Питер. Петергоф. Дворец. 1

топ 100 блогов cand_orel24.04.2023

24.06.2022

В прошлый раз мы закончили мемуары о посещении Царского Села — https://cand-orel.livejournal.com/2643513.html.

А сегодня начнем вспоминать экскурсию по Петергофу.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Вначале мы посетим Большой дворец, зайдя в него со стороны Верхнего сада...

Для общей ориентации во времени и пространстве я позаимствую такую картинку: 

Питер. Петергоф. Дворец. 1 https://www.spbmuzei.ru/wp-content/uploads/2021/04/bolshoy_dvorets._top.jpg
https://www.spbmuzei.ru/wp-content/uploads/2021/04/bolshoy_dvorets._top.jpg

И чуть общей информации...

Петергоф (от Peterhof — «двор Петра», с 1944 по 1997 год — Петродворец) — внутригородское муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербурга. Расположен на южном берегу Финского залива к западу от Санкт-Петербурга, в 29 км по железной дороге. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Петергоф основан в 1710 году как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII—XIX веков — музей-заповедник «Петергоф». 

До начала XVIII века на месте Петергофа на берегу Финского залива находились финские деревни Куусоя (фин. kuusoja — еловая яма) и Похьяёки (фин. pohjajoki — донная речка), к югу от них, на Поповой горе (ныне — Бабигонские высоты) — деревня Папингондо.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Впервые Петергоф (Peterhof — Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. Вот какая запись появилась в Журнале Петра I от 13 сентября 1705 года: «…наша шнау „Мункер“ пошла в Петербурх, после полудня в 4 часа против Петергофа кинула якорь, к вечеру пришли в Петербурх.»

Питер. Петергоф. Дворец. 1

В 1710-е годы здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I. Талантливый инженер-гидротехник Миних доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и убедил царя перенести загородную резиденцию в Петергоф, так как в случае реализации фонтанного комплекса в Стрельнинской резиденции, территориям в десятки квадратных километров грозило бы затопление. В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Постепенно поблизости от строительства резиденции возникают Малая слобода (к югу и юго-востоку от Верхнего парка) и Большая слобода (к западу, так называемый Старый Петергоф, вдоль современного Собственного проспекта). Туда же, на Купеческую пристань, прибывали суда из Кронштадта и Санкт-Петербурга. В 1721 году основана водяная пильная мельница, а при ней Гранильная фабрика (ныне — Петродворцовый часовой завод).

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Для снабжения фонтанов Петергофа построен специальный водовод общей длиной 40 км. На его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, имеющих более 1,3 миллиона кубических метра воды и занимающих площадь почти 100 га. Водовод создан в 1720—1721 годах по проекту инженера-гидравлика Василия Туволкова. 9 августа 1721 года заработали водомёты, действовавшие по принципу сообщающихся сосудов. К 1723 году формирование дворцово-паркового ансамбля было в основном завершено. К этому времени сложились основные планировочные элементы Нижнего парка, построен Большой дворец и дворец Монплезир, сооружена водоводная система фонтанов.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Изначально поселение при Дворце застраивалось хаотично, а составлявшие большинство жителей поселения государственные крестьяне вообще жили в землянках. В 1730-х годах благодаря архитектору М. Г. Земцову Петергоф впервые получил чёткую планировку. Он перестроил ряд зданий, создав для петергофских государственных крестьян Мастеровой двор, а для придворных служащих — Кавалерский.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

С 1747 года началась перестройка дворца, которая осуществлялась по проекту архитектора Б. Ф. Растрелли. Была увеличена центральная часть дворца и пристроены два боковых флигеля, соединённые галереями с Церковным и Гербовым корпусами.

Большой дворец — основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», расположенного в одноимённом городе на южном берегу Финского залива в Петродворцовом районе города федерального значения Санкт-Петербурга. Был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны, в 1952 году восстановлен.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж. Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен (1745—1752) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. Является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.-Б. Валлен–Деламот создает в 1766 – 67 г.г. два Китайских кабинета.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1 https://www.spbmuzei.ru/wp-content/uploads/2021/04/bolshoy_dvorets_histr2-e1617536720339.jpg
https://www.spbmuzei.ru/wp-content/uploads/2021/04/bolshoy_dvorets_histr2-e1617536720339.jpg

Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно–прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

Да, да — мы уже и зашли...

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Формируются экскурсионные группы

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Надо сказать, что экскурсионный процесс показался мне максимально коммерциализированным. Группу гонят из зала в зал без всякой задержки для разглядывания экспонатов. Там где не успеет подогнать гид, подключаются бабушки смотрительницы, выгоняя экскурсантов пинками в следующий зал. Причем ведут себя достаточно бесцеремонно и нескромно — практически в каждом кадре "торчит" бабушка, позируют...

В некоторых залах (по мнению организаторов второстепенных) вообще выключен свет.

Ну, да ладно, не к ним мы приехали, как бы они не пыжились на такое к ним отношение...

