Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

топ 100 блогов serguntius12.12.2021 Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Нетуристический Петербург крайне разнообразен. Иногда мне даже кажется, что он гораздо разнообразнее начищенного до блеска "Петербурга туристического". И Фарфоровский пост - одна из самых интересных точек этого Петербурга... которую видел примерно каждый из приезжающих в Петербург по железной дороге из Москвы. Кто-то из вас точно разглядывал в окно дневного "Сапсана", медленно ползущего по Питеру, несимметричный вокзальчик или дореволюционные красно-охристые домики рядом с платформой - в зависимости от того, на какую сторону смотрел. Кто-то без труда вспомнит длинный четырёхпролётный путепровод, нависающий своими арками над сортировочной станцией на подъезде к городу. А кто-то сквозь полузадёрнутые шторы успевал мельком увидеть огоньки за окном, и услышать от попутчиков "Коль, одевайся скорее! Уже "Фарфоровская", пять минут до города, а нам ещё бельё сдавать!"


Платформа "Фарфоровский Пост" появилась на Николаевской железной дороге в 1893 году. Судя по старым картам, первоначально она располагалась восточнее многочисленных путей сортировочного парка. К началу XX века стало понятно, что такое размещение пассажирской станции, страшно удобное для жителей деревень на берегу Невы и работников тамошних заводов, но мешающее бесперебойной работе сортировочной станции, требует корректировки. В 1906-12 гг. основной ход железной дороги Петербург-Москва был смещён западнее сортировки. В этот же период вокзал "Фарфоровского Поста" был отстроен на новом месте, у вокзала были установлены новые деревянные платформы, а рядом со станцией был заложен посёлок для работников Николаевской железной дороги. В 1910 году над путями сортировочного парка был наведён четырёхпролётный Фарфоровский путепровод, а для жителей окрестных деревень, которым после строительства нового вокзала стало несколько труднее добираться до платформы, над теми же путями в 1914 году был построен пешеходный мостик, который вёл от старого вокзала к новому.

Пик развития района пришёлся на конец 1950-х годов: к этому времени на Фарфоровском посту одновременно существовало около 80 зданий разных исторических периодов. Все они были малоэтажными, не выше 4 этажей. За 50 лет существования района к кирпичным домам Николаевской железной дороги добавились деревянные барачные двухэтажки 1920-х, конструктивистские дома 1930-х, деревянные одноэтажки 1940-50-х, а закончилось формирование района строительством нескольких шлакоблочных домов в 1950-х. ФарПост всегда был маленьким государством в государстве: район, формально относясь к территории Невского района Ленинграда, стоял на балансе "ОЖД", действовало две школы (общеобразовательная и ШРМ, "школа рабочей молодёжи"), работал свой собственный детский садик, в который было не попасть простым смертным со стороны, и был ведомственный продовольственный магазин, снабжавшийся не в пример лучше соседних общегородских. В 1960-х годах в район Фарфоровского поста с западной стороны пришло массовое блочное строительство, но район так до конца и не растворился в современном городе. С 1950-х Фарфоровский пост утратил около 3/4 своих зданий и сооружений, включая участок пешеходного мостика над путями основного хода железной дороги. Особенно сильно ударили по Фарфоровскому посту "благословенные" 2000-е, когда в северной части сгорели и были снесены почти все деревянные здания. К счастью, до нашего времени практически без искажений дошло кирпичное "ядро" района. В сумме с Фарфоровским, ныне - Цимбалинским, путепроводом, район ФарПоста вполне себе тянет на статус ОКН регионального значения, но...

... но в 2021 году упыри из "РЖД" извлекли из небытия пыльный и уже наполовину съеденный мышами проект ВСМ "Москва-Петербург". Весь город с содроганием вспоминает оставшуюся от прошлой версии ВСМ "яму" у Московского вокзала, много лет украшавшую центр Петербурга и позднее застроенную убогим ТРЦ "Галерея", и, похоже, нас теперь ожидает ещё несколько подобных ям. Прекрасно понимая, что вокзалу и путям ВСМ не место в центре города, "РЖД" как будто назло горожанам выбрали максимально травматичный для городской ткани вариант размещения своего высокоскоростного хозяйства в Петербурге. Во-первых, для строительства вокзала под снос пойдут исторические склады Кокоревых на Литейном проспекте. Это выявленный ОКН, и сейчас там кипит молодёжная культурная жизнь: в зданиях складов находятся коворкинги, хостелы, магазинчики, кофейни, бары и концертные залы. А во-вторых, для размещения железнодорожных путей на перегоне между новым вокзалом и станцией "Обухово" под снос пойдёт вся первая линия домов Фарфоровского поста. Причём, вместе с историческим вокзалом и Цимбалинским путепроводом: район находится за пределами охранной зоны центра Петербурга, в присвоении статуса ОКН и ФарПосту в целом, и путепроводу в частности, отказано. Судьба района, скорее всего, предрешена, так как вслед за первой линией домов неминуемо последуют и все остальные постройки района - и дореволюционные, которых останется всего две, и более поздние.

В первой части мы увидим с вами ту часть Фарфоровского поста, которую проект ВСМ "Москва-Петербург" обрекает на неминуемую гибель...

