Питер. Ночная прогулка по Неве. Часть 2

27.06.2022
Вчера мы здесь остановились.
Плывем к Литейному мосту —

Литейный мост — автодорожный разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (Центральный район) с Выборгской стороной (Выборгский и Калининский районы). Второй постоянный мост через Неву (после Благовещенского моста). Построен через самое глубокое место Невы, где глубины достигают 24 м. Перильное ограждение моста является объектом культурного наследия регионального значения.

Название моста известно с 1851 года и происходит от Литейного двора, находившегося на левом берегу реки. В 1879 году при открытии постоянного моста его назвали мостом Императора Александра II. Имя быстро сократилось до Александровского моста (но, например, на открытках всё равно чаще был обозначен как «Литейный»). А после 1917 года исчезло вовсе, так и не вытеснив первоначального названия.

Во время блокады Ленинграда возникло неофициальное название Чёртов мост, так как район Литейного моста и площади Финляндского вокзала (получившей название Долина смерти) чаще других подвергался обстрелам.
Офицерский корпус казарм лейб-гвардии Конной артиллерии —

В 1711-1713 годах здесь возник Арсенал, и в 1713 году Литейный цех двора наладил выпуск пушек. До 1720 года назывался Пушечным двором и располагался на месте начала Литейного проспекта (у Литейного моста). В 1721 году недалеко от Пушечного двора была построена Артиллерийская школа.

На старинных картах видно, что еще до основания города в районе существующего моста существовала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг. В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был построен второй в городе плашкоутный мост, получивший название Воскресенского. В 1803 году мост был перенесён к Летнему саду и получил название Петербургского. На прежнем месте был построен новый наплавной мост, который наводился вплоть до 1849 года.

Поводом к сооружению второго постоянного моста через Неву послужил срыв бурным ледоходом 4 апреля 1865 года наплавной переправы. Для изучения причин аварии Литейного моста была создана специальная экспертная комиссия. 22 августа 1869 года Санкт-Петербургская дума, обсудив вопрос, «который из плавучих мостов: Петербургский или Литейный — должен быть предпочтительно заменен постоянным», 84 голосами против 11 высказалась за Литейный мост.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, возникла потребность в модернизации моста. Проект реконструкции Литейного моста был разработан в институте Ленгипротрансмост коллективом инженеров под руководством Л. А. Вильдгрубе и архитектора Ю. И. Синицы.
За мостом — Воскресенская набережная:

Воскресенская набережная — набережная в Центральном районе Санкт-Петербурга. Проходит по левому берегу реки Невы от Водопроводного переулка до Литейного проспекта. На восток продолжается Смольной набережной, на запад — набережной Кутузова.

В 1852 году участок берега в районе Литейного проспекта на протяжении 288 м был укреплён высокой вертикальной гранитной стенкой с двумя спусками. Остальная часть набережной крепления не имела, берег представлял собой широкую пологую полосу. Набережная долгое время интенсивно использовалась как площадка для разгрузки и хранения строительных материалов и леса, прибывающих в город по воде.

В 1923 году набережная была переименована в память о Максимилиане Робеспьере. Это название просуществовало 91 год.

С реконструкцией в 1967 году Литейного моста старую гранитную стенку перестраивают по проекту архитектора Ю. И. Синицы и инженера Л. А. Вильдгрубе. Примыкающий к мосту участок набережной становится двухъярусной стенкой с лестницей-сходом для прохода под мостом. Дальнейшее капитальное благоустройство набережной происходит вверх по течению. С 1967 по 1971 годы от дома № 30 до проспекта Чернышевского возведена высокая гранитная стенка из сборных блоков и ограждением из гранитного парапета. На этом участке, вследствие больших глубин (до 5 м) перед стенкой, в конструкции ростверка были применены сваи-оболочки диаметром 0,6 м и длиной до 24 м.

