Питер. Петергоф. Дворец. 1

топ 100 блогов cand_orel24.04.2023

24.06.2022

В прошлый раз мы закончили мемуары о посещении Царского Села — https://cand-orel.livejournal.com/2643513.html.

А сегодня начнем вспоминать экскурсию по Петергофу.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Вначале мы посетим Большой дворец, зайдя в него со стороны Верхнего сада...

Для общей ориентации во времени и пространстве я позаимствую такую картинку: 

Питер. Петергоф. Дворец. 1 https://www.spbmuzei.ru/wp-content/uploads/2021/04/bolshoy_dvorets._top.jpg
https://www.spbmuzei.ru/wp-content/uploads/2021/04/bolshoy_dvorets._top.jpg

И чуть общей информации...

Петергоф (от Peterhof — «двор Петра», с 1944 по 1997 год — Петродворец) — внутригородское муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербурга. Расположен на южном берегу Финского залива к западу от Санкт-Петербурга, в 29 км по железной дороге. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Петергоф основан в 1710 году как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII—XIX веков — музей-заповедник «Петергоф». 

До начала XVIII века на месте Петергофа на берегу Финского залива находились финские деревни Куусоя (фин. kuusoja — еловая яма) и Похьяёки (фин. pohjajoki — донная речка), к югу от них, на Поповой горе (ныне — Бабигонские высоты) — деревня Папингондо.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Впервые Петергоф (Peterhof — Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. Вот какая запись появилась в Журнале Петра I от 13 сентября 1705 года: «…наша шнау „Мункер“ пошла в Петербурх, после полудня в 4 часа против Петергофа кинула якорь, к вечеру пришли в Петербурх.»

Питер. Петергоф. Дворец. 1

В 1710-е годы здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I. Талантливый инженер-гидротехник Миних доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и убедил царя перенести загородную резиденцию в Петергоф, так как в случае реализации фонтанного комплекса в Стрельнинской резиденции, территориям в десятки квадратных километров грозило бы затопление. В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Постепенно поблизости от строительства резиденции возникают Малая слобода (к югу и юго-востоку от Верхнего парка) и Большая слобода (к западу, так называемый Старый Петергоф, вдоль современного Собственного проспекта). Туда же, на Купеческую пристань, прибывали суда из Кронштадта и Санкт-Петербурга. В 1721 году основана водяная пильная мельница, а при ней Гранильная фабрика (ныне — Петродворцовый часовой завод).

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Для снабжения фонтанов Петергофа построен специальный водовод общей длиной 40 км. На его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, имеющих более 1,3 миллиона кубических метра воды и занимающих площадь почти 100 га. Водовод создан в 1720—1721 годах по проекту инженера-гидравлика Василия Туволкова. 9 августа 1721 года заработали водомёты, действовавшие по принципу сообщающихся сосудов. К 1723 году формирование дворцово-паркового ансамбля было в основном завершено. К этому времени сложились основные планировочные элементы Нижнего парка, построен Большой дворец и дворец Монплезир, сооружена водоводная система фонтанов.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Изначально поселение при Дворце застраивалось хаотично, а составлявшие большинство жителей поселения государственные крестьяне вообще жили в землянках. В 1730-х годах благодаря архитектору М. Г. Земцову Петергоф впервые получил чёткую планировку. Он перестроил ряд зданий, создав для петергофских государственных крестьян Мастеровой двор, а для придворных служащих — Кавалерский.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

С 1747 года началась перестройка дворца, которая осуществлялась по проекту архитектора Б. Ф. Растрелли. Была увеличена центральная часть дворца и пристроены два боковых флигеля, соединённые галереями с Церковным и Гербовым корпусами.

Большой дворец — основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», расположенного в одноимённом городе на южном берегу Финского залива в Петродворцовом районе города федерального значения Санкт-Петербурга. Был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны, в 1952 году восстановлен.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж. Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен (1745—1752) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. Является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.-Б. Валлен–Деламот создает в 1766 – 67 г.г. два Китайских кабинета.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1 https://www.spbmuzei.ru/wp-content/uploads/2021/04/bolshoy_dvorets_histr2-e1617536720339.jpg
https://www.spbmuzei.ru/wp-content/uploads/2021/04/bolshoy_dvorets_histr2-e1617536720339.jpg

Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно–прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

Да, да — мы уже и зашли...

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Формируются экскурсионные группы

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Надо сказать, что экскурсионный процесс показался мне максимально коммерциализированным. Группу гонят из зала в зал без всякой задержки для разглядывания экспонатов. Там где не успеет подогнать гид, подключаются бабушки смотрительницы, выгоняя экскурсантов пинками в следующий зал. Причем ведут себя достаточно бесцеремонно и нескромно — практически в каждом кадре "торчит" бабушка, позируют...

В некоторых залах (по мнению организаторов второстепенных) вообще выключен свет.

Ну, да ладно, не к ним мы приехали, как бы они не пыжились на такое к ним отношение...

