Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

топ 100 блогов cand_orel03.06.2023

24.06.2022

В прошлый раз мы завершили осмотр Большого дворца  — Питер. Петергоф. Дворец. 4.
И вышли к Большому каскаду, двинемся вдоль него и парка к церкви...

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Дата постройки Большого каскада: 1714 - 1724 г.г.
Архитекторы: И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов
Гидротехнические работы: П. Суалем, В. Туволков, братья Барратини
Скульпторы: Б.-К. Растрелли, Ф. Вассу, К. Оснер
Большой каскад – самое грандиозное фонтанное сооружение петергофского ансамбля и одно из выдающихся сооружений мира.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Идея завершить морской парадный въезд в царскую резиденцию Нагорным дворцом и каскадом с гротами у его подножия принадлежала Петру I. Каскад строился одновременно с дворцом, являясь для него своеобразным пьедесталом, соответствуя ему по ширине и составляя с ним единый архитектурный комплекс. Торжественный запуск фонтанов состоялся в августе 1723 года.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Решение каскада просто и лаконично. Две массивные семиступенчатые лестницы соединены арками Большого грота. Обширная площадка перед ним переходит в центральный трехступенчатый каскад, воды которого серебристой пеленой падают в ковш, соединенный с Морским каналом. Поверх Большого грота – терраса, скованная фасадами Малого грота. Он завершается мраморной балюстрадой, на которой расположены восемь мраморных ваз. 

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Перед входом в Большой грот на нижней террасе устроен фонтан "Корзина". Из туфового кольца бьют наклонные струи, переплетающиеся подобно прутьям ажурной корзины, из которой поднимаются девять мощных вертикальных струй, словно стебли фантастических хрустальных цветов. Движение воды в каскаде начинается потоками из двух маскаронов "Нептун" и "Вакх", расположенных на стене Малого грота, продолжается по ступеням лестниц и, пройдя под основанием каскада, завершается у подножия скульптур, символизирующих русские реки, – Неву и Волхов.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

В художественном облике каскада ключевая роль отводилась скульптурному убранству, решавшему главную задачу грандиозного сооружения – в аллегорической форме прославить мощь Российского государства и победу русского оружия в Северной войне.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Первоначально весь декор состоял из свинцовых золоченых скульптур, которые к концу XVIIIвека потеряли былую красоту. Их заменили бронзовыми, среди которых – копии работ мастеров античности и Ренессанса, а также 15 оригинальных произведений лучших отечественных скульпторов того времени: М. И. Козловского, И.П. Прокофьева, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, Ф. И. Шубина, Ж. Д. Рашетта. 

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Новые скульптуры заняли свои места к 1806 году. На сегодняшний момент декоративное убранство каскада включает в себя 37 бронзовых золоченых статуй, 16 ваз, 29 барельефов, гермы, кронштейны, маскароны, бюсты, дельфины, львы, лягушки – всего 225 скульптур из бронзы, свинца и мрамора, составляющих роскошный внешний облик Большого каскада. Он формировался на протяжении полутора веков, но эти изменения не нарушили его целостности и первоначального замысла как крупнейшего триумфального памятника своего времени.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

В годы Великой Отечественной войны Большой каскад был превращен в груду руин. Не успевая вывезти все скульптурные богатства из Петергофа до начала немецкой оккупации, часть их зарыли или спрятали в тайниках на территории парка. Похищенные фашистскими войсками четыре статуи ("Самсон", "Нева", "Волхов", "Тритоны") пришлось создавать заново. К 1956 году титанические усилия реставраторов вернули великолепный ансамбль к жизни.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Особенно красив Большой каскад – жемчужина "резиденции царя морей"– во время праздников, когда он становится сценической площадкой для костюмированных представлений.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Справа от нас — Большой дворец, основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», расположенного в одноимённом городе на южном берегу Финского залива в Петродворцовом районе города федерального значения Санкт-Петербурга. Был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны, в 1952 году восстановлен.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж. Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен (1745—1752) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. Является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Вид на фасад Большого дворца из Верхнего или Нижнего парков впечатляет, но сам по себе дворец довольно узкий и не настолько большой, как выглядит. Насчитывает примерно 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Важную роль в планировке центрального ансамбля Нижнего парка играют "Воронихинские колоннады". Они замыкают партеры перед Большим дворцом с северной стороны и акцентируют вход в Морской канал:

