"Петровы в гриппе" — я в шоке.
re_isser — 13.06.2021Для начала советский анекдот: Объявили, что в гастрономе № 1 будет продаваться черная икра по цене кабачковой, но только не евреем. Выстроилась громадная очередь. Через полчаса вышел директор гастронома и объявил: «Не членам профсоюза продавать не будем». Еще через час: «Не комсомольцам продавать не будем», потом: «Не членам КПСС продавать не будем». Через три часа остались только члены партии, вступившие в нее до 1905 года. Их пригласили в подсобку и сказали: «Вы старые большевики, вы все понимаете, ну не завезли икру, ну нет икры!» Старая большевичка раздосадованно сказала: «Мы все понимаем, конечно, но за что евреям такая привилегия?»
Каннский фестиваль обрадовал российским фильмом в основной программе. Это «Петровы в гриппе» К. Серебренникова.
Но начнем, как говорится, ab ovo. Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» уральца Алексея Сальникова был опубликован в журнале «Волга» в 2016 году. Наделал много шума, получил приз критического жюри литературной премии НОС (2017) и премию «Национальный бестселлер» (2018). Кто-то называл его прорывным, кто-то провальным, но не в этом суть.
Два театра решили его инсценировать. И одним из них оказался Гоголь-центр. Режиссером, правда, был Антон Федоров, но уверен, Серебренников не стоял в сторонке.
Каннский номинант в прокат еще не вышел, поэтому любопытно было посмотреть, что там за контент (ну, хотя бы приблизительно) представил К. Серебренников. И мы пошли на спектакль. Я уж не буду плакаться по поводу дороговизны билетов, хотя скромному театралу это развлечение обойдется весьма и весьма.
Все поначалу прилично, все в масках, пахнет неплохим кофе, публика полусвета (а где найти другую?), много молодежи, чуть более, чем академическая, задержка начала, зал полон.
Началось.
Обожаю, когда театр дарит мне новый опыт. «Петровы...» не подвели. Я первый раз в жизни ушел со спектакля до его окончания.
Разумеется, я не истина в последней инстанции, мой вкус может быть не идеален, подпорчен спектаклями Эфроса, Любимова, Васильева, Ефремова, Товстоногова, Стуруа, Гротовского, Додина, Яновской, Погребничко, Крымова... Но тут почему-то сорвало. И не меня одного. Из зала потихоньку стали выходить пары, группы, одиночки...
Да что за черт! Как же меня бесило в свое время, если на фильмах Тарковского или Бергмана случался такой массовый уход. А тут я, как какой-то недоросль, с тоской жду финала, но понимаю — не дождусь. И мне не просто захотелось уйти, а громко, как в свое время с премьеры экранизации своего романа «Прощай, оружие» ушел Хемингуэй. Когда из-под ног главного героя вспорхнули птицы, он встал и громко сказал: «Ну вот и голуби!»
Мне же хотелось крикнуть: «Ну вот и инопланетяне!» Потому что, да, они там появились. Не настоящие, конечно, понарошку, актеры в шутовских масках. А до этого там были все виды убийств, катание на троллейбусе, «острые» разговоры о политике, секс практически неприкрытый, мальчики-близнецы, как бы снег, вроде бы музыка, крики, лестницы, танцы, детские манекены, кинопроекция, похожие на разговоры слова, много слов, очень много... Но все понарошку. Словно режиссер задался целью вот ни на минуту не дать нам возможности вслушаться, понять и, не дай Бог, подумать. Он как-будто задался целью развлечь и рассмешить обывателя, который приходит, отваливается на спинку кресла и командует: «Давай, весели». Да, зритель на местах по 17 тысяч смеялся и не уходил. Но мне показалось все менее и менее искренне. Просто отвоевывал свои деньги. Просто не хотел сдаваться.
А меня, когда я, наконец, вышел из зала, обняла до глубины души такая тоска. Нет, никаких отголосков спектакля. Тоска по человеку. Вот просто человеку, который волнуется, живет, спорит, плачет, любит, смеется не понарошку. И злость на режиссеров (А. Федоров далеко не первый в этой куче), которые переставляют актеров на сцене, как декорацию, которые пытаются удивить меня фокусами и эффектами, танцами и голыми телами, криками и кровью, сиянием и мерцанием, за которыми живого нет. Нет страсти и откровенности. Есть холодный нос и ясное понимание, что делать надо модно. И от этого всего несет таким махровым нафталином!
Так вот, вернемся к началу. Если Серебренников хоть на секунду вдохновится спектаклем своего театра, а я боюсь, что непременно, то я фильм смотреть не буду.
И очень завидую тем, кто ушел со спектакля в самом начале, а еще больше тем, кому, как евреям, была привилегия вовсе не прийти.
|
</> |