Петровский Док в Кронштадте
ru_abandoned — 16.06.2015 Петровский Док - уникальное гидротехническое сооружение и одна из интереснейших достопримечательностей Кронштадта. Часть этого грандиозного сооружения использовалась для ремонта судов вплоть до 2008 года. В настоящее время док не используется и находится в довольно плачевном состоянии. Планы по его благоустройству пока не реализованы.1. В начале 18 века в связи с развитием военно-морского флота возникла необходимость постройки сухого дока для ремонта подводной части приходящих в Кронштадт кораблей. Петр I лично исследовал голландские и английские сухие доки и выявил их главный недостаток - для слива воды после захода судна требовалась уйма времени, порой более месяца. Изучив местные условия Петр I лично создал проект дока. Основным отличием от иностранных конструкций было то, что док осушался путем слива воды в глубокий бассейн, вырытый ниже уровня дна дока. Вода самотеком перетекала в него всего лишь за 24 часа. Оттуда вода откачивалась специальными машинами: сначала насосом с ветряным двигателем, а затем с конца 18 века использовалась паровая машина. Строительство началось в 1719 году и было завершено лишь в 1752 году.
На правой стороне канала на здании установлена памятная доска.
2. Петровский док в ноябре 2010 года. Краны еще не пущены на металлолом. Уничтожены они будут после визита губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Осмотрев территорию дока она распорядилась ее благоустроить, а отслужившую свой век технику пустить на металлолом.
Фото Сергея Мельникова
3. Сооружение дока с каналом было начато в 1719 году. Для работ переводили солдат из Москвы, Пярну, Выборга. Всего было задействовано около 3000 человек. Но ощущалась нехватка людей и материалов. Несмотря на это, к 1722 году канал был, практически, прорыт, и проводились работы по укреплению его стен. Была сооружена водокачка с ветряным двигателем. За первый год планировалось прорыть канал в 180 саженей длины, 15 саженей ширины и 2 саженей глубины. При прокладке канала возникали большие трудности - пришлось перенести около 140 домов. Тем не менее время строительства растянулось.
4. 2010 год. Еще не весь металл вывезен. Фото Сергея Мельникова
5. Император не увидел окончания строительства своего детища. После его смерти строительные работы в Кронштадте были прекращены. С воцарением Екатерины I появились надежды, что все будет как при Петре I. Но этого не случилось. После кончины Екатерины I на престол пришел Петр II, открыто объявивший себя противником реформ Петра I. Строительство в Кронштадте замерло. Не поменялась ситуация и при императрице Анне Иоанновне. Наконец, в 1739 году на должность главного командира конторы кронштадтских строений назначили образованного и опытного инженера Иоганна Людвига фон Любераса. Он вынес предложение углубить и расширить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. Строительные работы были начаты. Но строительство растянулось ещё на 13 лет.
6. Неоценимый вклад в возведение дока внес Андрей Константинович Нартов - механик-изобретатель, мастер токарного дела. Он работал вместе с Петром I, но в то время решить все непростые технические задачи не успел. Лишь в 1747 году он вернулся к ним. Самым важным изобретением Нартова были 3 пары двойных шлюзовых ворот - центральный механизм дока-канала. Эти ворота отлично перекрывали воду, были прочными, легкими в управлении и прослужили много лет.
7. Канал был открыт в конце июля 1752 года. Императрица Елизаветы Петровны собственноручно запустила Шлюзовые механизмы. Из 1331 орудия эскадры, стоящих в гаванях, трижды прогремел салют. Генерала-майора И.Л. фон Любераса наградили орденом Святого Андрея Первозванного.
Петровский док протянулся на 2,24 километра. В нём одновременно могло проходить ремонт до 4-5 больших кораблей.
8. Ворота с предыдущей фотографии вблизи.
9. И часть дока, которую они закрывали.
10. Петли, на которых держатся ворота.
11. За березкой притаился люк для слива воды в бассейн.
12. Еще одна створка ворот.
13. Здания на территории дока заброшены.
14. На территории довольно чисто но следует быть внимательным - попадаются открытые люки.
15. Туристов и просто гуляющих довольно много, так что даже в заброшенном здании можно встретить влюбленную парочку.
16. Рельсы подкрановых путей - все что осталось от работавших в доке кранов. Они, как Вы уже поняли, были пущены на металлолом.
17. Вид практически с той же точки в конце 2010. Фото Сергея Мельникова
18. Немного фотографий с другой стороны))) В начале канала находится деревянный маяк.
16. Канал для входа в док пустует, хотя с внешней стороны пришвартованы и корабли, и даже яхта.
17. Через Док-канал переброшен разводной мост. Простота конструкции позволяла быстро осуществить разводку моста силами 4 рабочих за несколько минут.
Попасть в док можно как минимум двумя путями:
Первый путь (более простой и удобный) - пройти во двор дома №5 по Коммунистической улице и повернуть направо. Этим путем я выходил, так что фото будут как бы с другой стороны. Во дворе стоит бытовка с удобствами снаружи. Сам же дом планируется к капитальному ремонту и расселен.
Проходим дальше, дом остается за спиной.
И пролезаем в дыру в заборе. Так выглядит забор со стороны дока.
Второй вариант: пройти через сквер дома №1 по Коммунистической улице, мимо памятника Александру Степановичу Попову - изобретателю радио.
В этом же дворе находится вот такой домик, табличка на котором гласит: Здесь в апреле-мае 1895 года изобретатель радио А. С. Попов проводил испытания первого в мире радиоприемника.
Далее проходите вдоль забора до торца дома, по левую руку будут небольшие развалины, за которыми и находится док. Придется перелезть через трубы и Вы на месте. Будьте аккуратны - трубы горячие!
|
</> |