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Еще при Петре I по обе стороны от канала были построены галереи с небольшими павильонами из кирпича и дерева. По царскому указу в восточной галерее был устроен клокшпиль – музыкальный инструмент с хрустальными колокольчиками, приводимый в действие водой.
В продолжение "водяных затей" в середине XVIII века в западной галерее был создан водяной орган – "егерская штука". Вода, падающая на водяное колесо, заставляла двигаться деревянные раскрашенные скульптуры: егерь, трубящий в рог, сатиры, играющие на флейтах, собаки, с лаем преследующие оленя, двенадцать певчих птиц. Звуки воспроизводились с помощью мехов.
В начале XIX века обветшавшие галереи были разобраны. На их месте построили колоннады из гранита, кирпича и пудостского камня. На золоченых куполах боковых павильонов и крышах галерей были устроены фонтаны. У входов в галереи поместили фигуры львов, высеченные из гранита по моделям И. Прокофьева. Новые сооружения получили название "Воронихинские колоннады" по имени их создателя – архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Спустя полвека архитектором А. И. Штакеншнейдером колоннады были облицованы мрамором и приобрели современный вид.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

У подножия Большого дворца в центре партерных цветников расположены парные фонтаны "Чаши", сооружение которых по проекту архитектора Н. Микетти завершилось в конце 1722 года:

Французский фонтан
Французский фонтан

Пробный пуск состоялся в присутствии Петра I. Старейшие фонтаны Петергофа за мощь струй получили второе название – "Большие фонтаны". Поскольку работы по гидротехническому устройству восточного фонтана выполнял француз Поль Суалем, а западного – итальянцы Джованни и Джулиано Барратини, восточный фонтан иногда называют "Французским", а западный – "Итальянским".

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Первоначально чаши и постаменты были вырезаны из дерева, покрыты свинцом и раскрашены под мрамор, но в середине XIXвека обветшавшие деревянные чаши и постаменты заменили новыми, вырезанными из каррарского мрамора мастерами Петергофской гранильной фабрики.
"Большие фонтаны" гармонично вписываются в рисунок центральных партеров и подчеркивают мощь "Самсона", находясь с ним на одной линии.

В середине XIX века "хор водометов" в партерах у подножия Большого каскада дополнили фонтанами в виде полукруглых скамей из белоснежного каррарского мрамора:

Фонтан Данаиды
Фонтан Данаиды

Это одни из немногих фонтанов Нижнего парка, созданные в XIX веке. Автор проекта – А. И. Штакеншнейдер. Массивные локотники скамей выполнены в виде крупных волют, переходящих в мощные львиные лапы. За гладкими спинками, оживленными рельефными поясами геометрического орнамента, находятся бассейны с мраморными чашами, в которые помещены золоченые бронзовые статуи. Над западной скамьей возвышается фигура Нимфы – речной богини, копия античной римской скульптуры III века до н.э., хранящейся в коллекции Государственного Эрмитажа. Над восточной скамьей – статуя держащей кувшин Данаиды, одной из пятидесяти дочерей ливийского царя Даная, обреченных за убийство своих мужей вечно наполнять водой бездонную бочку. Скульптура "Данаида" выполнена по модели И. Витали, сделавшего копию с мраморного оригинала работы немецкого скульптора XIX века Х. Рауха.
Беломраморные скамьи и золоченые статуи, стоящие над ними, придают особое очарование пейзажу Нижнего парка и по праву считаются одними из лучших памятников Петергофа.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Добрались до Церкви Петра и Павла:

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Церковь Петра и Павла в Петергофе — домовой храм Большого дворца, постройки 1750-х годов. Возводить его приказала императрица Елизавета Петровна, выполнять ее волю довелось Растрелли. Предназначенное для высшего круга особ, строение богато отделали снаружи и внутри. Того требовали проводимые здесь церемонии, связанные с царствующим семейством. Не следует путать церковь Петра и Павла в Петергофе с одноименным собором возле Ольгина пруда. Это уже XIX век, другой масштаб, статус и более широкое использование.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Дочь Петра Великого лично указала место строительства, и церковь Петра и Павла в Петергофе возникла на северо-восточном углу Большого дворца. Эта постройка, как и реконструкция всего дворцового здания, отточила стиль и творческий почерк Растрелли. За ней последовали дворцы в Царском Селе и Зимний, Смольный монастырь и другие шедевры. Сочетание строгих прямолинейных форм и роскошного декорирования его творений поражают.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

