первый национальный театр России. Но буквально в тот же день премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта «в связи с многочисленными обращениями общественности в адрес председателя правительства». Премьер-министр поручил Владимиру Мединскому провести широкое обсуждение этого проекта с привлечением профессионального сообщества и общественности Санкт-Петербурга и Ярославля. Никита Михалков положительно оценил идею объединения двух театров. Проект также был поддержан режиссёром Константином Богомоловым. В свою очередь советник президента по культуре Владимир Толстой высказался против данной идеи и назвал её «опасным прецедентом». Также перспективу объединения театров раскритиковал глава Союза театральных деятелей Александр Калягин. В итоге объединение театров не состоялось.

С правой стороны интересный памятник — Дворник:

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

На создание памятника был потрачен один год, а его открытие, приуроченное ко Дню работников жилищно-коммунального хозяйства, состоялось 16 марта 2007 года. Скульптура установлена на площади Островского, там же находится городской Жилищный комитет.

В детстве была история, что отец возил в Питер, и мы не смогли найти улицу Зодчего Росси. А сейчас телефоны-навигаторы — быстро нашли:

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

В середине XVIII века территорию занимали дворовые постройки и сады Воронцовского дворца и Аничкова дворца. В конце XVIII века часть территории продана под застройку частным лицам. Проектные работы по реконструкции района были начаты в 1816 году Комитетом для строений и гидравлических работ. В 1827 году специальная комиссия при Кабинете его императорского величества произвела оценку участков.
В 1816 году Александр I поручили председателю Комитета строений и гидравлических работ А. Бетанкуру реконструировать усадьбу Аничкова дворца. К проектированию привлекли архитекторов А. К. Модюи и К. И. Росси, состоявших на службе в Комитете строений. Оба зодчих представили свои варианты реконструкции усадьбы Аничкова дворца вместе с полной перепланировкой всей окружающей территории от Аничкова дворца до Садовой улицы. Александр I утвердил проект реконструкции представленный А. Модюи.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Реализация предложенного Модюи плана реконструкции была предложена К. Росси. Современный ансамбль улицы Зодчего Росси формировался по проекту К. Росси в 1828—1834 годах (за что и получила своё современное название в 1923 году).
В доме № 1/3 первоначально предполагалось разместить военно-учебные заведения. Однако в итоге там разместились Министерство народного просвещения и Министерство внутренних дел.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

На противоположной стороне улицы располагается дом № 2, который изначально был построен как доходный Департамента уделов Министерства императорского двора. В своё время на первом этаже здесь располагались лавки купцов Дейтера, Колпакова, Низовского, фарфоровых, стеклянных и бумажной фабрик. Во втором и третьем этажах устроили гостиницу и жилые помещения. Ввиду протестов купцов Гостиного двора, обратившихся к Николаю I с петицией о защите их от конкуренции, в 1836 году поступил высочайший приказ о передаче здания Дирекции императорских театров. После изменения фасада (аркады были заложены, арки превращены в оконные ниши) и интерьеров, произведённой по проекту архитектора А. К. Кавоса, туда въехало Санкт-Петербургское Императорское театральное училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), которое закончили многие выдающиеся мастера театра и балета. Благодаря этому дом № 2 стал одним из центров театральной жизни Петербурга. Долгое время вплоть до 1917 года в части здания, примыкающей к площади Островского располагалась Дирекция Императорских театров, помещения которой в 1918 году занял Санкт-Петербургский музей музыкального и театрального искусства, действующий поныне. Кроме него сегодня в этой части здания находится Санкт-Петербургская театральная библиотека — уникальное в мире собрание материалов по истории театрального искусства. В средней части корпуса расположилась Музыкальная библиотека Мариинского театра, основанная в начале XIX века. В части дома, примыкающей к площади Ломоносова, в 1998 году восстановлен православный храм во имя Святой Троицы. Храм был основан в 1806 году и являлся домовой церковью театрального училища и Дирекции театров. Храм действует, вход в него возможен через помещения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Александринский театр — задний фасад
Александринский театр — задний фасад

Во дворах находятся здания, построенные и другими архитекторами. Так в 1890—1891 годы во дворе дома номер 2 по проекту архитектора А. Р. Гешвенда был построен склад декораций балетной труппы Дирекции императорских театров.
В доме № 2 (кв. 71) в 1935 году и в доме № 3 (кв. 77) в 1936—1941 гг. жил актёр Николай Симонов.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

В 1999 году городским Комитетом по градостроительству и архитектуре был проведён конкурс проектов на благоустройство улицы Зодчего Росси и площади Островского. В результате работ по благоустройству этой части города по проекту «Архитектурной мастерской — ТРИ» тротуары улицы были вымощены плитами серого и красного гранита, которые составлены в крупные карты. Въезды в подворотни улицы осуществляются по специальным наклонным пандусам, которые выполнены из каменных блоков.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Мариус Иванович Петипа (Marius Petipa, 11 марта 1818, Марсель, Франция — 1 [14] июля 1910, Гурзуф, Таврическая губерния, Российская империя) — французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

В конце 2007 года стало известно, что на здании Академии им. Вагановой могут появиться мансарды. Хотя любые строительные работы, кроме реставрационно-восстановительных, на памятниках архитектуры законодательно запрещены, городские власти утверждают, что мансарды законны и не изменят конфигурацию кровли и общий облик здания.
До 2007 года на улице Зодчего Росси располагался Горэлектротранс.
В настоящее время в доме № 1—3 располагаются Комитет по градостроительству и архитектуры Правительства Санкт-Петербурга, а также Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Из-за сложновыговариваемого названия улицу часто называли неправильно. Так, существует городская байка о том, как старушка села в такси на вокзале и попросила отвезти её на улицу «Заячья роща», на что таксист ответил, что такого места в Ленинграде нет. Пассажирка настаивала на своем и предложила показать дорогу (по другой версии — сказала, что на этой улице находится Вагановское училище) — и в итоге таксист привозит бабушку на улицу Зодчего Росси.

В 1920-х — 1930-х годах кондукторы автобусов и трамваев объявляли остановку на улице как «Улица Зощенко—Росси».

Пришли на площадь Ломоносова — 

Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1)

Здесь мы и остановимся до завтра...

Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
из комментариев в doktor_killer Разве нормальная здравомыслящая женщина может серьёзно рассматривать возможность выхода замуж за врача? естественно речь идет про наших, а не скажем, американских врачах. View Poll: муж врач обзор ссылок - ...
Ал Сашира Сашнева прислала вот эту замечательную картину. Она пишет: " пацан белый около трона с белым котёнком Мирослав наш Бакулин. Тогда еще не пил. А картина где-то во Франции болтается". По поводу пития мне С.М. вчера хорошо сказал. Я у него всё спрашивал: а почему? а почему? Он и ...
Модная игрушка – спиннер, или фитюлька, которую надо крутить в руках. Она позиционируется как средство от стресса, но многие в этом сомневаются. В домашних условиях на себе проверит это трудно. Во-первых, свое состояние трудно объективно контролировать, во-вторых, в стресс себя ...
Среди тех, кто рискнул перебежать границу между Восточным и Западным Берлином, была девушка, которой удалось спастись. Она оказалась одной из немногих счастливчиков, ведь за 30 лет существования раздела погибло 136 человек. Солдаты с обеих сторон целились друг в друга, стоя на ...
17 мая ряд средств массовой информации написали о том, что распространенное ранее ...