Московская-Сортировочная станция предстаёт перед вами во всей своей красе, если смотреть на неё с пешеходного мостика, находящегося здесь уже более 100 лет. Вдали видны арки Цимбалинского путепровода, которому уже больше 110 лет.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Цимбалинской путепровод (1910 г.) расположен в створе улицы Цимбалина, ранее - Муравьёвского переулка. Сейчас соединяет Невский район (ул.Цимбалина) с Фрунзенским (ул.Белы Куна), а в годы строительства обеспечивал связь крупных сёл на берегу Невы (Щемиловки, Фарфоровой колонии, Михаила Архангела и Смоленского пост 1 пост 2 пост 3 пост4) с территориями западнее Николаевской ж/д (например, с деревней Волково пост 1 пост 2).
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Ещё недавно он был двухполосным, но в последние несколько лет для проезда по путепроводу оставлена лишь одна полоса. Сделано это вместо капитального ремонта: мне кажется, на него целенаправленно забили болт и старательно пытаются довести его до аварийного состояния.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

С путепровода видны новостройки Невского района. Это, например, застраивается территория "Энергомеханического завода".
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Севернее Цимбалинского путепровода стоят два дома из силикатного кирпича. Формально они имеют адреса по ФарПосту, но фактически относились к войсковой части, квартировавшей здесь в 1960-80-х гг. Самые внимательные разглядят на фото вездесущую кукурузину: до неё от точки съёмки 17,5 км по прямой.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Керны. Проверяют грунты, готовятся к сносу исторического путепровода и строительству на его месте нового.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Путепровод (1910 г.) над основным ходом железной дороги Москва-Петербург.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Основной ход железной дороги и платформа "Фарфоровская". Справа - ряд домов, который пойдёт под снос. Слева - вокзал, которому тоже не жить.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Первый из домов с предыдущего кадра - дом 34 (1933 г.), конструктивистская четырёхэтажка для работников Октябрьской ж/д.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Во время войны в дом попала бомба, разрушенная часть была восстановлена уже после войны. Сейчас это самый проблемный дом района: деревянные перекрытия, трещины в стенах, мыши, сырость.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Часть дома была заселена железнодорожными "начальниками" невысокого ранга, у них были квартиры с вот такими вот лоджиями во двор.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Следующий идущий под снос дом - д.40 (1911 г.). Второй этаж со стороны железной дороги сохранил историческую расстекловку окон - она была гораздо интереснее банальных белых стеклопакетов...
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Качество строительства и состояние дома лучше, чем у д.34, т.к. перекрытия тут хотя и деревянные, но зато по металлическим балкам.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Это один из домов "кирпичного ядра" района. Дом жилой.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Окошки лестничной клетки на втором этаже.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Третий в ряду, если считать от путепровода - д.44 (1911 г.).
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Это какое-то административное здание РЖД. Окно лестницы на втором этаже - другой формы, обратите внимание.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Судя по трубе, в здании была (и есть?) котельная.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Следующий обречённый дом - №48 (1911 г.). Это также жилой дом.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Заметили, что все кирпичные дома района немного отличаются друг от друга, и двух одинаковых тут нет? Например, у 48-го дома лестничная клетка с "дворовой" стороны выделена рядом из четырёх узких окон.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Последним в ряду, прямо напротив вокзала, стоит д.54 (1910 г.). Это жилой дом, в нём две парадные, окна второго этажа в северной части дома - сдвоенные, в отличие ото всех остальных окон дома.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Он же со стороны двора. Слева виден оголовок пешеходного тоннеля, ведущего под основным ходом ж/д к вокзалу. Туда и пойдём!
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Вокзал, построенный в 1910 г., также пойдёт под снос. Обратите внимание, какой он несимметричный! Это не последствия Великой Отечественной, так было всегда.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Вид на вокзал с пешеходного мостика - наследника того самого мостика, построенного в 1914 году для жителей окрестных деревень.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Ещё один вид на вокзал. Мусор на переднем плане - остатки фундамента двухэтажной кирпично-деревянной школы для работников Николаевской железной дороги (1911 г.), снесённой буквально на моих глазах за два дня в августе 2016 года. Оно тоже мешало бы прокладке путей ВСМ, и тоже пошло бы под снос, если бы не было снесено раньше.
Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Во второй части посмотрим на то, что грядущий снос затронуть вроде-как не должен...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В рядах отечественного спецназа зреет конфликт. Российские военные, служащие в Чечне, обвинили в предательстве батальон "Север", сформированный из местных жителей. Спецоперация, из-за которой разгорелся скандал, проходила 4 февраля 2010 г. в ...
Пролог: «Там творится лютейший пи.дец» Когда нам приводятся многочисленные рассказы тех, кто пережил клиническую смерть, скептики могут (отчасти справедливо) возразить, что все ...
https://t.me/readovkanews/47438 На российских федеральных каналах стали допускать вторжение ВСУ в Белгородскую область — очевидно, что эту реальную угрозу может отвести только наступление русских войск на Купянск На политическом шоу «60 минут» канала Россия 1, считающимся одним из ...
...
Намедни повезло еще раз пролететь над дельтой Волги. Красотищаааааа!!! Осень потихоньку начинает золотить деревья Первые утренние туманы Так выглядит дельта Волги с высоты птичьего полета Последний маяк в селе Вышка. Когда ...