В прямоугольном здании углового корпуса Растрелли выделил габаритами центральный четверик на три окна. В нем и он и разместил домовую церковь Петра и Павла в Петергофе, соединив коридорами с дворцовыми покоями. Выступая за линию фасада в плане и превышая высоту боковых частей, храм достаточно выделен. Венчающие строение пять глав, особенно главная на поднятом куполе крыши, это выделение завершают.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Башенки боковых глав квадратные в плане, со срезанными гранями. Центральная уже ближе к восьмиугольнику за счет увеличения этих срезов. Обильная позолота деталей на боковых выделяется, а главную покрывает почти полностью. Купола тоже выполнены гранеными, с позолотой ребер. На фоне этого великолепия нижние церковные ярусы выглядят, как простой приличный особняк.

В ожидании очереди на экскурсию разглядываем исторические картинки на стенах...

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Поднялись...

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Наружное великолепие верхнего яруса, отличающее церковь Петра и Павла в Петергофе, строители храма перенесли внутрь. Сочетание чистейшего белого цвета и позолоты выглядит благородно и торжественно, оттеняя живописные святые образа. Несколько ярусов иконостаса плавно переходят в росписи под куполом, завершает их позолоченная розетка потолочного светильника.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Уникальная резьба и лепнина, оформляющие оклады икон и световые окна, также были утрачены и восстановлены. Для этого проделана огромная работа по изучению архивов и сохранившихся фрагментов убранства. Трудно судить, насколько сохранена манера письма прежних образов, но предстающая картина внутреннего облика очень впечатляет. Перекрестные световые потоки через люкарны обеспечивают очаровательное мерцание.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Апостол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 67 года в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. Вместе с апостолом Павлом называется первоверховным апостолом. Святой Православной и Католической церквей; память — 12 июля (православие), 29 июня (католицизм). В католической церкви считается первым папой римским. Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении
Апостол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 67 года в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. Вместе с апостолом Павлом называется первоверховным апостолом. Святой Православной и Католической церквей; память — 12 июля (православие), 29 июня (католицизм). В католической церкви считается первым папой римским. Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении
Апостол Павел (при рождении Саул; Савл; Шауль; ивр. שאול «выпрошенный, вымоленный»; Саул из Тарса (Киликия); Савл Тарсянин; ивр. שאול התרסי; Šaʾul HaTarsi; др.-греч. Σαούλ (Saul), Σαῦλος (Saulos); позднее Παῦλος (Paulos); лат. Paulus или Paullus «малый»; предп. 5/10, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников»; не входит в число двенадцати апостолов и семидесяти апостолов. Вместе с апостолом Петром называется «первоверховным» апостолом. Основными источниками информации о жизни апостола Павла являются новозаветная книга Деяния святых апостолов и отчасти Послания самого апостола Павла.
Апостол Павел (при рождении Саул; Савл; Шауль; ивр. שאול «выпрошенный, вымоленный»; Саул из Тарса (Киликия); Савл Тарсянин; ивр. שאול התרסי; Šaʾul HaTarsi; др.-греч. Σαούλ (Saul), Σαῦλος (Saulos); позднее Παῦλος (Paulos); лат. Paulus или Paullus «малый»; предп. 5/10, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников»; не входит в число двенадцати апостолов и семидесяти апостолов. Вместе с апостолом Петром называется «первоверховным» апостолом. Основными источниками информации о жизни апостола Павла являются новозаветная книга Деяния святых апостолов и отчасти Послания самого апостола Павла.
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