На оси проспекта Чернышевского сооружён монументальный парадный спуск, украшенный двумя крупными гранитными шарами на нижней площадке (авторы проекта — инженеры института «Ленгипроинжпроект» П. П. Рязанцев, А. Д. Гутцайт, Б. Б. Левин и архитектор Л. А. Носков). В 1977—1978 годах выше по течению укрепляется следующий участок набережной длиной 680 м. Это высокая гранитная стенка с двумя однотипными спусками и снегоразгрузочной эстакадой длиной 102 м. В 1980 году был построен завершающий верховой участок набережной длиной 134 м.
Новостройки —

По центру кадра — Вселенная воды:

Музейный комплекс «Вселенная воды» — музей в Санкт-Петербурге. Расположен по адресу Шпалерная улица, дом 56. Основная экспозиция музея находится в водонапорной башне, построенной в кирпичном стиле в 1859—1863 годах архитектором И. А. Мерцем. Водонапорная башня, наряду с другими постройками на окружающей её территории, входит в комплекс бывшей главной станции Санкт-Петербургских городских водопроводов и является памятником архитектуры регионального значения. Экспонаты, макеты, инсталляции, мультимедийные экспозиции музейного комплекса «Вселенная Воды» рассказывают об истории, современном состоянии и перспективах водоснабжения и водоотведения города, использовании воды в быту, состоянии водных ресурсов.
Завиднелся Воскресенский Смольный собор —

Впереди — поворот Невы:

Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор (Воскресения Христова Смольный собор, Смольный собор) — православный храм в Центральном районе Санкт-Петербурга. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Воскресенский Смольный собор исторически является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга, храмом учащихся, поэтому основным направлением деятельности клира и мирян храма является духовно-нравственное просвещение юношества. С 1990 до 2015 года являлся концертной площадкой классической музыки.

Начиная с 2020 года, «Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры» при поддержке «Газпром» планирует начать работы по достройке колокольни собора, строительство которой было включено в проект Бартоломео Растрелли, но не реализовано. Колокольня высотой 175 метров может стать самой высокой постройкой в центре города. По состоянию на 2023 год работа над проектом не начата, о сроках и точных планах его реализации не известно. Совет по сохранению культурного наследия Петербурга рекомендовал найти альтернативное историческому место.

Повернули, впереди Большеохтинский мост —

Большеохтинский мост — автодорожный металлический разводной мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. Первый из петербургских мостов через Неву с ездой понизу (проезжая часть расположена на уровне низа пролётного строения) и разводным пролётом в середине реки. Объект культурного наследия России регионального значения.

Проектное название моста — Охтенский. Заложенный 26 июня (9 июля) 1909 года, в день 200-летия Полтавской битвы, мост получил название Императора Петра Великого. С 1910-х годов употреблялись также названия Большеохтенский или Большой Охтенский. В 1956 году в соответствии с новыми правилами орфографии мост стал называться Большеохтинским.

Трасса будущего моста через Неву в районе Охты впервые была намечена Николаем I в 1829 году, при утверждении перспективного плана Петербурга. Однако строительство постоянного моста в то время представляло неразрешимую задачу и на этой трассе функционировал только лодочный перевоз. К 1880-м годам вопрос о строительстве моста, который бы соединил город с охтинским пригородом, стал снова активно обсуждаться в Думе. Этому всячески препятствовало лобби перевозчиков, не желавших терять доходный бизнес.

7 апреля 1907 года затонул пароход «Архангельск», обслуживавший перевоз от Пальменбахской набережной (около Смольного) на Охту. В результате погибло 39 человек. Трагическое событие заставило форсировать строительство. 13 мая Николай II выпускает резолюцию: «Не затягивать строительство моста». И в сентябре того же года проект утвердили с небольшими доработками. Торжественная закладка моста произошла 26 июня (9 июля) 1909 года, в день 200-летия Полтавской битвы.

