Писатель А.Лапин встретился с читателями в Воронеже
enciclopedie — 24.06.2025
На встрече с читателями в Воронеже писатель рассказал не
только о своей литературной работе, но и об общественной
деятельности
На встречах с читателями речь обычно идет о вышедших книгах и
истории их создания. О работе автора над новыми произведениями: о
его идеях, творческих находках и озарениях. Формальный повод для
такой беседы с воронежцами был и у Александра Лапина. По иронии
судьбы свою дилогию «Две жизни» (16+), в которую вошли романы
«Крымский мост» и «Копье Пересвета», он уже представил московской
публике на ВДНХ и на Красной площади, а вот в столице Черноземья –
у себя дома – еще не успел. В областной библиотеке имени Никитина
18 июня был шанс «исправиться». Но разговор с гостями пошел не
только (и не столько) о литературе.
«Главная ценность - свободное время»
Людям среднего и более старшего возраста имя Карла Маркса
хорошо знакомо. Представление о его идеях многие тоже имеют
неплохое. Однако вопрос Лапина о том, что, по мнению теоретика
коммунизма, является главной социальной ценностью, обычно вызывает
затруднения. Между тем, речь идет о наличии у граждан свободного
времени. Казалось бы, современные технологии позволяют нам иметь
его все больше. Но главное – чем занять себя в такие моменты.

– Человека сегодня захватывает культ потребления. Мы покупаем
массу ненужных вещей и услуг. Молодые люди уже и в магазин
разучились ходить – заказывают все в интернете, – констатирует
писатель. – Фактический идеал такого существования – очки
виртуальной реальности, в которой ты получаешь яркие впечатления и
одерживаешь одну победу за другой. А в настоящей жизни тем временем
просто участвуешь в обмене веществ: поглощаешь доставляемую тебе
пищу и производишь биологические отходы. Как животное.
Но как сохранить в себе человеческое начало? Сам Лапин не
устает повторять:
– Ключ к спасению – в творчестве. Только оно дает возможность
развиваться. И получать самое большое удовольствие, не сравнимое ни
с каким другим. Создание мира не закончено. И Бог хочет, чтобы мы
были его сотворцами. Каждый на своем уровне – в зависимости от
данного тебе таланта. Кто-то выращивает цветы, кто-то строит дома,
а кто-то воспитывает детей.
По Лапину, главное для человека – реализоваться. Чтобы в конце
жизни не было сожаления: мог, а не сделал… Сам он так и пришел к
литературному творчеству. Когда в 60 лет понял, что журналистские
мечты о «нетленке» остались невоплощенными.
Тогда известный автор «Комсомольской правды», выпустивший
десятки газетных «гвоздей», которые читала вся страна, и успешный
предприниматель, организовавший собственный издательский бизнес во
многих регионах центральной России, решил взяться за написание
романа. Сначала – о юности своих школьных друзей на фоне
первозданной природы, затем – о судьбе героев в контексте
потрясений, через которые проходила страна на сломе эпох.
«Историю переписывают, а сами люди не меняются»
Так получился шеститомник «Русский крест», а за ним
последовали романы «Святые грешники», трилогия «Книга живых» (в нее
вошли политический триллер «Суперхан», повесть «Роман и Дарья» и
притча «Вирусы»), «Страсть и бомба Лаврентия Берии», а также
«Крымский мост» и «Копье Пересвета», образовавшие нынешнюю дилогию
(все книги – 16+).
Теперь задача автора – вместе с издательством выпустить их в
«правильном» порядке: в составе полного цикла «Руссиада». Но сам он
тем временем занят новой темой – собирает материал для книги о
Симеоне Бекбулатовиче:
– Мало кто знает историю этого знатного Чингизида (потомка
Чингисхана), которого Иван Грозный на год посадил на престол вместо
себя. Он в это время считался реальным монархом. И очень многое
видел. Роман будет называться «Семь царей и сирота казанская»,
потому что перед его глазами действительно прошло семь правителей,
а сам он был сиротой, – поделился автор. – Углубляясь в историю
Смутного времени, не могу не проводить множество параллелей с
нашими днями. А еще прихожу к выводу, что люди не меняются:
остаются такими же лживыми и алчными.