Вот герой нашего путешествия — 

Питер. Петергоф. Дворец. 1

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Александр Пушкин

Вот и схемка, макет дворца — 

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Позволю себе привести уточняющую схему:

Питер. Петергоф. Дворец. 1 https://p1.citywalls.ru/photo_379-388693.jpg?mt=1553260646
https://p1.citywalls.ru/photo_379-388693.jpg?mt=1553260646

Ну, и начнем... Как водится — от Адама и Евы:

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Направляемся к Парадной лестнице:

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Парадный вход размещён в западном флигеле дворца. Такое решение позволяло Растрелли развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада (этот принцип наиболее полно реализован архитектором в следующем по времени создания большом дворце — Екатерининском). 

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы.

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Но основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная резьба по дереву. Выполнение работ относится к 1751 году; бригаду русских мастеров возглавлял Иосиф Шталмеер. Нижнюю часть лестницы украшают резные кариатиды, воссозданные в послевоенные годы по моделям скульпторов Г. Михайловой и Э. Масленникова. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Самые заметные скульптуры верхней части — аллегорические изображения времён года, украшающие верхнюю площадку лестницы. Весна, Лето (на перилах), Осень и Зима (помещены в нишах напротив первых) представлены в образе юных девушек. Повторения скульптур «Весна», «Лето» и «Осень» также выполнили Г. Михайлова и Э. Масленников. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Скульптура «Зима», в годы Великой Отечественной войны была эвакуирована и сохранилась. Дверной портал, ведущий в Танцевальный зал, решён в формах триумфальной арки. Украшением монументального десюдепорта служат две резные фигуры «Верность» и «Справедливость». Портал воссоздан по моделям С. Лебедевой.

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Стены богато расписаны темперой; в орнаментах сплетаются цветочные гирлянды и другие растительные мотивы, двуглавые орлы, вензеля Елизаветы Петровны. Рисованные фигуры Аполлона, Дианы и Флоры вписаны в иллюзорные ниши; обманный эффект подчёркивает воздушность и лёгкость интерьера. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Этому же служат и восемь больших двухъярусных окон, пропускающие на лестницу изобилие света. В верхних ярусах располагаются характерные для барокко зеркальные окна-обманки, призванные усилить за счёт световых эффектов ощущение простора.

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Потолок Парадной лестницы украшен плафоном «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия (1751 год). Живописная работа со времени создания воспринималась как прославление Елизаветы Петровны и её царствования, отмеченное расцветом искусств, наук и ремёсел. Так же трактовалась общая символика интерьера: он раскрывается аллегорией благоденствия Российского государства и его процветания под эгидой искусств. Плафон воссоздан Л. Любимовым, В. Никифоровым, В. Корбаном. Эти же реставраторы воссоздали падугу и живописное оформление стен Парадной лестницы. Мажорный и торжественный настрой парадной лестницы получил продолжение в Танцевальном зале.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Танцевальный (или Купеческий) зал площадью около 270 м² занимает всё западное крыло дворца. По декоративному убранству —самый пышный интерьер дворца, разработан в особом праздничном ключе. Он создавался в 1751—1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Особенность Танцевального зала — фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах — окна настоящие, большие, в два яруса. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

В отделке господствует золочёная резьба по дереву. В простенках между окнами, над зеркалами, расположены тондо на темы «Энеиды» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия (работы Джузеппе Валериани; в настоящее время подлинных четыре; остальные двенадцать — копии, воссозданные взамен утраченных во время Великой отечественной войны).

Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1
Питер. Петергоф. Дворец. 1

Падуги, создающие плавный переход от стен к потолку, украшены живописными медальонами и лепными кронштейнами. Плафон «Аполлон на Парнасе» (Бартоломео Тарсия, 1751 год), созданный специально для зала, занимает весь свод. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.

Переходим в Чесменский зал:

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Чесменский зал — мемориальный зал парадной анфилады Большого дворца в Петергофе. Создан в 1770-х годах по заказу Екатерины II архитектором Ю. М. Фельтеном на месте ранее существовавшего Аванзала Б. Ф. Растрелли в память о победе русского флота над турецким в Чесменском сражении 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года, во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Чесменский зал в Петергофе стал одним из целого ряда мемориалов, посвящённых победе в сражении, наряду с другими памятниками, зданиями, дворцовыми интерьерами в пригородах Санкт-Петербурга.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Зал выполнен в стиле классицизма, имеет живописный плафон. Основным элементом отделки являются 12 батальных полотен авторства немецкого художника Я. Ф. Хаккерта, изображающих эпизоды Чесменского боя и других морских сражений русско-турецкой войны. Во время Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 года, вместе с другими залами Большого петергофского дворца интерьер погиб. В послевоенные годы он был восстановлен и открыл свои двери для посетителей музея-заповедника в 1969 году.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Первоначально, в 1749—1752 годах, во время масштабной перестройки Большого петергофского дворца по проекту Б. Ф. Растрелли, интерьер был оформлен как аванзал. Помещение было создано в северо-западном углу дворца и открывало собой парадную анфиладу. Ось анфилады ориентирована на окно в западной стене зала, что визуально как бы продлевает её за пределы здания.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

К югу от Аванзала был возведён флигель с так называемой Светлой галереей (Танцевальным залом), выдвинутый в сторону Верхнего сада. В выступе здания к западу была отделана небольшая Голубая приёмная, откуда по галерее можно пройти в Корпус под гербом. Следующим помещением в парадной анфиладе стал Тронный зал, соседство с которым и определяло функциональное назначение растреллиевского Аванзала — в нём собирались посетители дворца перед началом церемоний в Тронном зале. Следом за Тронным располагался второй аванзал — Аудиенц-зал. Аналогом западного Аванзала в северо-восточном углу дворца — комнатой, завершавшей анфиладу — была Столовая (впоследствии — Большая, или Голубая, гостиная).

