Питер. Петергоф. Дворец. Нижний парк 5
cand_orel — 28.07.2023В прошлый раз мы остановились у Самсона... Давайте продолжим.
Двадцать девять барельефов на сюжеты античной мифологии являются замечательными произведениями русского изобразительного искусства XVIII века. На зеленовато-бирюзовом фоне — выпуклые золоченые фигуры, раскрывающие ту или иную аллегорию. В большинстве своем они выражают мысль о морском могуществе России, об освобождении прибалтийских земель от шведов.
Выход в Морской канал, фонтаны Наяда с тритоном—
Наяды — многочисленные божества, олицетворяющие силы и явления природы. Различали Наяд морских, речных вод, источников, ручьев, гор (ореады), долин (напеи), лугов (лимониады), деревьев (дриады) и др. В мифах упоминаются и Наяды отдельных мест (Додоны, Нисы) и ряда островов. Наяды считались дочерьми Зевса (Гомер). По Гесиоду Наяды холмов и лесов - дети Геи. Наяды часто восходят на Олимп, участвуют в совете богов, в их пирах, становятся возлюбленными олимпийцев, их женами и матерями героев, сопровождают Зевса, Геру, Диониса, Артемиду. Неяды ведут беспечальную жизнь: поют песни, водят хороводы, играют и ссорятся с фавнами, сатирами и силенами. Наяды считались долговечными, но не бессмертными. Каждая река, каждый источник либо ручей в греческой мифологии имели свою начальницу – наяду. Это веселое племя покровительниц вод, пророчиц и целительниц никакая статистика не охватывала, всякий грек с поэтической жилкой слышал в журчанье вод беспечную болтовню наяд. Они относятся к потомкам Океана и Тефиды; насчитывают их до трех тысяч, «все имена их назвать никому из людей не под силу. Знает название потока лишь тот, кто вблизи обитает» (Hes. Theog. 369 след.) Наяды - очень древние существа, в одном ряду с хтоническими божествами, они упоминаются вместе с сатирами, куретами, корибантами, тельхинами и др. Одна из наяд - Мента, - носила имя Кокехиды и была связана с водой царства мертвых. По некоторым сведеньям является возлюбленной Аида. Воды источников, где обитают Наяды, имеют очистительные свойства и даже обладают способностью дарить бессмертие и молодость. Одна из известных наяд - Сиринга (Сиринкс) — наяда, бежавшая от преследовавшего ее Пана и превращенная богами в тростник. Пан вырезал из него пастушескую свирель-сирингу.
А фонтана Самсона, рядом фонтаны — Сирены и дельфины:
Сирены(др.-греч. Σειρῆνες, лат. Sirenes) — в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены миксантропичны по природе, это полурыбы-полуженщины (в некоторых источниках полуптицы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. Отцом сирен считали морского бога Форкиса и одной из муз: (Мельпомены, или Терпсихоры, или Каллиопы). С течением времени образ сирен менялся. Первый их историк, Гомер, в двенадцатой песне Одиссеи не описывает их наружность: у Овидия это птицы с красноватым опереньем и лицами юных дев; у Аполлония Родосского они кверху от пояса женщины, а нижняя часть туловища у них, как у морских птиц; у испанского драматурга Тирсо де Молины (и в геральдике) они полуженщины, полурыбы. Не менее спорен и их характер: Лэмприр в своем классическом словаре называет их нимфами; в словаре Кишера они чудовища, а в словаре Грималя — демоны. Живут они на каком-то западном острове, вблизи острова Кирки, однако мертвое тело одной из них, Партенопы, было прибито волнами к берегу Кампаньи и дало имя славному городу, ныне называемому Неаполь. Географ Страбон видел ее могилу и наблюдал игры, периодически справлявшиеся в ее память. В Одиссее говорится, что сирены завлекают моряков и топят суда и что Улисс, дабы слышать их пенье и все же остаться живым, заткнул уши своим спутникам воском, а себя приказал привязать к мачте. Сирены, соблазняя его, обещали ему всеведение: Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, Сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав; Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав, Знаем мы все, что случилось в троянской земле и какая Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян; Знаем мы все, что на лоне земли благодатной творится. [Песнь двенадцатая, 187 - 191. (Пер. - А.Жуковский)