Вот герой нашего путешествия — 

Питер. Петергоф. Дворец. 1

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Александр Пушкин

Вот и схемка, макет дворца — 

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Позволю себе привести уточняющую схему:

Питер. Петергоф. Дворец. 1 https://p1.citywalls.ru/photo_379-388693.jpg?mt=1553260646
https://p1.citywalls.ru/photo_379-388693.jpg?mt=1553260646

Ну, и начнем... Как водится — от Адама и Евы:

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Направляемся к Парадной лестнице:

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Парадный вход размещён в западном флигеле дворца. Такое решение позволяло Растрелли развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада (этот принцип наиболее полно реализован архитектором в следующем по времени создания большом дворце — Екатерининском). 

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы.

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Но основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная резьба по дереву. Выполнение работ относится к 1751 году; бригаду русских мастеров возглавлял Иосиф Шталмеер. Нижнюю часть лестницы украшают резные кариатиды, воссозданные в послевоенные годы по моделям скульпторов Г. Михайловой и Э. Масленникова. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Самые заметные скульптуры верхней части — аллегорические изображения времён года, украшающие верхнюю площадку лестницы. Весна, Лето (на перилах), Осень и Зима (помещены в нишах напротив первых) представлены в образе юных девушек. Повторения скульптур «Весна», «Лето» и «Осень» также выполнили Г. Михайлова и Э. Масленников. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Скульптура «Зима», в годы Великой Отечественной войны была эвакуирована и сохранилась. Дверной портал, ведущий в Танцевальный зал, решён в формах триумфальной арки. Украшением монументального десюдепорта служат две резные фигуры «Верность» и «Справедливость». Портал воссоздан по моделям С. Лебедевой.

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Стены богато расписаны темперой; в орнаментах сплетаются цветочные гирлянды и другие растительные мотивы, двуглавые орлы, вензеля Елизаветы Петровны. Рисованные фигуры Аполлона, Дианы и Флоры вписаны в иллюзорные ниши; обманный эффект подчёркивает воздушность и лёгкость интерьера. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Этому же служат и восемь больших двухъярусных окон, пропускающие на лестницу изобилие света. В верхних ярусах располагаются характерные для барокко зеркальные окна-обманки, призванные усилить за счёт световых эффектов ощущение простора.

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Потолок Парадной лестницы украшен плафоном «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия (1751 год). Живописная работа со времени создания воспринималась как прославление Елизаветы Петровны и её царствования, отмеченное расцветом искусств, наук и ремёсел. Так же трактовалась общая символика интерьера: он раскрывается аллегорией благоденствия Российского государства и его процветания под эгидой искусств. Плафон воссоздан Л. Любимовым, В. Никифоровым, В. Корбаном. Эти же реставраторы воссоздали падугу и живописное оформление стен Парадной лестницы. Мажорный и торжественный настрой парадной лестницы получил продолжение в Танцевальном зале.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Танцевальный (или Купеческий) зал площадью около 270 м² занимает всё западное крыло дворца. По декоративному убранству —самый пышный интерьер дворца, разработан в особом праздничном ключе. Он создавался в 1751—1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Особенность Танцевального зала — фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах — окна настоящие, большие, в два яруса. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

В отделке господствует золочёная резьба по дереву. В простенках между окнами, над зеркалами, расположены тондо на темы «Энеиды» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия (работы Джузеппе Валериани; в настоящее время подлинных четыре; остальные двенадцать — копии, воссозданные взамен утраченных во время Великой отечественной войны).

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Падуги, создающие плавный переход от стен к потолку, украшены живописными медальонами и лепными кронштейнами. Плафон «Аполлон на Парнасе» (Бартоломео Тарсия, 1751 год), созданный специально для зала, занимает весь свод. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.

Переходим в Чесменский зал:

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Чесменский зал — мемориальный зал парадной анфилады Большого дворца в Петергофе. Создан в 1770-х годах по заказу Екатерины II архитектором Ю. М. Фельтеном на месте ранее существовавшего Аванзала Б. Ф. Растрелли в память о победе русского флота над турецким в Чесменском сражении 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года, во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Чесменский зал в Петергофе стал одним из целого ряда мемориалов, посвящённых победе в сражении, наряду с другими памятниками, зданиями, дворцовыми интерьерами в пригородах Санкт-Петербурга.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Зал выполнен в стиле классицизма, имеет живописный плафон. Основным элементом отделки являются 12 батальных полотен авторства немецкого художника Я. Ф. Хаккерта, изображающих эпизоды Чесменского боя и других морских сражений русско-турецкой войны. Во время Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 года, вместе с другими залами Большого петергофского дворца интерьер погиб. В послевоенные годы он был восстановлен и открыл свои двери для посетителей музея-заповедника в 1969 году.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Первоначально, в 1749—1752 годах, во время масштабной перестройки Большого петергофского дворца по проекту Б. Ф. Растрелли, интерьер был оформлен как аванзал. Помещение было создано в северо-западном углу дворца и открывало собой парадную анфиладу. Ось анфилады ориентирована на окно в западной стене зала, что визуально как бы продлевает её за пределы здания.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

К югу от Аванзала был возведён флигель с так называемой Светлой галереей (Танцевальным залом), выдвинутый в сторону Верхнего сада. В выступе здания к западу была отделана небольшая Голубая приёмная, откуда по галерее можно пройти в Корпус под гербом. Следующим помещением в парадной анфиладе стал Тронный зал, соседство с которым и определяло функциональное назначение растреллиевского Аванзала — в нём собирались посетители дворца перед началом церемоний в Тронном зале. Следом за Тронным располагался второй аванзал — Аудиенц-зал. Аналогом западного Аванзала в северо-восточном углу дворца — комнатой, завершавшей анфиладу — была Столовая (впоследствии — Большая, или Голубая, гостиная).