Для перевозки заранее изготовленных в стороне от оси моста пролётных строений, весом каждое по 3660 т, были использованы корпуса старых броненосцев, превращённых в огромные понтоны с водной балластировкой. В 1910 году на левом берегу Невы в теле насыпи подъезда к мосту была построена железобетонная труба, обеспечившая транспортную связь лесной биржи Беляева с рекой.

Торжественное открытие моста состоялось 26 октября (8 ноября) 1911 года в присутствии министра внутренних дел А. А. Макарова и министра путей сообщения С. В. Рухлова. Некоторые строительные работы продолжались до 1913 года (украшения порталов и бронзовые доски на башнях были установлены в 1912 году). В память о постройке моста была выбита медаль.

В 1993—1997 годах выполнена реконструкция моста. У стационарных пролётных строений была переустроена проезжая часть, а разводное пролётное строение из-за значительного износа и больших повреждений было заменено новым, по конструкции аналогичным прежнему, но выполненному на сварке, а не на заклёпках, из современных конструкционных сталей. На порталах стационарных пролётных строений и промежуточных опорах было восстановлено декоративное убранство, памятные надписи и фонари. Была выполнена также реставрация башен.

Во время реконструкции на мосту была восстановлена ранее демонтированная надпись «Мостъ императора Петра Великаго», что породило слухи о переименовании моста в мост Петра Великого. Движение транспорта и пешеходов было открыто 14 декабря 1996 года, окончательная приёмка моста осуществлена 29 декабря 1997 года. 28 ноября 2000 году в присутствии губернатора города В. А. Яковлева состоялось открытие художественной подсветки моста.

Конструктивно мост трёхпролётный с центральным разводным пролётом и боковыми металлическими пролётами. Длина моста 334,75 м, ширина моста между перилами 26,5 м, из них ширина проезжей части 17,7 м и два тротуара по 4,4 м, ширина моста между перилами на разводном пролётном строении — 23,5 м и два тротуара по 2,9 м. Общий вес металлоконструкций моста составляет 8920 т, из них масса противовесов разводного пролёта — 1065 т.

Заплыли за мост. Перед нами — Ленэнерго, Синопская набережня:

Синопская набережная — набережная в Центральном районе Санкт-Петербурга. Проходит по левому берегу реки Невы от проспекта Обуховской Обороны до Смольного проспекта. Набережная была построена в первой половине XVIII века с основанием Александро-Невского монастыря (ныне Александро-Невская лавра). С 1799 года она именовалась Охтенской — по большеохтенскому (напротив Смольного проспекта) и малоохтенскому перевозам через Неву (напротив проспекта Бакунина). В 1821 году набережную назвали Невской. В XIX веке здесь был речной порт Санкт-Петербурга: хлебная пристань, склады и промышленные предприятия. В те годы у набережной существовало и иное название — Невско-Рождественская (по Рождественской части — району Петербурга, по которому набережная проходила).

Выплыли назад из-под моста —

Разводной пролёт перекрыт двухкрылым пролётным строением раскрывающейся системы с жёстко прикреплённым противовесом и неподвижной осью вращения. Обеспечивается максимальный проектный угол раскрытия крыла 73º. Величина пролёта в свету 42,7 м. Четыре балки, промежуточные, связаны попарно и объединены противовесными блоками. Крайние балки имеют хвостовую часть уменьшенной длины из-за необходимости установки на опорах разводного пролёта опорных частей стационарных пролётных строений.

Левобережный устой сооружён на свайном основании, промежуточные опоры и правобережный устой моста имеют кессонные основания. Тело опор и устоев моста выше обреза — бутовая кладка с массивной гранитной облицовкой получистой тёски. На быках с верховой стороны построены башни (высота каждой от ординара воды 36 м), выполненные в виде маяков, внутри которых находятся разводные механизмы. На верху башен кубические четырёхгранные фонари. Снаружи к башням пристроены полукруглые полубашенки с остроконечными полукуполами. Оформление башен выполнено в романском стиле.