Фонтан — Нева:
О происхождении названия «Нева» сказано очень много, но на данный момент достоверной нельзя назвать ни одну из версий. Поэтому приводим здесь различные гипотезы без комментариев. - Существует мнение о родстве этого названия с неким словом «нёва» - болото, топь, трясина. - Происхождение от древнего финского названия Ладожского озера - «Нево» (морской залив, море). В «Повести временных лет» название «Нево» относится и к реке, и к Ладожскому озеру. - В шведских документах встречается другое название нашей Невы - «Ню» - Новая. С таким же названием река упоминается в договорах Новгорода с немецкими городами в 1269 году. - Ряд исследователей допускает возможность происхождения слова «ню», а также слова «нёва» от общего древнего корня со значением «новый». - В книге Р. А. Нежиховского «Река Нева» читаем: «Нева (Нев, Нево) на языке сарматов — народностей, населявших юг нашей страны до III—IV вв., — означает залив или море. С финского языка это слово переводится как болото, трясина и вообще всякое топкое и заболоченное место. В старину река Нева и Ладожское озеро не имели раздельного наименования и у разных народностей назывались одним словом — либо Алдеа, Алдаген, Алдеск, Альдога (ныне Ладога), либо Нью, Нев, Нево.Имена разделились. Наименования озера и реки раздельно встречаются впервые в официальных документах 1264 г.»
Сбоку от каскада. Мелеагр Бельведерский, Мелеагр сын Ойнея и Алфеи, дочери Фестия, супруг Клеопатры (Алкионы) —
Мелеагр - могущественный герой из Калидона в Этолии, славный копьеметатель и участник в походе аргонавтов и в калидонской охоте. Отец его Ойней забыл однажды принести жертву Артемиде, а она в наказание за это послала страшного вепря (калидонского), который опустошал калидонские нивы. Мелеагр убил вепря вместе с друзьями своими, другими храбрейшими героями того времени. Между ними называются: Адмет, Афиарай, Асклепий, Ясон, Идас, Линкей, Еврит, Ктеат, Кеней, Нестор, Фэник, Пелей, Тесей, Пирифой, Кастор, Полидевк и др. За обладание головой и шкурой убитого животного (победная награда за охоту) Артемида возбудила ожесточенную борьбу между этолийцами и куретами, в которой первые имели перевес только до тех пор, пока с ними сражался Мелеагр. Но когда он убил в бою брата своей матери, то был проклят ею. Вследствие этого Мелеагр со злобою отказался от участия в борьбе, так что этолийцы очутились в большой опасности. Никакие просьбы и обещания не могли побудить разгневанного героя принять участие в бое, пока наконец в самой крайней опасности его не смягчила мольба супруги. Он вступил в бой, спас этолийцев, но не возвратился назад. Его настигла Эриния, даже в подземном царстве услышавшая материнское проклятие. В позднейших мифах рассказывается следующее: когда Мелеагру. исполнилось 7 дней, к нему пришли мойры и сказали, что он умрет, когда сгорит на очаге горящее полено, поэтому Алфея стащила полено с очага и положила его в ящик. Впоследствии, во время калидонской охоты, Аталанта нанесла животному первую рану, а Мелеагр, убив вепря, передал любимой им девушке в награду шкуру зверя. Но ее отняли у Аталанты сыновья Феспия, за что Мелеагр убил их. Алфея, раздраженная смертью братьев, зажгла спрятанное полено, и Мелеагр тотчас же умер. После смерти его Клеопатра повесилась, а сестры его плакали так горько, что Артемида из сострадания к ним превратила их в цесарок . Когда Геракл пришел в Гадес, то все тени убежали от него, кроме Мелеагра и Медузы. После гибели героя его мать Алфея в отчаянии пронзила себя мечом. Картины на этот сюжет писали художники Барокко, в частности П. Рубенс.
Галерея фонтанов —
Тянется до самой Дворцовой церкви...
Поднимемся вдоль Большого каскада...
