Петра, скальный город идумеев, набатеев и римлян, в эскизах и исполнении
uctopuockon_pyc — 09.12.2023 Мой любимый из старых снимков скального города.Будущий "выдолбленный в скале" грот. Природное основание дополнено камнями и кирпичами, под покрытие твердеющей смесью с порошком имитируемой породы в составе. В перекрытии гордо торчит старая деревяга - когда-то горбыль из обрезного бревна, успевший превратиться в труху.
Хотя дерево в скальном городе использовалось редко, строительная древесина вообще крайне редка в регионе.
Классическое армирование древних памятников также встречается, и также крайне редко, в элементах особой точности, которым не дóлжно рассыпаться. На фронтоне храма неизвестно кому и мавзолея неизвестно кого Эль-Хазне попался элемент.
Встречается металлический профиль, например, этот не заделанный до фотосессии. Но это совсем большая редкость.
Сейчас все это попрятали, разумеется. Профиль аккуратно изъят, между полуколоннами сделаны красивые ниши с пазами поверху... Чем ценны первые фотографии, делавшиеся до всех реставраций и реставраторов: других свидетельств технологий памятников истории, кроме как на фотографиях нереставрированных памятников, нет.
То, что на снимке - это маленькое помещеньице 12 на 12, высотой 13 метров в главном объекте Петры - Эль-Хазне. Там хранителям истории надо стараться; объект - главная достопримечательность и визитная карточка Петры. А учитывая, что ни в каких помещениях, полу- и недо-помещениях скального города нет ни единого признака их обитания или использования под что-либо, стараться надо вдвойне. Но на многочисленных объектах все спрятать невозможно. Вот такие палки, например, могут открываться под опавшими пластами смеси где угодно.
А это еще строители палку от залепливаемой конструкции снаружи оставили.
Да не одну.
Но в основном, конечно, под смесью открываются блоки и кирпичи без палок.
Да, к сожалению, подобно всем мега-памятникам Петра непрерывно рассыпается и без непрерывного поддерживающего ремонта существовать не может. Недавно, например, туриста убило камнем в Петре.
Иной раз открывается и такое. Это головка сверлильного устройства для кернения. А почему нет? Вторая половина 18 - первая половина 19 веков, время постройки Петры - это уже эпоха индустриализации и механизмов.
Но основной метод конечно же другой, механизмов, какой-либо сопровождающей индустрии и логистики не требующий. Показывал его еще тут, но не грех повторить. Петра - классический пример дополнения природных форм искусственной смесью с порошком имитируемой породы в составе.
И еще немножко первоснимков скального города идумеев (XVIII - II века до н. э.), набатеев (II век до н. э. - 106 год н. э.), римлян (106 - 395 годы н. э.).
По минимуму работа продолжается. Кирпичи приготовлены, покрыть твердеющей смесью - будет уступ, вырубленный в скале. Ну и подход к нему в цельной скале надо бы закончить...
А эти обломанные фальшколонны в принципе невозможно сформовать в таком висячем виде. Значит, делались не в таком, но нижняя часть, стена, рухнула.
Обратим внимание на подготовленную в глубине комнаты-грота основу для перегородки и на еще одну надпись по сырому на фасаде. После этого фото ее забраковали и замазали; наука считает, что надписей в Петре нет.
И вновь о настенной информации для историков. Прокопали в стене вот такой крест, чтобы историки могли писать и христианскую историю Петры. Пишут. В византийскую эпоху сооружение, названное храмом Ад-Дэйр использовалось под церковь. Заодно занимались этим и крестоносцы.
Еще один крест, но не православный, а мальтийский, даже не прокопали в нише, а обозначили, поленившись выкопать нижний луч.
Но зедсь самое интересное не это, а явные каменные блоки, недозакрытые смесью, в основании стены.
Пока еще не дополненное смесью и не домазанное перекрытие.
Подготовленный под укладывание смеси козырек. Щебенки насыпали, чтобы выровнять. Наверху палку арматурную забыли.
Мысленнно поставьте себя на место гипотетического тесальщика и прочувствуйте весь недоделанный абсурд скального города Петры.
Если он собирался делать эти прекрасные геометрически идеальные пилястры на входе ниже, то сделать их невозможно. Для чего тогда он начал вести сверху пилястры? Если он стесал низ до нынешнего вида, то зачем сам себя лишил возможности сделать пилястры?.. Есть только одно объяснение: низ еще недолеплен, пилястры недоформованы.
Вот прекрасный кадр!
Здесь мы найдем многочисленные приготовленные под покрытие твердеющей смесью барьеры и стены.
Электроосвещение для ночных работ.
И даже немножко опалубных досок, которые почти не применялись в Петре, в кадр попало!
Возле опоры фонаря - приготовленная под покрытие твердеющей смесью лестница.
И наконец, будущие римские дороги окрест храмов Петры.
Набатеям каменные дороги ни к чему, они вообще кочевники. Так что приготовлена основа дорог только для римлян. Это еще 19 век, 1898 год.
Для читателей журнала такие дороги не новость. Знаменитая дорога майя в эпоху ее постройки была такой...
