ПЕВЕЦ УКРАИНЫ, ПОДДЕРЖАВШИЙ РОССИЮ
ygashae_zvezdu — 14.09.202014 сентября отмечает день рождения Николай Гнатюк (1954), прошедший всесоюзную славу, громадное разочарование, забвение, но не сдавшийся под напором жизненных обстоятельств.
Мы уже упоминали о национальных кадрах советской эстрады ( КОНЕЦ СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЫ НА ПРИМЕРЕ ЯАКА ЙОАЛЫ, ЗАЧЕМ ПЕВЦУ ЗАЩИЩАТЬ КРЫМ, А НЕ ПЕТЬ), так вот украинец Гнатюк немного другая история. Изначально никакого акцента на своем украинстве он не делал, исполняя вполне себе советские лиричные песни.
Эстрада сразу повернулась к нему суровой стороной. Перед выходом на первое выступление перед зрителем Гнатюк получил люлей от физически сильного музыканта. Так началась его карьера в составе ансамбля «Мы-одесситы».
И дальше было не просто. Из ансамбля Гнатюк попал в армию. Служил в Веймаре, где от скуки рвался на Родину, словно предчувствуя, что Германией еще против воли насытится.
После армии работал в ансамбле Эдиты Пьехи «Дружба». Воспоминания этот ансамбль оставил у Гнатюка нерадостные. Он говорил:
«…о таком понятии, как «дедовщина», я узнал не в армии, а в «Дружбе». Сама Пьеха относилась ко мне очень хорошо, а вот ребята не по-отечески себя вели…»
Сотрудничество с «Дружбой» закончилось тем, что Гнатюк сбежал с очередных гастролей, оставив в гримерке записку с просьбой отослать трудовую книжку по такому-то адресу.
Счастливым стало для Гнатюка сотрудничество с оркестром Ростислава Бабича. Именно с ним прорвался он в телеэфиры и понравился зрителю. Своего репертуара, правда, у Гнатюка тогда не было. Репертуар ему подогнали после победы на конкурсе артистов эстрады Украины в 1978 году.
С этого момента Гнатюк начал подъем по лестнице славы. В 1979 он занял третье место на шестом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, а в 1980 триумфально выступил на фестивалях в Сопоте с песней «Танец на барабане» и Дрездене с песней «Я с тобой танцую».
Причем, номер «Танец на барабане» Гнатюк придумал сам. Он рассказывал:
«В институте мой однокурсник учил меня играть на барабанах. Надо сказать, я неплохо преуспел в этом деле. И когда пришло приглашение на участие в конкурсе в Сопоте, захотелось показать на сцене какое-нибудь действо. Сначала думал пройтись по канату, но потом остановился на игре на барабане. Песни тогда и в помине не было. Я случайно встретил режиссера Людмилу Дубовцеву, которая предложила послушать новые композиции Раймонда Паулса. Все они были без текста. Мне понравилась одна. И когда Люда спросила, о чем будет песня, я тут же ответил: «О барабане». Дубовцева позвонила своему приятелю - поэту Андрею Вознесенскому, который вдруг стал кричать в трубку: «Что за странная тема, почему барабан?» Но текст таки написал, а Раймонд сделал по моей просьбе длинный проигрыш, во время которого я мог двигаться от барабанной установки к микрофону. Это было стопроцентное попадание. За долгие годы творчества столько раз пел «Танец на барабане», не сосчитать».
Но и это было еще не все. В следующем, 1980, году Александра Пахмутова подарила Гнатюку песню «Птица счастья». Если исключить Пугачеву, то самые раскрученные три песни советской эстрады первой половины 1980-ых это, на мой взгляд, «Трава у дома», «Комарово» и «Птица счастья». С «Птицей счастья» Гнатюк вошел в первый эшелон самых востребованных артистов.
Вот только петь ему опять стало нечего. Гнатюка завалили ворохом неярких песнюшек и он принялся обескураженно метаться в поисках репертуара. Выпустил пластинку перетолмаченных на русском песен французских шансонье. Записал пластинку с ташкентским ВИА «Лабиринт».
А ведь дельный репертуар лежал на поверхности, эстрада тех лет нуждалась в украинце мужского пола, способным составить контраст Софии Ротару. Почему Николай притормозил у рубежа, который со временем все равно перешел, начав использовать национальные мотивы, остается только гадать?
В 1987 Гнатюк пережил вторую волну популярности, благо его репертуар обогатился песней «Малиновый звон».
Успех, впрочем, был недолог, ибо все вокруг менялось. Вчерашние кумиры теряли популярность пачками. Ушли с эстрады Евгений Мартынов, Яак Йоала, Надежда Чепрага, прекратили выдавать хиты Вячеслав Добрынин и Юрий Антонов.
В момент слома жена Гнатюка с сыном эмигрировала в Германию. Сподвигла ее на это Чернобыльская катастрофа. Спустя какое-то время Николай отправился следом, ставя карьеру на паузу.
Вернулся он другим, начав первым делом петь на украинском. Это было правильное решение, ибо всесоюзной славы не вернуть, а на Родине Гнатюка уважали. Что касается прежнего репертуара, там тоже все непросто.
В начале нового века Гнатюк поступил учиться в Белгородскую семинарию. В его репертуаре появились духовные напевы, что опять же от знаковой попсы отстоит далеко. Свято-Успенская Почаевская лавра выпустила альбом певца «Господи, помилуй». Естественно, Гнатюк больше не мог распевать «Барабан был плох, барабанщик бог…» и поменял текст. Как к этому отнесся Андрей Вознесенский бог весть.
Постепенно о Гнатюке вспомнили и в России. Пошли приглашения на телевидение, концерты, корпоративы. Николай всегда ощущал себя гражданином огромной страны СССР, не кичась украинством. В 2014 он безоговорочно поддержал Россию, опубликовав в фейсбуке проникновенный пост, где поведал, что после сорока дней пребывания в России ни разу не слышал ни одного агрессивного слова насчет украинцев.
«А вчера я приехал в Сумы, и все поехало: Россия напала, Россия оккупировала, русские танки, батальоны десантников и морпехов, украинские ВСУ успешно отразили атаку 100 танков Кантемировской танковой бригады, бригада взята в плен. Призыв, война – что я могу сказать? Дешевая пропаганда, обманывают украинский народ наши СМИ. Я уверенно могу сказать, что в разжигании гражданской войны на Украине виновны СМИ Украины и Запада»
Что ж, пожелаем Николаю новых песен и выступлений. Его энергетика далеко не исчерпана.
|
</> |