рейтинг блогов

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»

топ 100 блогов maysuryan25.03.2020 ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»
Рисунок К. Ротова. 1934 год. «Жуткая премия. — Почему этот архитектор такой печальный? — Да его премировали квартирой в им же построенном доме!»

Поворот к преемственности в эпоху «нео-нэпа» 1935 года, повторюсь, носил всеобъемлющий характер. Своей задачей я не ставлю осветить его во всех деталях, а лишь набросать самую общую картину, показать всеохватность и закономерность данного поворота, с учётом классовых передвижек в СССР.
Захватил этот поворот, как и следовало ожидать, и такую форму искусства, прямо затрагивающую жизнь трудящихся, как архитектура. В те же дни 1936 года, когда «Правда» поместила статьи «Сумбур вместо музыки» и «Против формализма и натурализма в живописи», в ней появилась и статья «Какофония в архитектуре», подписанная «Архитектор». Она была напечатана в номере от 20 февраля 1936 года. А двумя днями ранее, 18 февраля, залп по архитекторам-«формалистам» дала «Комсомольская правда» в статье под заглавием «Лестница, ведущая никуда. Архитектура вверх ногами».
Из статьи «Комсомолки»:

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»
Собственный дом архитектора Константина Мельникова (1890-1974). Кривоарбатский переулок, Москва. Построен в 1927-1929 годах. Современный вид. Одна из икон советского архитектурного авангарда

«Много столетий назад художник Иероним Босх населил свои полотна скопищами чудовищных уродов, людей с птичьими головами, пернатых горбунов, крылатых гадов, отвратительных двуногих. Но даже самое болезненное средневековое воображение, самые мрачные фантазии Босха бледнеют перед творениями архитектора Мельникова, перед уродством его сооружений, где все человеческие представления об архитектуре поставлены вверх ногами. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно посмотреть хотя бы на «дом», который построил этот архитектор в Кривоарбатском переулке. Этот каменный цилиндр может быть местом принудительного заключения, силосной башней, всем чем угодно, только не домом, в котором добровольно могут селиться люди». Впрочем, газета добавляла в виде сноски: «По имеющимся сведениям, этот дом архитектор построил для себя».

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»
Дом Мельникова. Вид изнутри

«КП»: «И вот этакая «архитектура вниз головой», как называл её почтенный профессор, вопреки всем ожиданиям, оказывается «последним словом» художественного «новаторства». Архитектор Мельников неутомимо творит новые карикатурные проекты, в которых поражает своих ахающих коллег «ниспровержением архитектурных канонов», эти проекты становятся предметом многодумных экспертиз, a «направление» Мельникова — предметом подражания восхищённых учеников».

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»
К. Мельников. Клуб коммунальников на Стромынке. Построен в 1927–1929 годах. Фотография 1931 года

Архитектор в «Правде»: «Вредной погоне за мещанским украшательством, за дешёвым эффектом подстать и та фальшивая, псевдореволюционная «новизна», которую стараются насадить мелкобуржуазные формалисты от архитектуры. Самым усердным из них, бесспорно, является архитектор К. Мельников, «прославившийся» уродливым зданием клуба коммунальников на Стромынке. Многие из москвичей и приезжих, попадая в этот район столицы, удивлённо пожимают плечами при виде огромных бетонных опухолей, из которых архитектор составил главный фасад, умудрившись разместить в этих наростах балконы зрительного зала, To обстоятельство, что эта, чудовищная затея невероятно усложнила и удорожила конструкцию сооружения и обезобразила внешний облик здания, архитектора нисколько не смущает. Его главная цель — выкинуть трюк, сделать здание «ужасно оригинальным» — была достигнута. A это только и нужно «новаторам», подобным Мельникову».

Каро Алабян, статья «Против формализма, упрощенчества, эклектики» («Архитектура СССР», № 4, 1936 год): «Мельников ищет исключительной остроты и необычности, оригинальничанья ради оригинальничанья... В выстроенном им клубе коммунальников отсутствуют самые элементарные удобства, расположение комнат, гардероба, лестниц — всё шиворот-навыворот. Сидя в зрительном зале, который держится на консолях, боишься провалиться. Парадный ход решён, как чёрная лестница. Чувствуется, что архитектор не учитывал потребностей человека, забыл о человеке. Исходя из неправильной позиции, работая по формалистическому методу, архитектор Мельников и не станет передовым советским архитектором».

