Питер. Царское село. Дворцовая площадь

топ 100 блогов uctopuockon_pyc18.02.2023

23.06.2022

В прошлый раз решили прогуляться по природным красотам близ архитектурных достопримечательностей Царского села, что и воплотили в жизнь — https://cand-orel.livejournal.com/2442230.html. Были намерения прогуляться возле Екатерининского дворца, но контент чисто физически не влез в пост. Сейчас продолжение...

Мы на территории:

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Большой Екатерининский дворец — императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских правительниц: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Дворец расположен в 26 км к югу от центра Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне — город Пушкин).

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Является объектом культурного наследия России. Входит в состав «Дворцово-паркового ансамбля города Пушкин и его исторический центр», который является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называют. В течение XVIII века неоднократно перестраивали и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. В период Великой отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводит Ленинградская школа реставраторов на строго научной основе.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовал всероссийский император Пётр I. По первому проекту дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое 2-этажное сооружение в голландском стиле «на 16 светлиц».

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Одновременно с Квасовым был приглашён Савва Чевакинский, осуществивший расширение дворца до современной длины. По его проекту был осуществлён интерьер церкви, Тронного зала и построены корпуса флигелей-циркумференций.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

В мае 1752 года Елизавета Петровна поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец. После строительных работ, которые длились 4 года, и появился современный дворец, выполненный в стиле русского барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный регулярный парк. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Традиционно дворец связывают и с именем Екатерины Великой, хотя сама императрица считала этот «взбитый крем» старомодным. Согласно воле покойной императрицы Елизаветы, первым делом Екатерина распорядилась позолотить статуи в парке. Когда часть из них уже обработали, узнав о стоимости этих работ, Екатерина велела их приостановить. В своих мемуарах она пожурила предшественницу за расточительство. Во всё своё царствование она перестраивала дворец и парк на свой вкус, делая их более удобными для жизни и более скромными.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (белый и голубой цвета в сочетании с позолотой лепнины) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Из воспоминаний графа С. Д. Шереметева: «В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всём блеске бала. (1863) Танцевали в большом зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей. Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века, горели огнями. Тогда ещё никто не помышлял об электрическом освещении, и горели бесчисленные свечи, как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть,,, Я был тогда молодым офицером и танцевал мазурку с принцессой Екатериной Петровной Ольденбургской».

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы были разграблены, многие экспонаты были сожжены. Руководитель отдела музеев и памятников при управлении по делам искусств исполкома ленгорсовета Анатолий Михайлович Кучумов, который в 1935—1937 годах был хранителем Большого Екатерининского дворца, возглавил розыск похищенных сокровищ.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Несколько раз Анатолий Михайлович выезжал в Германию. Уникальные паркеты из Лионского зала и Зеркального кабинета дворца Кучумов разыскал под грудой зерна на берлинском элеваторе, часть архивных документов, дворцовой мебели и книг собрал на минном поле (к счастью, мины оказались противотанковыми и на вес человека не сработали).

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Великолепные бронзовые скульптуры Геркулеса и Флоры работы Ф. Гордеева, некогда украшавшие Камеронову галерею в Царском Селе, были найдены во дворе медеплавильного завода в саксонском городе Галле. Тщательно собирали не только целые предметы, но и фрагменты, детали: замки и шпингалеты дверей Лионского зала, цветные изразцы разбитых печей Екатерининского дворца. Таким образом в пригородные дворцы Ленинграда вернулось 6682 музейных предмета, в том числе в Екатерининский дворец — 575, в Александровский — 1542, в Павловский дворец — 421, в Гатчину — 3893 и 251 предмет в петергофские дворцы.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Ныне ансамбль — полностью восстановлен реставраторами: Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой, И. П. Саутовым.