Новая книга – возможность показать эти типичные проявления как
на личностном, так и на политическом, экономическом уровнях. А еще
– рассказать правду о многих событиях прошлого. Потому что история,
по мнению писателя, все время переписывается в угоду «правящему
классу»:
– До революции была одна, в школе я изучал другую, а потом – в
1990-е – появилась третья. Теперь нет и ее. А пока новую для нас не
придумали, у меня есть возможность проскочить в образовавшийся
зазор и рассказать вам, как все было на самом деле.
Свои исторические находки автор добывает не во «всезнающем»
интернете, а в реальных путешествиях по местам описываемых событий,
а также в ходе бесед с учеными и знакомства с самыми современными
исследованиями. Увлеченно рассказывать об этом он может часами. Но
на сей раз участники встречи коснулись не только прошлого.
Конечно, говорили об СВО: на вопрос, удастся ли нам как-то
дальше выстраивать отношения с украинцами, писатель ответил:
– Поплачем и обнимемся. Потому что мы не разные – пусть даже
братские, – а один народ. Только народ наивный, доверчивый. И все
этим пользуются.
«Демографией интересовался со студенчества»
Но пора умнеть. И трезво смотреть на вещи. К слову, в
буквальном смысле этому лично поспособствовал и сам Александр
Алексеевич:
– Примерно в 2010 году, когда в Воронежской области
губернатором стал Алексей Гордеев, мы встретились и среди прочих
острых вопросов коснулись проблемы пьянства. Она в тот момент была
особенно актуальна. Народ спивался. И уже сам устал от этого. А
власти было наплевать: денежки-то идут. Кто-то должен был сказать:
«Хватит». И мы решили запустить у себя в регионе антиалкогольную
компанию. Мне говорили: «Да вас на вилы поднимут – пить
запрещаете!», а я отвечал, что ничего подобного: людям нужна не
водка, а нормальная работа и жизнь. На федеральном уровне этим же
вопросом как раз занялась церковь. Гордеев познакомил меня с
митрополитом Тихоном Шевкуновым, и мы сообща взялись за дело.
Считаю, это принесло свои плоды. Сегодня мы слышим, как на
государственном уровне периодически появляются очередные инициативы
по ограничению продажи спиртного. Но тогда это было в
новинку.
А еще раньше писатель выступил инициатором общественной
дискуссии по острейшему демографическому вопросу. Впрочем,
ощущаться таковым он стал лишь в последние годы. Только ленивый
теперь не говорит о необходимости повышать рождаемость, снижать
смертность… Обсуждаются разные подходы и методы. А на рубеже
«нулевых» автор рубрики «Русский вопрос», запущенной им в
нескольких региональных изданиях, казался белой вороной. И когда
говорил о проблемах государствообразующей нации в собственной
стране. И когда указывал на ее буквальное вымирание.
– Еще в студенчестве я написал работу под названием
«Демографическая проблема в печати» и потом не терял к этой теме
интереса, – рассказал Александр Лапин. – А когда переехал в
Воронеж, взял в руки свежие данные по последней переписи населения
– и понял: такими темпами русских со временем вовсе не останется.
Начал говорить об этом с газетных страниц, на встречах с людьми:
участие в выборах в Госдуму 2003 года позволило расширить круг
общения с жителями региона. И пусть в федеральный парламент я не
попал (о чем совершенно не жалею – хватило и работы в областном),
зато идеи из моей программы «перекочевали» в предвыборные тезисы
«Российской партии жизни». Позже те же мысли я увидел у «Единой
России». И процесс пошел. Когда 25 лет назад начинал говорить людям
о предоставлении жилья многодетным, льготной ипотеке,
пропорциональном списании процентов за первого, второго, третьего
ребенка, на меня смотрели как на чудака. А сегодня это общее место.
В том числе в выступлениях многочисленных политиков. Но мне не
жалко. Как всегда говорю: нет ничего практичней, чем хорошая
философия.