Питер - хитрый викинг !!! ; часть первая.
whale_roma — 27.08.2022 Доброй всем ноченьки.Сегодня днём и вечером у меня много дел в Москве - пора ложится спать, но перед этим я хочу начать рассказик о Питере Квортрупе - он один из самых умных и самых хитрых людей одновременно изо всех кого я знаю лично. Викинги, Одиссей - люди, которые ходят по морю на маленьких лодках - как правило очень хитры и интеллектуальны: https://whale-roma.livejournal.com/274862.html . Питер Роллону не уступает ни в интеллекте, ни в предприимчивости. Питеру удалось то, чего не удавалось никому ни до него, ни после - он создал аудиокульт, существующий уже почти 30 лет кряду - и перессорил всех аудиофилов между собой. Серьёзные господа - любители оперы и оперных див - бьют друг другу морды; а уж как они друг друга оскорбляют... А Питер извлекает изо всего этого отличную материальную выгоду - делает на этом очень большие деньги. Особенно впечатляет вот что - по просшествии стольких лет крестовый поход аудиофилов друг против друга не только не затихает - он разгорается всё с новой и новой силой. Что вам надо знать о мистере Квортрупе сразу - он доктор экономических наук - научные работы Питера в области теории маркетинга высоко ценятся специалистами по всему миру. Производителям цифрового аудио приходится подстраиватся под задумки Квортрупа и запросы адептов созданого им культа - Питер влияет на рынок цифрового аудио в общем и целом, манипулирует не только потребителями, но и производителями. Я решил первую часть рассказика посвятить личности этого обаятельного человека - а вторая будет о теоретическом обосновании того, что Питер придумал. Подобно тому как Ясон бросил камень в ряды стражников, выросших из посееных им зубов дракона - и эти стражники вцепились друг в друга не на жизнь а на смерть - так и мистер Квортруп запустил в аудиофилов хорошей теорией; и она требует дополнительного рассказика. Пока же садитесь поудобнее, наливайте себе чайку - и читайте про хитрого, умного и обаятельного Питера Квортрупа.
Экономика и музыка.
Питер Квортруп родился 4 июля 1950 года - в День независимости США. Страна лежала в руинах и Питер решил стать экономистом чтобы и самому жить в достатке, и друзьям помогать выбратся из нищеты. Учась на экономическом факультете Королевского Университета в Копенгагене Питер много и часто ругался со своим профессором - в результате учитель и ученик стали лучшими друзьями - профессор увидел что перед ним не баран или попугай, запоминающий экономические теории наизусть но не понимающий в них ничего, а талантливый и предприимчивый парень. Окончив университет Питер устроился работать в единственную датскую компанию, которая тогда хорошо себя чувствовала - в "Маерск". Питера послали работать в Англию - Соединённое Королевство всегда зависело от морских перевозок, а в начале 1970х бурно развивалось контейнерное дело и в Англии строили контейнеровозы как раз по спецификациям "Маерск". Карьера Питера быстро шла в гору. Но тут Питер сделал очень интересное открытие, полностью изменившее его жизнь - Квортруп обнаружил, что многие его клиенты являются аудиофилами. Лорды, сэры, пэры - и аудиофилы - вы меня понимаете ? Квортруп сам рассказывал мне - лучше стать первым в этой галльской деревне чем вторым в Риме, которым и являлась для Питера компания "Маерск". А если быть совсем точным, то мистер Квортруп увидел не горы, не долины, и не лес, ни океан без дна и берегов - перед ним широко раскинулась Страна Дураков - и Питер твёрдо взялся за то чтобы стать королём этой странной Страны !!!
Питер Квортруп решил действительно воцарится на аудиофильском рынке - а это требовало как терпения, так и времени. Для начала Квортруп решил создать себе репутацию серьёзного и порядочного человека - такого, какому верят даже специалисты в области аудиотехники - производители, инженеры, конструкторы. Время для этого было ну очень благоприятным - японские аудиогиганты собирались на корню уничтожить аналоговый звук - они делали не только плохие автоматизированые проигрыватели вроде того, о котором я вам недавно рассказал - https://whale-roma.livejournal.com/411486.html ; но и самые скверные транзисторные усилители, через которые и хороший проигрыватель винила, и примитивный сидючок с 14ти-разрядным преобразователем "TDA-1540" - будут звучать примерно одинаково плохо и неотличимо друг от друга на слух. Квортруп проникся большим уважением к японцам, выстроившим долговременную стратегию для того чтобы дурачить покупателей впаривая им сидишки - и взял многое из неё себе на вооружение - а сам улетел в Японию чтобы там поискать диссидентов. Питер рассчитывал найти какого-нибудь сенсея, который не смирился со стратегией аудиогигантов - и работает над чем-то, прямо ей противоположным. И Питеру очень повезло - Квортруп не только нашёл такого сенсея - сенсей делал отличные вещи, но совсем не разбирался в маркетинге и продажах !!! Им был выдающийся аудиоинженер Хирояши Кондо. Квортруп попил с Кондо сакэ и рассказал сенсею - как именно он собирается реформировать Страну Дураков и захватить в ней власть - поведал о своём многолетнем бизнес-плане. Кондо хоть и не разбирался в маркетинге - но был далеко не дурак - и буквально полюбил ушлого датчанина. Началась многолетняя дружба Квортрупа и Кондо.