По неизвестной причине открытыми оказались Святые врата, приоткрывшие само алтарное помещение, обычно посетителям недоступное. Таковы православные каноны, значительно отличающиеся от оформления храмов католических. Там алтарный престол не прячут от прихожан, а непроницаемая алтарная преграда заменена легкой решеткой (балюстрадой). При это алтарь содержит практически одинаковую утварь, хотя в обрядах есть различия.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Прихожане храмов, да и бывалые туристы достаточно сведущи в христианских обычаях и терминах. Знают, что алтарь — помещение в восточной части храма, и жертвенный стол, превратившийся в обрядовый. То, что заглянул за иконостас не священник, не преступление, а оплошность служителей. При этом увидеть алтарный образ, икону за престолом, у православных почти невозможно, у католиков она на виду.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Внутренний облик трапезной почти так же блестяще оформлен, как и молитвенное помещение. Рядовые храмы оснащали трапезные алтарями для богослужений в зимний период, чтобы не протапливать весь объем. Насколько это совпадало с использованием притвора здесь, неизвестно. Предположительно, церковь Петра и Павла в Петергофе основной функцией трапезной сделала жизнеописание апостолов.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Разобраться в перипетиях жития святых читатели обзора способны самостоятельно, не будем ими перегружать публикацию. Показывая интерьер трапезной, преследуем цель полнее познакомить с внутренним убранством. Белизна и позолота здесь так же преобладают, как и возле алтарного иконостаса и на нем. Таким образом здесь украшены вполне мирские декоративные элементы, икон здесь немного.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Исключение составляют росписи – жизнеописания, которые можно отнести к религиозной живописи. Однако едва ли они являются святыми образами, как принято именовать иконы. Однако характер обрамлений художественных полотен отличается от багетов обыкновенных картин. Здесь рамки необычны по форме и разнообразны по исполнению, ценны не менее обрамляемых изображений.

Питер. Петергоф. Дворец. Церковь
Питер. Петергоф. Дворец. Церковь

Насколько реальны были ставшие легендарными личности, существовали ли вообще – не нам судить. Однако описания их жизни и деяний вполне реалистичны, хотя и имеют черты легенд. Мы же не подвергаем сомнению существование самого Иисуса Христа, не важно, верим ли в его исключительную судьбу. Ведь именно Спаситель человечества изображен в компании своих ближайших сподвижников в светящемся нимбе.

Александр Ярославич Невский (др.-рус. Алеѯандръ Ꙗрославичь, в монашестве Алексий; ок. 13 мая 1221 года, согласно старой историографической традиции — 30 мая 1220 года, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263 года, Городец) — князь Новгородский (1228—1229, 1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), полководец, святой Русской православной церкви
Александр Ярославич Невский (др.-рус. Алеѯандръ Ꙗрославичь, в монашестве Алексий; ок. 13 мая 1221 года, согласно старой историографической традиции — 30 мая 1220 года, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263 года, Городец) — князь Новгородский (1228—1229, 1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), полководец, святой Русской православной церкви

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Бетховенская ошибка - попытка оценивать музыку Людвига ван Бетховена на основании того, где и как она была написана. Не секрет, что венская квартира маэстро представляла собой отвратительный, неприятно пахнущий свинарник, полный мусора и неопорожненных ночных горшков. Но, разумеется, ...
Обычно, когда дети просят у родителей собаку, они клятвенно обещают, что будут ходить с ней гулять и утром и вечером и в любую погоду – честное-честное слово. И часто их решимости хватает потом совсем на короткий срок. В Одессе рассказали историю про девочку, которая просила у папы ...
Пушков оценил последствия захвата талибами Афганистана для идеологии США Сенатор Пушков: события в Афганистане свидетельствуют о крахе либеральной идеологии В МИД рассказали об отношении Москвы к талибам Москва поддерживает отношения как с афганским правительством, так и с ...
сегодня дочка выбрала "поход в зоопарк". если кто не знает, она мечтает работать в зоопарке и поэтому увидев фотки даже не раздумывала идти или нет. ну а раз уж зоопарк, то там рядом и Петербург в миниатюре по пути от ст.м.Горьковская. вот все эти бронзовые дворцы, колонны и прочие шпили ...
В игре с "Динамо" из Брянска на поле вновь появился после травмы игрок под номером 34. Часть виража встретила его свистом и персональным зарядом в его адрес. Парни, кто заряжал это, мы хотим кое-что напомнить вам. В мае 2010 года была встреча лидеров ...