Питер. Царское село. Лицей

топ 100 блогов uctopuockon_pyc26.01.2023

23.06.2022

В прошлый раз, закончили обход и осмотр Летнего сада (https://cand-orel.livejournal.com/2359214.html), обещал уехать в глушь — в Царское Село. Обещание выполняю, вначале посетим лицей... 

Питер. Царское село. Лицей

Императорский Царскосельский лицей (с 1843 по 1917 годы — Александровский лицей) — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 года по 1843 год. В русской истории известно в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

Питер. Царское село. Лицей

Несколько слов следует о месте — Царское Село, музей-заповедник в городе Пушкине (Санкт-Петербург), включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков, бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации в марте 1918 года. Современное название музей-заповедник получил в 1992 году. В состав музея-заповедника входят: Екатерининский парк с дворцом и павильонами, Александровский парк с дворцом и павильонами и Баболовский парк с дворцом.

Но мы сегодня в лицей.

Питер. Царское село. Лицей

Учебное заведение было размещено в здании флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильёй Нееловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырёх этажей. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.

Питер. Царское село. Лицей

Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 12 (24) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении М. М. Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены. 

Питер. Царское село. Лицей

Программа была разработана Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед». Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству.

Питер. Царское село. Лицей

Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

Питер. Царское село. Лицей

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

Питер. Царское село. Лицей

По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».

Питер. Царское село. Лицей


Питер. Царское село. Лицей

Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

Питер. Царское село. Лицей

Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? – спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...»

Питер. Царское село. Лицей

Своих современников – русских писателей и поэтов – лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «...до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, – вспоминал позднее Иван Пущин, – когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».

Питер. Царское село. Лицей

Сократ (около 469 года до н. э., Афины — 399 год до н. э., там же) — древнегреческий философ.

Его учение разделило древнегреческую философию на «досократический» и «сократовский» периоды. В отличие от предшественников, которых интересовали вопросы сотворения космоса и всего сущего, Сократ стал изучать внутренний мир человека. С Сократом и его учением связаны разнообразные парадоксы. Один из них состоит в том, что нашим современникам ничего достоверно не известно о деталях учения Сократа. В то же время не вызывает сомнения «разворот» направления развития философии, который связан с именем Сократа.

Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей

Гомер  — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея». Жизнь датируется VIII—VII вв. до н. э. (иногда IX в. до н. э.), однако историчность всё же не бесспорна. Предположительно, был аэдом (профессиональным исполнителем эпических поэм в классической Греции).

Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из сочинений Гомера. Первым воспитателем эллинов называл Гомера Платон.

Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей

Эсхил (525 до н. э., Элевсин — 456 до н. э., Гела) — древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. От Эсхила осталось около 90 трагедий (включая сатирические драмы), заглавия которых нам, за немногими исключениями, известны; от многих сохранились также более или менее значительные отрывки. Героями трилогий были Ахилл, Аянт, Одиссей, Мемнон, Ниобея, Адраст, Персей; к кругу сказаний о Дионисе принадлежали трилогии о Ликурге и Пенфее, противниках его культа, страшно наказанных за свою строптивость.

Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей

Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

Питер. Царское село. Лицей

Обучение длилось шесть лет и было эквивалентно университетскому курсу. В первые 3 года – так называемый начальный курс – лицеисты изучали предметы старших классов гимназии. Следующие 3 года – заключительный курс – содержал основные предметы 3-х факультетов университета: словесный, нравственно-политический и физико-математический.

Обширная программа гармонично сочетала гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось нравственным наукам. Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить.

Питер. Царское село. Лицей

Большое внимание уделялось изучению жизни великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самообразованию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебного плана учитывались возрастные особенности учащихся. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени уделялось изучению языков: русского, французского, латинского и немецкого. Были дни, когда студенты должны были говорить между собой на иностранном языке.

Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.

Питер. Царское село. Лицей

В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения.

Питер. Царское село. Лицей

Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы.

Питер. Царское село. Лицей

В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны ... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.

Питер. Царское село. Лицей

Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей


Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей

Николай Григорьевич Ржевский

(1800–1817)

Малоразвитой и малоспособный. Отличался колоссальной леностью, в этом с ним мог поспорить разве только Дельвиг. Участвовал в лицейских журналах стихами. На него была сложена такая шутливая эпитафия-акростих:

Родясь, как всякий человек,

Жизнь отдал праздности, труда, как зла, страшился.

Ел с утра до ночи, под вечер – спать ложился,

Встав, снова ел да пил, и так провел весь век.

Счастливец! на себя он злобы не навлек;

Кто, впрочем, из людей был вовсе без порока?

И он писал стихи, к несчастию, без прока.

По окончании лицея в 1817 г. поступил в армейский гусарский полк и через несколько месяцев умер от «гнилой нервической горячки».

Питер. Царское село. Лицей

Фёдор Христианович Стевен (Fredrik Stewen; 1797, Фридрихсгам, Российская империя — 1851, Остенде, Бельгия) — тайный советник, выборгский губернатор, товарищ министра-статс-секретаря по делам великого княжества Финляндского. Один из первых воспитанников Царскосельского лицея (пушкинский выпуск).

Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист.

Один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.

Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей

Барон Антон Антонович Дельвиг (6 [17] августа 1798, Москва — 17 (29) января 1831, Санкт-Петербург) — русский поэт, издатель. Учился в лицее неважно, по успеваемости был последним, получил от Пушкина характеристику «сын лени вдохновенный». Окончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 году, и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в Департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 годы был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке.

Питер. Царское село. Лицей

Константин Карлович Данзас (1801— 3 (15) февраля 1870) — офицер русской императорской армии, лицейский товарищ А. С. Пушкина, секундант на его дуэли с Дантесом.

Питер. Царское село. Лицей
Питер. Царское село. Лицей

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, – «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея – Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как-то я про Гольфстрим уже писал. А тут вот что подъехало... Идея, что в Магадане будет теплее чем в Петербурге, выглядит весьма ироничной. Проблема научного сообщества в данном конкретном случае заключается в невозможности дать точный прогноз, ибо различные ученые, являясь ...
Сегодня утром я быстро собралась и мы пошли на бранч (брекфаст-ланч). Заниматься волосами не было времени, что осталось после last night party, с тем и пошла:) Очень жаль, что так и не сделала фото моего вчерашнего new-romantic образа, очень опаздывала. Но может ...
внезапно лента сообщений о перекрытиях дорог http://www.kzn.ru/node/37552 карта ОТ http://www.fmap.ru/kazan/ с интервалами движения ;) ну и воще новый сайт вроде, генплан до 2020 года, бегите все куплять жылплощядь у метро не вижу, как по номеру обращения в цифроприемную мэра ...
Однажды учёные при раскопках древних развалин сделали удивительное открытие. В заваленном колодце нашли тайный ход, который вёл в небольшую шарообразную комнату. В этой комнате время замедлялось ровно в два раза и за один день, проведённый внутри комнаты, снаружи проходило два дня. Вскоре ...
Мой комментарий к посту: "Право первородства" советские потеряли когда в 1980 году вместо не выполненного обещания построить коммунизм устроили Олимпиаду. Ну пусть не сдюжили "от каждого по способностям, каждому по потребностям", но хотя бы обеспечить трудящихся за честно ...