Пить стали меньше

Около половины опрошенных россиян (48%) не употребляют спиртные напитки. Их количество почти сравнялось с теми, кто пьет алкоголь (52%). Сдвиг в культуре потребления, в частности, наблюдается из-за смены поколений, моды и продвижения антиалкогольной политики. При этом 20 лет назад наблюдалась совершенно другая картина: доля потребителей алкоголя была чуть ли не втрое больше, чем трезвенников (73 и 27% соответственно). Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с которыми ознакомились «Ведомости».
В 2004 г. каждый второй
россиянин отдавал предпочтение пиву (47%), а второе место разделяли
вино и водка (по 33%). Сейчас за внимание потребителей по-прежнему
борются эти три напитка, но их популярность угасла на фоне
увеличения доли тех, кто не пьет алкоголь. Вместе с этим
наблюдается переход к южному типу потребления – россияне чаще
выбирают некрепкие напитки. По результатам проведенного опроса, на
первом месте находится вино (19%), а на втором и третьем – пиво и
водка (18 и 11%).
В алкогольных предпочтениях четко
прослеживается гендерная специфика. «Мужскими» напитками россияне
назвали пиво, водку, виски и коньяк, а «женскими» – только вино.
Помимо этого потребителей вина отличает наличие высшего образования
и хорошее материальное положение (26 и 24% опрошенных
соответственно). На потребление алкоголя также влияет место
проживания, культурные и религиозные нормы. Так, «самым непьющим»
регионом России стал Северо-Кавказский федеральный округ (71%
опрошенных). В то же время в других регионах страны показатель
колеблется от 45 до 50%.
За последние 20 лет произошли два
важных изменения, отмечает директор по работе ВЦИОМа с органами
государственной власти Кирилл Родин. Среди россиян снизились объемы
потребления, а также изменилась его структура. По словам Родина,
это произошло из-за системного подхода к развитию здорового образа
жизни, регулирования мест продажи алкоголя и борьбы с контрафактом.
«Если комплексная реализация этих мер сохранится, то в
среднесрочной перспективе мы можем рассчитывать на продолжение
тренда снижения потребления алкоголя», – считает он.
|
</> |