"Письма о воспитании наследника"
swamp_lynx — 14.02.2023 "Довольно забавно читать у советского автора монографии об Ушинском: "Были ли у него ошибки? Да, были. О них много писалось. Он не был атеистом".Ну и далее: "Его этика строилась на религиозной основе, а воспитание связывалось с религией, с верой в патриархально-нравственные устои народа... Религия в его понимании — синоним нравственной чистоты и поэтической одухотворенности".
Все это - по сути, главное у основателя русской педагогики, советская педагогика отвергла, конечно же, совершенно. И это было совершенно предсказуемо, любопытно другое. Константин Дмитриевич для советской педагогики стал тем же, чем Пушкин для советских представлений о литературе - звездой первой величины, основой основ." Владимир Григорян.
"Но в этом, впрочем, тоже нет ничего удивительного, по крайней мере для тех, кто Ушинского читал - особенно незавершенный и неизданный третий том "Педагогической антропологии", а также "Письма о воспитании наследника", обращенные к матери императора Александра Миротворца - императрице Марии Александровны. Если коротко, Константин Дмитриевич подробно описал, каким должно быть воспитание и образование ребенка, если мы желаем вырастить нового человека, способного повести страну в лучшее будущее. Это одинаково подходило и для монархистов и для коммунистов, ведь о том, каким он видит это лучшее будущее, Ушинский не говорит ни слова. Это для него даже не второстепенно, а вообще не имеет никакого значения. Будут достойные люди, будет достойная страна - вот его идея. Не будет людей, хоть тресни - все обречено на провал.
И дальше о том, какой должна быть педагогика, способная таких людей воспитать. Если предельно коротко (найти книги Ушинского нетрудно, а с чего начать, я уже сказал), то абсолютно бессмысленно сводить образование к запихивания в школьника бесконечных и бесполезных знаний. Наоборот - это крайне вредно. Воспитывать нужно способность этими знания овладевать - человека сильной воли и сильного самосознания, а также сильной нравственности и любви к Отечеству, без которых даже самые прекрасные способности не принесут особого блага стране. Разумеется, это лишь общая картина, например, уделено место воспитанию навыков, скажем, чистописания или автоматизма в пользовании таблицей умножения. Огромное значение придается нервной системе ребенка и ее защите во время образования, говорится при этом о значении гимнастики и труда. Много о необходимости хорошо знать свою страну - ее историю, географию и так далее.
И, знаете, читая Ушинского, отчетливо понимаешь, что наше образование в последние тридцать лет строилось вопреки педагогической науке, все делалось и делается вопреки Ушинскому, от запихивания в бедные детские головы бесчисленных, бессвязных сведений, полного игнорирования нервной системы, или возьмем статью закона "Об образовании": "учащихся не вправе привлекать к труду, который не предусмотрен образовательной программой, без их согласия". На практике это привело к уничтожению подсобных хозяйств детских домов и так далее, разрушив всю систему, создававшуюся полтора века.
В СССР из педагогики устранили Бога, вера в которого, согласно Ушинскому формирует полноценную личность. В современной России из педагогики выбросили вдобавок еще и саму педагогику. Другой, помимо созданной Ушинским на основе лучших мировых образцов, в том числе североамериканского, у нас не было, нет, и взяться ей совершенно неоткуда."
|
</> |