Статуя "Юпитер", 1801 г., скульптор. Рашетт Ж.-Д. (Большой каскад, восточные уступы, восточная сторона) ЮПИТЕР (лат. Juppiter, Jovis, возм. от Jove Pater — "Сияющий Отец" — в древнеримской мифологии — верховное божество грозы, неба, живительного дождя, грома, молнии, плодородия. Юпитер - царь богов в римской мифологий, отождествлялся с греческим богом Зевсом. Юпитер совмещал в себе функции множества местных божеств. Он покровительствовал земледелию, виноградарству, его именем клялись, он был хранителем границ, защитником свободы, богом войны и победы. Являясь «отцом богов», Юпитер вместе с тем созывал совет из богов. Значение культа Юпитера возросло после открытия Капитолийского храма трех богов — Юпитера, Юноны и Минервы («Капитолииская триада»). Как верховное божество Юпитер возглавлял капитолийскую триаду богов. Юпитер становится богом римского государства, позже — императорской власти. Подминая под себя культы местных богов покоренных народов, культ Юпитера способствовал в дальнейшем распространению идеи единого бога. Вероятно, древнейшее индоевропейское божество, воплощение "единой мировой субстанции" По одной из гипотез, в Эпире (Греция) слово "Отчий" на иллирийском наречии (Patyros), слившись с общим наименованием божества (Deipatyros), со временем образовало слово "Юпитер". В песнях Салийских жрецов верховное божество именовали Луцетием (лат. Lucetius — "Светоносный"). Его цвет — белый. При храме Юпитера в Риме содержали белых лошадей, жрецы одевались в белое. Юпитера изображали на колеснице, запряженной квадригой — четверкой белых лошадей, а его главным атрибутом был "грозовой камень" (древнейший фетиш "Юпитер Ляпис"; лат. Lapis — "камень").
Рядом с Юпитером — фонтан Амазонка:
Статуя «Амазонка» (на восточной стороне Большого каскада в Петергофе) – копия с оригинала V в. до нашей эры; выполнена в 1801 г. по модели Ф. Г. Гордеева. По древнегреческой легенде, амазонки – племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии. Обитали на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовского моря), или в Ливии. Амазонки вступали в браки с чужеземцами ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя у себя девочек. Вооружением им служили луки, боевые топоры, легкие щиты, они сами изготавливали шлемы и одежду. Амазонки поклонялись Аресу и Артемиде, проводя время в битвах, в том числе и со знаменитыми греческими героями: Беллерофонтом, Гераклом, Тезеем.
Чуть выше по каскаду — Фавн Флорентийский или Сатир (статуя "Фавн Флорентийский", 1800 г.; копия с античного оригинала II-I в. до н. э.(Флоренция), литейный мастер Екимов В.П.). Сатир с ножным бубном, Большой каскад в Петергофе —
Сатир (греч. satyroi) — в древнегреческой мифологии сатиры низшие лесные божества, то же, что на Руси лешие, демоны плодородия. А. Ф. Лосев приводит необычную этимологию от греч. sairein — "ухмыляться во весь рот, щериться". Сатиры составляют вместе с менадами свиту Диониса. Их изображали на мраморных рельефах и в древнегреческой вазописи козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение — музыка, но играли они только на оргиастических, духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, — флейте, свирели. Своим отцом сатиры считали Силена (в поздней античности сатиров и силенов отождествляли) или Гермеса. В мифологии сатиры олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами — с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.
В изобразительном искусстве художников особенно привлекал миф о Зевсе и Антиопе. Чтобы овладеть красавицей, дочерью фиванского царя, верховный бог Зевс принял образ сатира. Также изображали сатиров, преследующих нимф, или богиню Венеру и подглядывающего за ней сатира. Внешне сатиры похожи на Пана, которого римляне отождествили с Фавном, божеством полей, лесов и пастбищ. Поэтому обычной стала путаница имен. Крестьяне приносили лесным божествам дары от своего урожая, вино или ягнят, оставляя их привязанными в лесу. Мифы перемежались с действительностью. В римской истории есть эпизод: солдаты Корнелия Суллы (I в. до н. э.) захватили в пещере в Фессалии волосатое существо с козьими ногами и лошадиным хвостом и привели его связанным к своему начальнику. Существо издавало нечленораздельные звуки и отвратительный запах, поэтому Сулла велел отпустить его на волю. В античной истории трудно отделить действительные факты от образов, порожденных художественным воображением. Показательно, что в развитии античного искусства, в частности скульптуры, под воздействием тенденций идеализации художественной формы сатиров и фавнов стали изображать во всем похожими на людей, даже более того — в образе прекрасных телом юношей, и только маленькие рожки или заостренные уши выдавали их происхождение.