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»
Здание Центросоюза (дом Наркомлегпрома) по проекту французского архитектора Ле Корбюзье (1887—1965). Построено в 1928—1935 годах. Современный вид. Ещё одна из икон архитектурного авангарда в Москве

Архитектор в «Правде»: «Эпигоны западноевропейского конструктивизма видят источник художественной выразительности архитектуры только в конструкции, в материале. Это в огромной мере обедняет архитектурное творчество и зачастую превращает здание в безрадостную серую казарму. Типичный пример — дом Наркомлегпрома на улице Кирова (по проекту арх. Корбюзье), где схематизм форм, обнажение конструкций и материалов превращают здание в какое-то странное нагромождеиие бетона, железа и стекла. Советская архитектура обслуживает не узкий круг «заказчиков», a миллионные массы трудящихся города и деревни. От качества архитектурных произведений в значительной мере зависит не только внешний облик наших городов, но и рост культуры в повседневном быту. Bот почему необходимо с особой решителностью изгонять из нашей архитектурной практики всякую фальшь, беспринципность, какими бы одеяниями они ни были прикрыты».

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»
Рисунок К. Елисеева 1932 года ещё явно одобряет конструктивистские формы.
"Изменившийся пейзаж.
ПИОНЕР: — Папа! Говорят, на этом месте был какой-то старый дом?
ОТЕЦ: — Да, очень старый. Ему было триста лет и назывался он Дом Романовых."


ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»
Дом Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев на Покровке, 37, Москва. Построен в начале 30-х годов

Архитектор в «Правде»: «Вот, например, недавно сданный в эксплоатацию большой жилой дом на Покровке № 37 (Москва). Не говоря уже о стилевой неразберихе фасада, о безразличном отношении к архитектурному облику крупного советского жилого дома, ни в одной квартире нет кухни. Зтакое «новаторство»! Оно является следствием левацкой установки на искусственное насаждение бытовых коммун. По мысли строителей этого дома (строил Мосгоржилстройсоюз по проекту инж. Знаменского, оформитель фасада — инженер Снесарев), коммунальная кухня и столовая должны были быть созданы в соседнем доме — в Машковом переулке, № 15. Вредность принудительной ликвидации индивидуальных кухонь стала очевидной строителям только тогда, когда дом уже был в основном готов. Пришлось в 50 квартирах поставить плиты в ванной комнате, а, в остальных — в одной из жилых комнат (в том числе в 17 двухкомнатных квартирах)».
«КП»: «Мы построили чудесный метро, монументальный дом комитетов СТО, новую гостиницу, десятки прекрасных зданий, мы строим величественный Дворец Советов, пo всей стране стоят в лесах здания общественных учреждений, театров, кино, жилых домов. Колхозы предъявляют спрос на архитектурноѳ оформление новой деревни вплоть до животноводческих ферм и свинарников. A тут людям предлагают уродливые чертежи каких-то безжизненных, нелепых, заумных, формалистических трюков...».

Прерву цитирование, думаю, что основное направление критики из приведённых выдержек совершенно ясно. Оно целиком совпадало с требованием критики «формализма» в живописи и музыке: творчество (живописное, музыкальное, архитектурное...) должно было отвечать вкусам масс трудящихся, в том числе колхозных и вчерашних крестьянских...

Вот ещё несколько карикатур на архитектурные темы из печати 30-х годов, иллюстрирующих споры об этом предмете.

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»
Рисунок Б. Малаховского. 1934 год. «Наглядное пособие. — Вот, ребятки, по этим надстройкам можно изучать историю художественных исканий московских архитекторов».

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»
Рисунки Н. Радлова, стихи Василия Лебедева-Кумача. 1934 год

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (70). «Какофония в архитектуре»

(Продолжение следует).

ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
...
Сегодня подборка людей, которым некогда скучать в этой жизни:) ...
Турция сбила Российский Су-24. Залетел он на турецкую территорию или нет, не имеет значения. Очевидно, что ни какой реальной угрозы от него Турции не было. Каждый месяц десятки самолётов, в первую очередь самой Турции, вторгаются в воздушное пространство других стран. Это не значит, что ка ...
Выясняются удивительные вещи. Оказывается, существует особый тип женщин. Я бы назвала его «пугало домашнее огородное». Знаете, что делает такая женщина ...