Питер Квортруп заключил с Хирояши Кондо прекрасное юзуфруктарное соглашение - он будет не только продавать усилители Кондо-сана в Англии, но выстраивать под них целые экосистемы - под конкретные модели свою. За это Кондо-сан научит Квортрупа не только досконально разбиратся в схемотехнике, но и паять - вообще работать руками в этой области.
И они - Квортруп и Кондо - будут постоянно обучать друг друга всему что они умеют. Так началось это прекрасное сотрудничество, навсегда изменившее рынок домашнего аудио.
Но перед новоиспечёнными друзьями и деловыми партнёрами лежали большие трудности. Первая трудность очевидная - отец Квортрупа производил развижные двери своей марки "GEZE" - автоматические - дела у него шли неважно; надо было помогать отцу и вернутся в Данию. Вторая трудность была сложнее. Кондо-сан производил отличные усилители - однотактные, без обратной связи, с коротеньким путём сигнала и хорошими выходными трансформаторами. Для них требовалась та самая экосистема, о которой Квортруп и рассказал Кондо-сану при первой же их встрече - качественные небольшие колоночки с чувствительными динамиками с жёстким подвесом диффузора и соответствующий проигрыватель. Всё это как раз и исчезало на глазах - японские аудиогиганты производили огромные нелепые колонки со сложными кроссоверами и торчащими в разные стороны динамиками с мягкими подвесами - они требовали мощных транзисторных усилителей. А проигрыватели становились хуже с каждым днём. Поэтому друзья договорились действовать маленькими шажками - Питер открывает в Копенгагене маленький магазин и продаёт усилители Кондо на пробу - а заодно поищет колоночки и проигрыватель для экосистемы, которую можно показывать покупателям на выставках. Квортруп начал получать коробочки с усилителями из Японии - и занят этим до сих пор.
Торговля на ограниченном датском рынке неожиданно пошла очень хорошо. И с дверями у отца ситуация наладилась. Квортруп решил что пора возвращатся в Англию, по которой он очень соскучился. Для этого был целый ряд причин - во первых Питер всегда был бабником и любимцем женщин - а в Англии полно одиноких баб; если подруга бьёт тебя скалкой - можно тут же с ней расстатся и мнгновенно найти новую, ничем не хуже. Во вторых именно в Англии имелись компоненты для экосистемы - нужные динамики, колонки и производители проигрывателей, с которыми можно было бы договорится. В 1984 году Квортруп зарегистрировал в Соединённом Королевстве фирму "Audio Innovations" и больше уже в Данию не возвращался.
Дела у Квортрупа пошли прекрасно - аудиогиганты сами уничтожали хороший звук - и появилось множество недовольных сидюками, скверными усилителями, работающими в режиме "А-В" и колонками величиною с будку для кенгуру.
Квортруп быстро нашёл колонки и динамики - компании "Rogers", "KEF" и "Harbeth" делали мониторные колоночки для корпорации "Би-Бя-Си" и динамики для них - их можно было купить отдельно и приспособить под колоночки для усилителей Кондо. Кроме того можно было торговать мониторами "Tannoy", также подходившими для экосистемы Квортрупа. Шотландская компания "Systemdek" взялась поставлять Квортрупу проигрыватели. Сам Квортруп начал продавать усилители Кондо-сана в виде конструкторов - это сделало их намного доступнее для широких слоёв покупателей. Наконец питер развил бурную общественную деятельность - он доказывал преимущества простеньких однотактиников над нелепыми сложными транзисторными конструкциями с глубокими обратными связями - где тысячи копий сигнала накладывались друг на друга; писал очень убедительные статьи в журналах. Квортрупа стали сильно уважать даже конкуренты - например Дэвид Манли и французы из фирмы "Jadis" хорошо о нём отзывались. Став серьёзным гуру Квортруп решил поменять рыночную стратегию - и улетел в Японию к Кондо-сану. Сидя у Кондо и попивая с ним сакэ Квортруп изложил поистине коварный план - они делят компанию "Audio Note" - это собственная марка Кондо - на две части: "Audio Note Japan" и "Audio Note UK". Торгуя на своих рынках несколько адаптироваными под нужды местных покупателей моделями усилителей Квортруп и Кондо начнут как-бы "ссорится" - ругать друг друга в аудиожурналах, обьявить всем о том что они расстались и поделили компанию. Всё это должно было увеличить продажи на местных рынках - а Квортруп и Кондо продолжат обмениватся изделиями как ни в чём ни бывало. Хитрый план Квортрупа заработал сразу же после его реализации - изделия Кондо начали бурно покупать патриотичные японцы, не любившие меркантильного датского англичанина. Англичане в свою очередь жалели Квортрупа, которого "предал" коварный японец.... Квортруп и Кондо пили сакэ и смеялись надо всем этим.