Фонтан Церера —
Церера (лат. Cerēs) — древнеримская богиня урожая и плодородия, ответственная за произрастание и созревание злаков и других растений. Также была связана с подземным миром и могла насылать на людей безумие; покровительствовала материнству. Была наиболее почитаемой среди плебеев. Авентинская триада божеств Цереры, Либера и Либеры противопоставлялась патрицианской Капитолийской троице Юпитера, Юноны и Минервы. Её храм стал центром борьбы плебеев за свои права, архивом плебейских магистратов, убежищем для преследуемых лиц из низших сословий, а также местом раздачи им хлеба. В III веке до н. э. культ Цереры эллинизируется и сближается с таковым Деметры. С этим связан перенос древнегреческого мифа в римскую религию. Когда бог подземного царства Плутон похитил дочь Цереры Прозерпину, безутешная мать после долгих поисков поселилась у входа в Тартар. Из-за этого возник риск того, что природа погибнет и на земле перестанут произрастать злаки и другие растения. Поэтому Юпитер распорядился отпускать Прозерпину к матери, но в то же время она должна была проводить часть времени с супругом в Царстве мёртвых. Возвращение дочери к Церере и сопутствующее оживление природы вошли в римскую традицию в виде весеннего праздника цереалий.
Фонтан Персей —
Скульптор Ф. Щедрин своей работой «Персей» продвинул искусство пластики на наивысшую ступень мастерства. Федос Щедрин родился в Петербурге в семье гвардейского солдата. Отец определил его в возрасте 13 лет в воспитательное училище при Академии художеств, где уже обучался его старший брат Семен Щедрин, впоследствии известный пейзажист. Федос вскоре начал учиться скульптуре у профессора Н.-Ф.Жилле и выдвинулся среди сотоварищей. В 1773-1775 гг. стажировался в Риме, а в 1775-1785 гг. – в Париже. Первое значительное произведение скульптора, выполненное по возвращении в Россию, статуя «Венера» (1792). Вопреки общему правилу, Щедрин не получил академического звания после возвращения из-за границы. Преподавал в Академии художеств. С 1818 г. – ректор скульптуры. Мастер монументально-декоративной и станковой пластики. Годы XIX в. стали самыми плодотворными в жизни мастера. Щедрин участвует в украшении петергофских фонтанов, Казанского собора, зданий Биржи и Адмиралтейства.
Щедрин создает Персея (сына Зевса и Данаи, победившего медузу Горгону) в момент торжества. Обнаженный герой широко шагнул вперед. В правой, опущенной руке он держит меч, уже сослуживший свою службу, левой – протягивает зрителю голову побежденной Горгоны. Щедрин строит композицию на сложных перекрещивающихся движениях: направленном вперед, создаваемом широким шагом Персея, и перпендикулярном ему, образованном линией плеч, «перерезающей» шаг. Как и остальные статуи Щедрина, выполненные для Петергофа, «Персея» отличает убедительная жизненность. В его ладно сложенной фигуре и очень русском, очерченном мягким овалом лице нет никакой идеализации. Интересно, что даже отсеченную голову Горгоны скульптор изобразил не отталкивающей химерой, а как вполне реальную женскую голову с несколько крупноватыми, неправильными чертами лица и застывшим выражением безысходной тоски. Существует также версия, что лицо Горгоны имеет портретное сходство с лицом шведского короля Карла XII, так как образ и подвиг Персея в XVIII в. отождествлялись с Петром I и его победами. «Персей» - единственная петергофская статуя, всю блокаду находившаяся в осажденном Ленинграде в Исаакиевском соборе, куда были эвакуированы ценности и экспонаты из пригородных дворцов-музеев. Статуи Петергофа выполнены в излюбленном Щедриным жанре декоративной садово-парковой скульптуры, однако их решение потребовало принципиально нового подхода. Здесь впервые перед Щедриным встала задача создания не самостоятельного, отдельно стоящего произведения, а статуй, которые должны были органично войти в уже существующий сложный ансамбль. И скульптор успешно справился с этой трудной задачей. Он создал для петергофского Большого каскада статуи «Персей» (1800), «Нева» (1804) и две группы «Сирен» (1805).