Питер. Петергоф. Дворец. 1

При Растрелли стены Аванзала покрывали деревянные щиты, декорированные золочёной резьбой, в том же стиле были сделаны многочисленные бра. По контракту с Канцелярией от строений, заключённому в июле 1751 года, во второй половине этого года был написан плафон — южнонемецким либо швейцарским мастером Лоренцо Вернером. Плафон «Церера, вручающая колосья первому земледельцу Триптолему», вероятно, был аллегорией процветания Российской империи в царствование Елизаветы Петровны. В июне 1770 года в зале появились две грушевидной формы люстры.

Плафон А. Тервестена «Жертвоприношение Ифигении», ныне находящийся в Чесменском зале, воспроизводит сюжет древнегреческого мифа из цикла о Троянской войне.
Плафон А. Тервестена «Жертвоприношение Ифигении», ныне находящийся в Чесменском зале, воспроизводит сюжет древнегреческого мифа из цикла о Троянской войне.

В 1770-х годах в Большом дворце активно работал Ю. М. Фельтен, который по заказу Екатерины II переоформил целый ряд помещений. В 1778—1779 годах по его проекту в стиле классицизма был заново отделан и Аванзал. Этот бывший интерьер Растрелли, как и, частично, соседний Тронный зал, переделанный в те же годы в соответствии с классицистическими традициями, стал своего рода памятником победы России в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Одним из триумфов русского оружия, отмеченным большим числом мемориалов, стало Чесменское сражение, произошедшее 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года. В честь этой победы русского флота были воздвигнуты Чесменская колонна в Екатерининском парке Царского Села и Чесменский обелиск в Дворцовом парке Гатчины, Чесменская церковь и Чесменский дворец у дороги на Царское Село. В XIX веке одна из парадных галерей Большого Гатчинского дворца получила наименование Чесменской.

Переделанный Ю. М. Фельтеном Аванзал Большого петергофского дворца также был назван Чесменским. 

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Юрий Фельтен сохранил объёмы растреллиевского помещения, паркет, плафон Л. Вернера. Первоначально снятые зеркала были возвращены учеником-зеркальщиком А. Рукавишниковым на свои места в простенках между окнами на северной стене. Однако золочёная отделка была снята полностью, её заменил лепной декор, выполненный русскими лепщиками под руководством мастеров Насонова и А. Бернаскони. На стенах были установлены 4 барельефа и 4 медальона, присланные из Академии художеств в июне 1779 года. Главным элементом изобразительной программы зала стали 12 масштабных живописных полотен, созданных немецким художником Я. Ф. Хаккертом и посвящённых эпизодам Чесменской битвы и других морских боёв русско-турецкой войны, которые на рубеже 1778 и 1779 годов были вмонтированы в стены.

Питер. Петергоф. Дворец. 1

Есть сведения, что при Екатерине II в Чесменском зале принимали курьеров с захваченными в ходе боевых действий турецкими знамёнами (вероятно, в период Русско-турецкой войны 1787—1791 годов). До Великой Отечественной войны в зале находился морской мундир Екатерины как напоминание о ежегодных морских манёврах, устраивавшихся в Петергофе в память о Чесменском сражении и других победах на

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда русские вошли в Среднюю Азию, слово "ДЖИГИТ"  имело смысл несколько иной, чем позже, в XX-XXI-ом веках. А именно: То есть, словом "джигит" называли лихих наёмников, солдат удачи, которые звериным чутьём всегда знают кому помогать для того чтобы выжить. Русская ...
Когда я прихожу к няне забирать Кириту, девочка бежит за своей верхней одеждой, приносит ее мне и помогает себя одеть. Потом она забирает у тети свою сумочку для ланча, целует всех на прощание, машет "ба-бай" и скорей-скорей на улицу. На улице ...
Дидов расстреляли " loading="lazy" /> Иногда очень смешно получается. Сами же ссут себе на божничку. Дидов расстреляли " loading="lazy" /> Ох, диды, что ж вы после коричневой, красную нечисть не повыжигали каленым железом. ...
В подборках картинок увидел вот такое фото и решил уточнить, что же это за сооружение, для которого строят такой фундамент. А это оказался ИТЭР - международный экспериментальный термоядерный реактор. Он строится во Франции, в 60 км от Марселя, в исследовательском центре Кадараш. В ...
Открытка от нашего бессменного художника Петра Саруханова отсюда . ...