На стенах башен моста установлены 6 бронзовых досок, из них 4 доски, помещённые внизу у входных дверей башен, содержат в себе даты постройки и перечень лиц, принимавших участие в строительстве. Две доски, помещённые выше над дверями содержат данные о размерах моста, разводного пролёта со схемами. Башни-маяки моста — редкий для русского мостостроения пример использования приёма, типичного для архитектуры мостов Германии конца XIX—начала XX веков. Въезды на мост оформлены в виде металлических порталов, ригели которых выполнены по многоцентровой кривой. На стойках-пилонах с вертикальными прорезями установлены улиткообразные держатели с подвешенными к ним удлинёнными плоскими многогранными фонарями.
Теперь у нас справа — Малоохтинский мост:

Малоохтинский мост — автодорожный металлический балочный мост через реку Охту в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Своё название мост получил в 1984 году по аналогии с расположенным поблизости Большеохтинским мостом через реку Неву. Мост возведён в 1982—1984 годах в составе работ по реконструкции набережной правого берега Невы от устья реки Охты до моста Александра Невского.
Свердловская набережная —

Свердловская набережная — одна из основных магистралей вдоль правого берега реки Невы. Проходит в Калининском и Красногвардейском районах Санкт-Петербурга от Арсенальной улицы до реки Охты.
Первоначально, с 16 апреля 1887 года, набережная называлась Полюстровской (в оригинальном написании — Палюстровская) — по Полюстрову, и проходила от Арсенальной улицы до нынешнего Пискарёвского проспекта. Имя Свердловская — в честь Я. М. Свердлова — ей дали в 1925 году, поскольку набережная проходила вдоль разрушенного в 2000-е годы станкостроительного завода его имени (до 1922 года машиностроительный завод «Феникс», c 1965 года — Станкостроительное объединение имени Свердлова).
Силовые машины, ЛМЗ —

АО «Силовые машины» — российская энергомашиностроительная компания. Полное наименование — Акционерное общество «Силовые машины — ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт». Штаб-квартира — в Санкт-Петербурге.
Ленинградский металлический завод —

Ленинградский металлический завод (ЛМЗ, прежнее название — Ленинградский металлический завод имени И. В. Сталина) — советское и российское энергомашиностроительное предприятие, проектирующее, изготовляющее и обслуживающее паровые, гидравлические и газовые турбины различной мощности.

ЛМЗ создан на базе Санкт-Петербургского металлического завода, основанного в 1857 году купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. Завод строил вначале небольшие котлы, приборы отопления, выполнял различные металлические работы. Первоначально завод был кустарной мастерской, но вскоре превратился в акционерное предприятие под официальным названием «Компания Санкт-Петербургского металлического завода» (устав высочайше утверждён 20 декабря 1857 года), на котором появились квалифицированные инженеры, приглашённые из Германии.
Исторические здания завода «Арсенал» на Арсенальной набережной —

История завода «Арсенал» началась в 1711 году, когда по указу Петра I был учреждён Пушечный литейный двор в северной столице Санкт-Петербурге, ставший основой для создания и развития российской артиллерии. В 1850—1851 годах Литейный двор с арсеналом перевели с Литейного проспекта в новые корпуса на Выборгской стороне.

В 1871—1900 годах завод изготовил 3300 орудий разных калибров, 1100 лафетов, 2400 передков, 1500 зарядных ящиков, 25 тыс. колёс, около 74 тыс. принадлежностей и запасных частей, около 60 тыс. поверочных и лабораторных инструментов. В 1882 году значительная часть производственных мощностей была перепрофилирована на выпуск гражданской продукции — сеялок, молотилок, банкаброшных (бумагопрядильных) машин для текстильной промышленности, весов, посуды, серпов, ножей. Но в конце XIX века «Арсенал» вновь полностью перешёл на выпуск материальной части артиллерии. С 1897 года на «Арсенале» началась модернизация, связанная с переводом станков и другого оборудования на электрический привод.