23 мая 2010 года генеральный директор государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского села откроют несколько отреставрированных залов и павильонов: Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нём уже ведутся работы по мебели и подбору штор.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Огромный объём Большого дворца — заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Реставрационные работы Екатерининского дворца были начаты в 1957 г. Производители работ - Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Главного архитектурно-планировочного управления и трест "Фасадремстрой". Автор проекта восстановления - арх. А. А. Кедринский. Фасады дворца восстановлены с максимальным приближением к их виду в XVIII в., поздние наслоения - удалены.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Убрано разрушенное крыльцо парадного подъезда со стороны дворцовой площади, построенное в середине XIX в. На его месте воссоздано крыльцо по чертежам Растрелли. Во фронтонах среднего дома воспроизведены картуши первоначального рисунка. Уже в 1958 г. часть помещений второго ээтажа использовалась под выставку. В 1959 г. открылись первые восстановленные дворцовые залы. Регулярная часть парка перед дворцом воссоздана в первоначальном виде.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

В 1950-е гг. в центральной части дворца находился музей, в боковых флигелях располагались: Всесоюзный музей А.С.Пушкина, детская музыкальная школа и база однодневного отдыха. В это время парковый фасад дворца был частично скрыт за высокими деревьями.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

В январе 1983 г. дворцово-парковому ансамблю города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 г. получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник "Царское Село". В 1989 г. дворцы и парки ансамблей города Пушкина были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Продолжаются реставрационные работы в залах Екатерининского дворца. С 2010 по 2013 г. велись реставрационные работы в Агатовых комнатах, при этом использовалась методика консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест).

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Экспозиция Екатерининского дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

Питер. Царское село. Дворцовая площадь
Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Отдельно надо сказать про Дворцовую церковь — Воскресенская церковь Екатерининского дворца:

Питер. Царское село. Дворцовая площадь

Храм был устроен в северном флигеле в период с 1746 по 1756 года. Несколько раз реставрировался после пожаров 1820 и 1863 годов. В его оформлении участвовали Чевакинский, Растрелли, Стасов. Интерьер церкви был практически уничтожен в период оккупации Пушкина. С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны.

В апреле 2019 года завершили первую за полтора столетия масштабную реставрацию церкви, длившуюся 4 года и проводившуюся в соответствии с Венецианской хартией. К восстановительным работам были привлечены 350 реставраторов разных специальностей: позолотчики, лепщики, резчики, живописцы. Проект консервации и реставрации интерьера церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце стал победителем 3-го международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини-2020» в номинации «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции».

Следующим разом продолжим прогулки уже по Дворцу.

P.S. Именно после посещения этого дворца и ознакомления с его разрушениями во время Великой Отечественной войны и разграбления национального достояния я отчетливо понял, что Германия так и не ответила за свои преступления и злодеяния. Из этого и проистекает моя нынешняя позиция к происходящему конфликту и бессовестным попыткам Германии в нём поучаствовать.

Источники информации:

https://www.citywalls.ru/house25651.html

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у gadzzzilla в Как думаете, для чего они? Застал сей удивительный шедевр в одном из ГАИ нерезиновска. И если это еще хоть как-то можно оправдать наличием среди персонала черепашек ниндзя. То вот это вообще за гранью добра и зла. Там замурован Леонардо! ...
Учёные выяснили, что видеоигры с открытым миром позволяют расслабиться и предлагают уникальные возможности когнитивного эскапизма Благодаря исследованию локаций и отсутствию дополнительных источников стресса Свежее исследование учёных из Имперского колледжа Лондона и университета ...
Да, вот из таких шарфиков можно делать браслеты или колье.  Для тех, кто умеет вязать крючком - раз плюнуть. Просто пальцами, даже без вязального крючка, вяжем из шарфика цепочку первого ряда. Мне сложно тут нарисовать инструкцию по вязанию цепочки. Поэтому я просто сделала ...
Какая прелесть: https://peremogi.livejournal.com/70659840.html "Альпина-нонфикшн" издаёт книгу, полную глубокого сочувствия к эсэсовцу и охраннику в концлагере Дахау. И я даже не удивлюсь, если они издали её за бесплатно . В то время, как авторы нормальной военно-исторической прозы ...
Вот помню, надо человека на допрос (какой допрос? — это только с санкции следователя или прокурора может быть допросы?) плевать. Надо быстро раскрыть преступление. Обидно то, что сам раскроешь, а «палки» делят в Штабе, «во тебе парочку, во тебе одну... а ты начальник уастковых — тебе ...