Пандора. Скульптура по модели Ф.Шубина на восточной лестнице Большого каскада в Петергофе —
Пандора (греч. Pandora, от Pan — "всё" и doron — "дар"; "Всеодаренная, Одаряемая всеми" либо "Вседающая") — в древнегреческой мифологии — первая женщина, созданная Гефестом по приказу Зевса. Разгневанный тем, что Прометей слепил человека из глины, а затем похитил для людей огонь с Олимпа, Зевс решил наказать людей. Гефест в насмешку над Прометеем слепил женщину, смешав землю с водой, Зевс вдохнул в женщину жизнь и предложил всем олимпийским богам щедро одарить ее (отсюда происхождение имени). Афина одела Пандору в серебряное платье и увенчала золотым венцом. Хариты и Пейто надели на нее золотое ожерелье. Оры украсили ее волосы цветами. Другие вкладывали то, от чего сами были непрочь избавиться (Гермес вложил в Пандору лживую и хитрую душу). Прочие дары были заперты в ящик (в иной версии: в сосуд). Пандору с дарами доставили на землю и выдали замуж за Эпиметея (греч. Epimeteos — "Крепкий задним умом"), брата Прометея, который уговаривал Эпиметея ничего не принимать от Зевса. Но тот, ослепленный красотой Пандоры, не хотел и слышать.
Через некоторое время любопытная Пандора открыла ящик, и из него вылетели все несчастья и беды, болезни и пороки. На дне осталась только Надежда, поскольку Пандора успела захлопнуть крышку. "Ящик Пандоры" символизирует конец "золотого века" на земле. Образ Пандоры — женское любопытство, от которого происходят все беды на свете. В иной версии мифа Пандора — первая смертная женщина, созданная из земли Прометеем, мать Девкалиона и Пирры, которые после потопа стали родоначальниками всех людей. Согласно позднейшим толкованиям мифа, Пандора — олицетворение матери-земли, которая дает людям богатства (именно это означает ее имя; Пандора — древнее прозвание богини земли Геи). Пандору также противопоставляли Афине, покровительнице ремесел. Богиня Афина воплощает небесное и, вместе с тем, рациональное начало творчества; Пандора — хтоническое (подземное), темное и необузданное, таящее многие опасности. Такое философское толкование древнегреческого мифа послужило основой для сближения в христианской иконографии образов Пандоры и Евы.
Поднялись до уровня Тритонов...
Тритон (др.-греч. Τρίτων) — древнегреческий бог, вестник глубин, сын Посейдона и Амфитриты (у римлян сын Нептуна и Салации). Отец тритонов. Во время потопа по приказу Посейдона он затрубил, и волны отступили. Нашёл раковину, выдолбил её и затрубил во время сражения с гигантами, те бежали. Бог Тритонийского озера, которое находится сейчас в Ливии, сочетающий в своём облике черты человека, коня и рыбы. Его изображали с человеческой фигурой, вместо ног — хвосты дельфинов. Показал аргонавтам, как спустить корабль с мели и выйти из своего озера в открытое море; подарил им кусок земли, из которого впоследствии образовался остров Каллиста (Фера). В ответ получил от Ясона треножник, сидя на котором, пророчествовал. Либо Тритон — царь Ливии, которого посетили аргонавты, посвятившие ему медный треножник с надписью, который был у жителей Евгесперии.
Вид на Большой каскад сверху —
Первоначально все скульптуры и барельефы были отлиты из свинца и покрыты слоем сусального золота. К концу XVIII столетия фонтанные статуи потеряли былой блеск и стали разрушаться, поэтому их решено было заменить на бронзовые. В 1806 году скульптурное убранство полностью обновили. Среди новых скульптур оказались копии произведений античных авторов и мастеров резца эпохи Возрождения. Кроме них, в фонтане появилось полтора десятка статуй, изготовленных отечественными скульпторами. Авторами работ для Большого каскада стали М. И. Козловский, И. П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. Ф. Щедрин и Ф. И. Шубин. На протяжении долгой истории оформление фонтана несколько раз менялось, но оно никогда не нарушало первоначального замысла. Сегодня, как и почти три столетия назад, Большой каскад воспринимается великолепным триумфальным памятником эпохи Петра Великого.