Питер. Петергоф. Дворец. 1

При Растрелли стены Аванзала покрывали деревянные щиты, декорированные золочёной резьбой, в том же стиле были сделаны многочисленные бра. По контракту с Канцелярией от строений, заключённому в июле 1751 года, во второй половине этого года был написан плафон — южнонемецким либо швейцарским мастером Лоренцо Вернером. Плафон «Церера, вручающая колосья первому земледельцу Триптолему», вероятно, был аллегорией процветания Российской империи в царствование Елизаветы Петровны. В июне 1770 года в зале появились две грушевидной формы люстры.

Плафон А. Тервестена «Жертвоприношение Ифигении», ныне находящийся в Чесменском зале, воспроизводит сюжет древнегреческого мифа из цикла о Троянской войне.
Плафон А. Тервестена «Жертвоприношение Ифигении», ныне находящийся в Чесменском зале, воспроизводит сюжет древнегреческого мифа из цикла о Троянской войне.

В 1770-х годах в Большом дворце активно работал Ю. М. Фельтен, который по заказу Екатерины II переоформил целый ряд помещений. В 1778—1779 годах по его проекту в стиле классицизма был заново отделан и Аванзал. Этот бывший интерьер Растрелли, как и, частично, соседний Тронный зал, переделанный в те же годы в соответствии с классицистическими традициями, стал своего рода памятником победы России в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Одним из триумфов русского оружия, отмеченным большим числом мемориалов, стало Чесменское сражение, произошедшее 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года. В честь этой победы русского флота были воздвигнуты Чесменская колонна в Екатерининском парке Царского Села и Чесменский обелиск в Дворцовом парке Гатчины, Чесменская церковь и Чесменский дворец у дороги на Царское Село. В XIX веке одна из парадных галерей Большого Гатчинского дворца получила наименование Чесменской.

Переделанный Ю. М. Фельтеном Аванзал Большого петергофского дворца также был назван Чесменским. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Юрий Фельтен сохранил объёмы растреллиевского помещения, паркет, плафон Л. Вернера. Первоначально снятые зеркала были возвращены учеником-зеркальщиком А. Рукавишниковым на свои места в простенках между окнами на северной стене. Однако золочёная отделка была снята полностью, её заменил лепной декор, выполненный русскими лепщиками под руководством мастеров Насонова и А. Бернаскони. На стенах были установлены 4 барельефа и 4 медальона, присланные из Академии художеств в июне 1779 года. Главным элементом изобразительной программы зала стали 12 масштабных живописных полотен, созданных немецким художником Я. Ф. Хаккертом и посвящённых эпизодам Чесменской битвы и других морских боёв русско-турецкой войны, которые на рубеже 1778 и 1779 годов были вмонтированы в стены.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Есть сведения, что при Екатерине II в Чесменском зале принимали курьеров с захваченными в ходе боевых действий турецкими знамёнами (вероятно, в период Русско-турецкой войны 1787—1791 годов). До Великой Отечественной войны в зале находился морской мундир Екатерины как напоминание о ежегодных морских манёврах, устраивавшихся в Петергофе в память о Чесменском сражении и других победах на

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"ИЗ ТИКТОКЕРОВ В «ТИКТОКАРИ» Потерявших аудиторию и доход российских блогеров переучат на рабочих и отправят работать на завод. Отечественный производитель стройматериалов «Технониколь» запустил программу обучения на производственных рабочих для российских блогеров. Они могут бесплатно ...
Борис Михайлов Слава Дажбога. --- Не собиралась ничего писать, но не ответить на такое невозможно. Представлен комментарий в моей транскрипции. Автором писано было не для слабонервных. Ответ конкретному лицу на конкретный ...
А что делать, когда делать нечего! Я кстати за январь уйму ссылок на ютубе разгрузил в процессе дел, включал и смотрел, особо доставили несколько фильмов из серии "Пешком", но "Культурка" не даёт вставлять эти ролики, поэтому как всегда с чего нибудь старого и забытого, ну и ...
podmoskovnik опять проанализировал "данные голосования" по участкам, и опять на участках с "высокой явкой" появляется пила Чурова - нарисованные проценты. Это, конечно, интересно для психоаналитиков. Ну вот в этот раз всем было ясно, что Путин побеждает, что явка высокая... ...
Решили попробовать порисовать на протяжении целого года каждый день? Перед вами постинг для поддержки этого начинания вне зависимости от уровня вашего мастерства. Рисуйте чаще, рисуйте каждый день - "365 зарисовок" или просто так. Показывайте свои работы в комментариях. Здесь вы можете рас ...