После Октябрьской революции 1917 года завод получил название Государственный механический артиллерийский завод «Красный Арсенал». Во время Великой Отечественной войны с 11 июля 1941 года началась эвакуация части оборудования и работников в Омск. Но завод успел отправить лишь два эшелона, третий был вынужден вернуться назад, так как началась блокада Ленинграда. С августа 1941 года завод начал выпуск 45-мм противотанковых пушек.
В 1990-е годы завод был акционирован. В процессе реструктуризации производства часть площадей на заводе высвободилась и территории, выходящие на Неву, сейчас не используются. Около 6 тыс. м² корпусов занимает склад. В бывших заводских корпусах постройки XIX века по адресу Арсенальная набережная, 1, которые простояли пустыми почти 10 лет, в 2021 году было открыто арт-пространство Temple of Deer.
«Кресты» — бывший следственный изолятор в Санкт-Петербурге, один из наиболее известных и крупных в России:

В настоящее время функционирует как исправительно-трудовая колония, около 200 находящихся в ней заключённых занимаются ремонтом самого объекта и другим хозяйственным обслуживанием. Изначально — петербургская одиночная тюрьма, открытая в 1893 году на Выборгской стороне, состоявшая из двух крестообразных по форме корпусов, рассчитанная на уголовников и содержавшая свыше тысячи одиночных камер, заключённые которых были обязаны работать. Петербургские «Кресты» стали образцом для возведения других российских одиночных тюрем в XX веке (в Самаре, Челябинске и других городах).
Церковь Александра Невского —

Дошедший до нашего времени архитектурный ансамбль из красного кирпича на Выборгской стороне Невы ведет свою историю с 1884 года, когда здание тюрьмы, располагавшееся в бывших винных складах, было признано слишком тесным, а содержание там заключенных – опасным для их здоровья. По проекту архитектора Антония Томишко новый тюремный комплекс составляли два корпуса с одиночными камерами для заключенных, несколько хозяйственных построек, а также административное здание. Оба корпуса для заключенных были выстроены в форме равноконечных крестов (отсюда и название «Кресты»). Посередине их «соединяло» здание администрации, в его верхнем этаже был возведен храм с пятью куполами. Как и весь архитектурный комплекс, Церковь Святого Александра Невского строилась силами заключенных, которые сами для себя возводили новую тюрьму. Но в отличие от остальных тюремных зданий, постройка храма для заключенных стала возможной только благодаря частным пожертвованиям жителей города. Строительство было завершено в 1890 году, тогда же состоялось освящение храма.

За свою более чем вековую историю "Кресты" стали своеобразным символом смены нескольких эпох. До революции в этих стенах побывали Александр Керенский, Павел Милюков, Лев Троцкий. После 1917 года тюрьма наполнилась жертвами сталинских репрессий, среди которых были Лев Гумилев, Теодор Шумовский, Георгий Жженов и прочие деятели науки, культуры и искусства.

Отец Александр Григорьев рассказывает о многих преступниках, пришедших к духовному раскаянию через храм Александра Невского. К примеру, один из заключенных, после выхода на свободу, постригся в монахи. Но наиболее показательна история некоего криминального авторитета. Уверовав в "Крестах" в Бога, он после освобождения удалился в скит и стал вести праведную жизнь затворника. Однако, за одно из преступлений из прошлого, он снова был осужден и отправлен на недолгий срок в "Кресты". За время заключения мужчина, пользуясь своим влиянием, обратил в православную веру всех сокамерников.
Арсенальная набережная —

Арсенальная набережная расположена в Калининском районе Санкт-Петербурга, на правом берегу Невы. Проходит от Арсенальной улицы до улицы Академика Лебедева. На набережной находятся завод «Арсенал», бывший следственный изолятор «Кресты» и областная детская клиническая больница.