В наши дни на самом известном фонтане Петергофа можно увидеть 37 статуй из бронзы, которые покрывает тонкий слой позолоты. На вертикальных частях сливных ступенях смонтировано 29 барельефов. А за пеленой стекающей воды проглядывают изображения героев известных греческих и римских мифов - Кентавра, Геракла, Нептуна, Зевса и Геры. В нишах Верхнего или Малого грота установлены мраморные бюсты, посвященные четырем временам года. Помимо этого, в убранстве лестниц и гротов использованы 16 ваз, дельфины, львы, маскароны и лягушки. Всего в разных частях каскада можно увидеть 225 статуй и скульптурных украшений, отлитых из бронзы.
Великолепный водный каскад достигает высоты 42 м и составляет единое целое со зданием Большого дворца. Он выполняет роль пьедестала для дворцовой постройки и равен ей по ширине. Каскад состоит из двух семиступенчатых лестниц, которые соединяют арки Большого или Нижнего грота. Водные струи вырываются из 75 водометов. Стекающая вода переливается через ступени тонким прозрачным полотном и попадает в ковш, где находится золотой фонтан Самсон, а оттуда - в прямой Морской канал. По сторонам от ступенчатых лестниц возвышаются позолоченные статуи и вазы.
Над Большим гротом расположена терраса, обрамленная фасадами Малого грота. На самом верху, перед дворцом, каскад завершает изящная мраморная балюстрада с восьмью вазами. По центру, в разрыве мраморного ограждения, установлены две статуи трубящих Тритонов. Из блестящих на солнце раковин также вылетают звонкие струи воды. На ровной площадке перед Нижним гротом расположен затейливый водомет «Корзинка». Он представляет собой туфовое кольцо, из которого бьют тонкие струи воды. Переплетение 28 наклонных струй образует узор, похожий на прутья корзинки. Посредине туфового кольца вверх взлетает девять водных струй, напоминающих легкие цветы.
А мы двигаемся на выход...
Фонтан «Китовый» — один из фонтанов Нижнего парка в дворцово-парковом ансамбле Петергофа. Одноструйный фонтан менажерного типа с восьмиметровым водяным столбом в форме перевёрнутого конуса с четырьмя стоящими на постаментах на равных расстояниях от него золочёными фонтанными фигурами «Дельфин», из пасти которых бьют дугообразные струи. Установлен в центральной части пруда «Песочный», имеющего размеры 135 м на 57 м. Водоём, в котором находится фонтан, спроектирован архитектором Н. Микетти по замыслу Петра I, желавшего повторить версальский фонтан «Нептун» и устроить на склоне искусственную гору «Парнас». Однако водоём, вырытый и окруженный дамбой в 1724—1727 годах под наблюдением инженера-гидравлика В. Г. Туволкова, простоял без декора шестнадцать лет. Только в 1739—1740 годах Песочный, или Стерляжий пруд — так называли водоём — по проекту архитекторов И. Я. Бланка и И. Давыдова был декорирован исполненными по модели К. Оснера большими скульптурами «с вододействием из рта и головы». В центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам — свинцовые «морские быки», отлитые в Санкт-Петербурге П. Луковниковым и прочеканенные А. Куломзиным. Лаковых дел мастер Г. Брумкорст расписал скульптуры, что придало оформлению фонтана еще более живописный характер.
В 1800 году, после того как убрали обветшавшие деревянные фигуры, на их месте мастером Ф. А. Стрельниковым был устроен фонтан менажерного типа: из глади пруда бил водяной столб, окруженный четырьмя золочёными дельфинами. В середине XIX века фонтан был разобран. В 1963 году, в ходе реставрации парка после разрушений в Великую Отечественную войну фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, фонтан был дополнен полым металлическим шаром над центральной струёй, который через некоторое время убрали.
Вот и всё...
"Сегодня" вечером отправимся на Алые паруса, но это уже в следующим посте.
Источники информации: https://peterhofguide.ru/nizhniy-park/statuya-neptuna https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/fontani_adam_i_eva https://www.citywalls.ru/house27269.html https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/tserkovniy_korpus https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/fontani_chashi https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/bolshoy_kaskad https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/voronihinskiye_kolonnadi http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1070 http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1059 http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1033 https://vk.com/wall-106737769_914 http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1053 http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1036
Продолжение следует...