В дофотографическую эпоху в Петре римские дороги сделать не успели. Делают сейчас. Скоро эту подушку выложат древнеримским бетоном, и будет прекрасная дорога для легионов.
Пиломатериалы использовались стпроителями Петры для опалубных конструкций, хоть они и не очень распространены в регионе. Это самые удобные материалы, почему нет. Вот осталось внутри короба, заполнявшегося грунтом, закрывавшегося помостом, наполнявшегося смесью, какое-то бревно или брусок. Брусок вынули, паз остался.
Смесительный цех устраивался на ровной площадке наверху скалы, которая дополнялась. По готовности объекта просто выравнивался, становясь частью объекта.
На скале Джабаль-Мадба над Петрой остался один такой цех, в версии ученых - жертвенник Аль-Мадбах. Наверняка в плане был объект при скале, но планы свернули, а цех остался.
Кого тут жертвовали и каким образом, ученые не знают; письменных источников набатеев не существует. Вряд ли история ответит, для чего на жертвеннике бассейн для жидких материалов, возвышенное место для рабочего посеред него, открытый резурвуар для жидкого и защищенные от дождя сусеки для сухих компонентов, закрывающиеся стоки... Хотя все наглядно. Простым лотком можно направить любую смесь в любое место ниже площадки.
Подача воды простейшей помпой и доставка компонентов для индустриальной эпохи, каковая уже настала в конце 18 - начале 19 веков, не проблема. Остальная красота делалась здесь.
Напомню, что фотографии порченные, поскольку вообще не предназначались к показу, а попали в Библиотеку Конгресса США в дар от дома престарелых, где скончался одинокий коллекционер, не успевший распорядиться коллекцией, а в коллекции эти фото оказались, потому что фотограф запорол часть снимков и оставил брак у себя, а заказчику сделал качественные позитивы. Заказчик в тот момент еще не решил, что делать со съемками смесительного цеха. Сейчас мы знаем, что его оставили, объявив жертвенником.
Так выглядел сток над будущими комнатами, во время создания представляющими собой короб с грунтом. Фото 1950 года.
А вообще для региона емкости из твердеющей смеси под жидкие и сыпучие субстанции - дело обычное.
Что еще следует отметить - вода в Петре всегда была в неограниченном количестве, и сам скальный город отнюдь не располагался в пустыне. Над Петрой был источник, а вдоль гряды скал с историческими объектами тек ручей, в сезон дождей становившийся полноценной речкой. На карте 1829 года французского археолога Лаборда у нее даже было название - река Моисея.
Растительность была буйной и в 19 веке, и бо́льшую часть 20 века. В 1960 году скальному городу сделали нынешний имидж "затерянного в пустыне" - перекрыли ручей, пустив его по новому руслу, растительность выкосили.
Робертс. 1839 год.
С самим объектом все в порядке, он уже был в 1839 году. Но гробницы ли, жилища ли над амфитеатром строители делать не стали. Фото 1868 года.
Другой снимок, 1890-х годов.
Упоминавшийся храм Ад-Дэйр. С 1829 по 1839 год проект не изменился.
Не сделаны архитравы с трехъярусным антаблементом на первом уровне.
Так называемые Коринфские гробницы. 1829 год.
1839 год.
Ну наконец-то! Все, что планировали и что было в эскизе, строители сдали без неделок. Фото католической миссии Стаффордов, возившей воспитанников просвящаться, знакомясь с древностями, 1890-х годов.
Но вмешалась воля прораба, нового как видно, и он начал возводить по левую сторону от фасада гробниц новый храм. В итоге и возвести не успел, и вид испортил. У художника же остался эскиз старого облика, где левая стена свободна, перед ней ничего нет.
Триклиний Баб ас-Сик. На этой скале якобы захоронена Мириам, сестра Моисея.
В 1829 году, кроме идеи четырех пирамидок, причем усеченных, и целенаправленно замельченного и небрежно набросанного не-пойми-чего, у маркиза нет ничего. Видно, что объект и не начинался еще.
В 1839 году был практически весь сделан.
В последующие годы опять новый прораб подвел художника.
О проемах молчим - это дело быстрое. Главное: после 1839 года был сделан объект с нишей за пирамидками.
Не безупречно сработали строители и на главном храме-мавзолее Петры Эль-Хазне.
1829 год.
1839 год.
Ручей посеред Петры осушили не они, с этим нет претензий. А вот фигуры ближнего плана сделали не по проекту.
Историки считают, что всадники - братья Диоскуры Кастор и Поллукс. С чего - неизвестно. Видимо по аналогии с чем-нибудь.
Левая фигура, видимо Кастор.
Сделали как Дионис на душу положит, сразу обваленную. Пьедестал недолепили.
Правая фигура, видимо Поллукс.
Даже и без Робертса видно, что сделали уродца, и совсем не по проекту. Мы уже видели такое на острове Филе, приличные фигуры на эскизах барельефа Храма Исиды в отчете Комиссии Наполеона и провальное исполнение проекта в натуре, которое пришлось сдалбливать, чтобы не позорить древнеегипетских зодчих.
Трехногая (или пятиногая?) лошадь с человеческими ступнями - еще туда-сюда, а вот где у фигуры руки? И почему она круглая и заку
|
</> |