
Пишу вам без задних ног

Отчёт начну прямо сейчас, но общеизвестные вещи ("а это Зимний дворец!") рассказывать/показывать не буду - кто их не видел, хотя бы на фото? :) Расскажу то, что для меня было неочевидным. Ну например то, что река Нева - вовсе не река :) Как и Фонтанка, Мойка и куча других "рек" - всё это протоки между островами, на которых и стоит Петербург. Есть и рукотворные протоки, в отличии от рек их именуют каналами.
Вообще Пётр I-й ещё тот копипастер - он много времени прожил в Европе и решил построить в России копию то ли Венеции, то ли Амстердама :) То есть весь город скорее прихоть царя, чем жизненная необходимость, в военном смысле здесь хватило бы одной Петропавловской крепости. А город лучше было бы построить в другом месте - и в смысле неудачного климата и в смысле стоимости строительства: представьте, что здесь под Петербургом вообще нет камня (только туф), и все эти каменнтые дома можно покрыть сусальным золотом - не намного дороже получится. Вдобавок острова низкие, затопляемые, их приходилось поднимать на несколько метров (представляете затраты?) и всё равно их регулярно затапливает.
Но Петру-то хотелось Амстердам! Поэтому он запрещал строить дороги и мосты, рыл каналы и приказывал каждому жителю иметь лодку. То есть из любой точки города в любую другую можно было добраться на лодке (весельной, либо парусной). Поэтому знаменитые разводные мосты появились уже при Екатерине II-й, которая хоть и была продолжателем государственной стратегии Петра, но имела свой взгляд на развитие города.
У меня не возникло впечатление, что Пётр I-й был умным человеком, но он он очень быстро учился и чутьё у него было звериное. Помните, как животные упреждают драку? Пытаются напугать противника звуком (рык, шипение), цветом (красный - опасность) и размерами (надуваются, распушивают шерсть/перья). Все эти царские хоромы по 300 комнат (причём у каждого представителя царской династии хоромы свои), огромные площади и монументальные соборы - всё это надувание щёк призвано напугать и внушить уважение иностранным послам. Так что возможно огромные средства, вложенные в строительство дворцов, окупились мирным временем.
Почему я эту тему затронул?... Первый день не покидала голову мысль, что "лучше бы все эти деньги..." и тут я надолго задумывался, а что собственно было бы лучше? Раздать крестьянам? Понастроить школ и больниц? Или заводов? Всё имеет свои плюсы и минусы и непонятно, как аукнется в будущем. Так что лучше делать хоть что-то, чем ничего не делать - потомки сами решат, за что благодарить :) Или за них кто-нибудь решит, как например произошло с Александром Невским, над пиаром которого хорошо потрудилась православная церковь - видимо молодому государству нужен был "герой", вот и сделали из него икону. А как полезешь в историю изучать его деяния - так лучше совсем без героев, чем такие. ИМХО.
Кстати, о церкви. Многие советовали посетить храм Спаса на крови - так вот он мне совсем не понравился. Снаружи необычайно аляповатый, цветастый, разве что петушков-флюгеров на куполах не хватает.
Питер строили в основном иностранные архитекторы, поэтому он похож на Италию или Францию, а храм Спаса на крови был построен гораздо позднее российскими архитекторами, возможно поэтому он так выделяется. Построен он, кстати, в память убийства Александра II и снаружи увешан табличками с описанием реформ Александра. Очень познавательно и становится жаль, что такого хорошего царя убили маньяки-народовольцы (это было восбмое покушение за 7 лет).
Храм построен как раз на месте убийства внутри храма есть огороженный участок мостовой. Кровь не сохранилась.
Также в этом храме самое большое количество святых на квадратный метр. Но чтобы прийти в благоговейный восторг при виде этой пестроты, нужно быть верующим. Я, соответственно, не пришёл.
Наверху - изображение молодого Иисуса.
Кстати, господа верующие, а расскажите, почему Иисуса изображают либо в младенческом возрасте на пару с мамой Марией, либо уже взрослым дядькой? И куда всё-таки подевались 30 лет его жизнеописания (а так же его родителей и сестёр/братьев). А то как-то странно получается.
Экскурсоводы рассказывают в основном о том, как в храм стреляли, но не попали фашисты, как его пытались взорвать, но не взорвали коммунисты, как был пожар, но не всё сгорело и как работали реставраторы. Интересно постольку-поскольку.
Благодаря этой внутренней пестроте храм Спаса на крови сильно отличается от Казанского и Исаакиевского соборов, внутренность которых очень похожа, если бы не могила Кутузова в Казанском соборе, я бы не смог их различить (изнутри). Зато снаружи они очень красивые и запоминающиеся. Это Казанский:
Папа Карло выбирает полено:
Арку венчает пирамида на фоне лучей, не хватает только глаза над ней :)
Внутри есть точно такая же, но с надписью "БГЬ":
Я думаю, церковь должна предать Бориса Гребенщикова анафеме за присвоение себе аббревиатуры.
И снова вопрос к знатокам - откуда в христианстве взялась пирамида, что символизирует, почему так редко встречается?
Кстати, там ещё есть крест, похожий скорее на мальтийский, тоже заинтересовал. Может влияние иностранных архитекторов?
Ещё внутри Казанского собора есть источник со святой водой, с краниками.
Кранов два, видимо холодная святая вода, и горячая святая вода. И могила Кутузова, над которой висят комплекты ключей от взятых ним европейских городов.
К сожалению наличие этих ключей не даёт россиянам права на бесплатные туры по указанным городам.
В таком же итальянском стиле (но без шикарной коллизеевской коллонады) выполнен Исаакиевский собор - очень красиво и со вкусом:
Внутри всё та же православная лепнина по принципу "побольше золота и образов и будет вам благолепие". Но купол красивый.
И довольно сложная работа мастеров, мозаика складывалась годами.
На колоннаду Исаакиевского собора мы ещё не ходили, тем более что на самый верх не пускают, а на нижнем ярусе не так интересно :) Ничего, попробуем прорваться. Хочется всё-таки с высоты глянуть.
Кстати, о высоте. В Питере было строго-настрого запрещено строить здания выше царской резиденции (Зимнего дворца, ЕМНИП 23,5 метра). Но как гласит городская легенда, гостиница "Октябрьская" напротив Московского вокзала (бывш. "Знаменская") таки нарушила это правило. Видите, там надстройка?
В те времена в Петербурге мало кто имел свою квартиру, и "доходные дома" были очень прибыльным бизнесом. Насколько прибыльным - можно судить по этой гостинице: представляете, сколько денег пришлось отвалить хозяевам за разрешение сделать эту надстройку? :) И ведь афера окупилась.
К сожалению, сейчас мне надо убегать - едем кататься по Неве и в Петропавловскую крепость. Позже расскажу о Петергофе и прочем :) А пока просто фотографии, как говорицца - без комментариев. Хочу только сказать, что у каждого дома в Питере какая-то история и нужны годы, чтобы всё осмотреть.
P.S. огромное спасибо компании vpiter.com за море впечатлений.
Которое похоже только начинается :)
|
</> |