К началу 1990х Квортруп подошёл во всеоружии - у него были "свои" усилители с приятным англичанину дизайном, колонки собственного производства, свои проигрыватели - немного модифицированые модели "Systemdek", свои головки для них - и фабрика, где всё это собиралось из комплектов деталей.
Квортруп мастерски переделывал тонарм-кабели и делал балансные выходы у проигрывателей "Systemdek", подняв их на совсем другой уровень - так что его марка на ОЕМ-вертушечках выглядела вполне заслуженой.
Квортруп был уважаемым гуру. Он стал как бы герцогом в Стране Дураков - осталось только захватить трон.
Из гуру в махатмы - крестовый поход против оверсэмплинга.
Можно было бы успешно торговать - дела шли хорошо - но Квортруп решил довести план до конца и стать влиятельнейшим махатмой, определяющим судьбы других производителей. А для этого нужна была грандиозная идея. Питер такую идею нашёл - с её помощью он решал множество задач сразу - создавал целый культ и хорошо продавал с его помощью продукты, непосредственно к этому культу не относящиеся. Питер придумал вот что - создать проигрыватель компакт-дисков или даже систему для их воспроизведения - она должна была звучать плохо - то есть очень "музыкально". На фоне такой системы преимущества аналогового аудио - проигрывателей винила и головок к ним - становились бы очевидными даже для домохозяйки с веником. В общем Квортруп решил сделать сидючок под лозунгом "think different"(тм) - и значительно обогнал в этом деле Джобса, который был в это время вообще безработным. Не исключено что Стивен Джобс делал свою дальнейшую карьеру просто глядя на Питера Квортрупа.
Ситуация тогда сложилась просто идеальная - для захвата трона. Смотрите - аудиогиганты наводнили рынок проигрывателями с примитивными "однобитными" преобразователями - они действительно звучат плохо. Проигрыватели с примитивными же мультибитовыми резистивными матрицами - которые допускают дефектные резисторы по спецификации - уже никто не делает. Есть большие складские запасы мультибитовых микросхем - их можно дёшево купить. И эти мультибитовые микросхемы подходят под новую аудиорелигию Квортрупа.
Питер Квортруп постулировал следующее - передискретизация или оверсэмплинг - это очень плохо. О том что такое оверсэмплинг я вам как раз и расскажу во второй части этого рассказика а пока вы можете почитать вот эту статью - https://theproaudiofiles.com/oversampling/ . В начале 1990х оверсэмплинг осуществлялся с помощью специализированых микросхем - цифровых фильтров, а в наше время его легко сделать с помощью центрального процессора вашего компьютера - об этом рассказано в фильмике ниже, а кроме того именно так осуществляется передискретизация в ЦАПике "Cayin RU6", про который я вам рассказывал совсем недавно.
Квортруп обосновано утверждал, что эта, требующая времени, операция порождает временые искажения, похожие на действие общей обратной связи - звучание теряет в плотности и чёткости. В самых первых проигрывателях компакт-дисков передискретизация тоже не применялась - там использовались аналоговые фильтры высоких порядков после ЦАП - Квортруп назвал звучание таких проигрывателей выхолощеным. Питер предложил сделать ЦАП без передискретизации с плавным фильтром низкого порядка на выходе - будут слышны шумы и искажения на высоких частотах, но звук выиграет в плотности и чёткости его подачи. До сих пор аудиофилы - противники передискретизации и те, кто считает что без неё обойтись нельзя - оскорбляют друг друга по всему интернету, выступают с филлиппиками друг против друга.
Китиша считает, что лучше всего иметь преобразователь, где оверсэмплинг можно включать или выключать по необходимости. Для небольших камерных коллективов, играющих на струнных инструментах с небольшим количеством высокочастотных гармоник можно отказатся от оверсэмплинга - звучание таких инструментов сильно выигрывает в плотности и чёткости их подачи. Но уже одна скрипочка порождает множество высокочастотных гармоник - чтобы её послушать оверсэмплинг лучше включить. Большие оркестры лучше слушать с оверсэмплингом. ЦАПик "Cayin RU6", который я недавно купил - позволяет легко включать и выключать овесэмплинг по необходимости - когда я получу его на почте то обязательно напишу большой рассказик о звучании любимых записей с таким ЦАПиком. Питер Квортруп же такой свободы никому не даёт - в его преобразователях оверсэмплинг никак не включишь. Приверженцы культа Квортрупа тоже категоричны - никакого оверсэмплинга быть не должно. А Питер, пользуясь этим, доказывает очевидные преимущества аналогового аудио над цифровым. В следующей части рассказика я покажу - как сделаны преобразователи Питера Квортрупа - и обьясню что такое оверсэмплинг подробне.
С Квортрупом я встречался на разных пресс-конференциях, пил чай после них, а фотографии я взял из его биографии в журнале "Fidelity" - https://www.fidelity-magazine.com/audio-note-uk-peter-quortrup/ - почитайте, это очень интересно.
Рассказик о ЦАПике "Cayin RU6": https://whale-roma.livejournal.com/422462.html и https://whale-roma.livejournal.com/423047.html - если вы его не читали, то почитайте обязательно.
Фильмик к рассказику - большое интревью с Питером Квортрупом.
|
</> |