Петра, скальный город идумеев, набатеев и римлян, в эскизах и исполнении
gorojanin_iz_b — 13.07.2021 Мой любимый из старых снимков скального города.Будущий "выдолбленный в скале" грот. Природное основание дополнено камнями и кирпичами, под покрытие твердеющей смесью с порошком имитируемой породы в составе. В перекрытии гордо торчит старая деревяга - когда-то горбыль из обрезного бревна, успевший превратиться в труху.
Хотя дерево в скальном городе использовалось редко, строительная древесина вообще крайне редка в регионе.
Классическое армирование древних памятников также встречается, и также крайне редко, в элементах особой точности, которым не дóлжно рассыпаться. На фронтоне храма неизвестно кому и мавзолея неизвестно кого Эль-Хазне попался элемент.
Встречается металлический профиль, например, этот не заделанный до фотосессии. Но это совсем большая редкость.
Сейчас все это попрятали, разумеется. Профиль аккуратно изъят, между полуколоннами сделаны красивые ниши с пазами поверху... Чем ценны первые фотографии, делавшиеся до всех реставраций и реставраторов: других свидетельств технологий памятников истории, кроме как на фотографиях нереставрированных памятников, нет.
То, что на снимке - это маленькое помещеньице 12 на 12, высотой 13 метров в главном объекте Петры - Эль-Хазне. Там хранителям истории надо стараться; объект - главная достопримечательность и визитная карточка Петры. А на остальных многочисленных объектах все спрятать невозможно. Вот такие палки, например, могут открываться под опавшими пластами смеси.
Но в основном, конечно, под смесью открываются блоки и кирпичи без палок.
Да, к сожалению, подобно всем мега-памятникам Петра непрерывно рассыпается и без непрерывного поддерживающего ремонта существовать не может. Недавно, например, туриста убило камнем в Петре.
Иной раз открывается и такое. Это головка сверлильного устройства для кернения. А почему нет? Вторая половина 18 - первая половина 19 веков, время постройки Петры - это уже эпоха индустриализации и механизмов.
Но основной метод конечно же другой, механизмов, какой-либо сопровождающей индустрии и логистики не требующий. Показывал его еще тут, но не грех повторить. Петра - классический пример дополнения природных форм искусственной смесью с порошком имитируемой породы в составе.
И заодно о настенной информации для историков. Прокопали на стене вот такой крест, чтобы историки могли писать и христианскую историю Петры. В византийскую эпоху сооружение, названное храмом Ад-Дэйр использовалось под церковь. Заодно занимались этим и крестоносцы.
Пока еще не дополненное смесью и не домазанное перекрытие.
Подготовленный под укладывание смеси козырек. Щебенки насыпали, чтобы выровнять. Наверху палку арматурную забыли.
Вот прекрасный кадр!
Здесь мы найдем многочисленные приготовленные под покрытие твердеющей смесью барьеры и стены.
Электроосвещение для ночных работ.
И даже немножко опалубных досок, которые почти не применялись в Петре, в кадр попало!
Возле опоры фонаря - приготовленная под покрытие твердеющей смесью лестница.
И наконец, будущие римские дороги окрест храмов Петры.
Набатеям каменные дороги ни к чему, они вообще кочевники. Так что приготовлена основа дорог только для римлян. Это еще 19 век, 1898 год.
Для читателей журнала такие дороги не новость. Знаменитая дорога майя в эпоху ее постройки была такой...
В дофотографическую эпоху в Петре римские дороги сделать не успели. Делают сейчас. Скоро эту подушку выложат древнеримским бетоном, и будет прекрасная дорога для легионов.
Напомню, что фотографии порченные, поскольку вообще не предназначались к показу, а попали в Библиотеку Конгресса США в дар от дома престарелых, где скончался одинокий коллекционер, не успевший распорядиться коллекцией, а в коллекции эти фото оказались, потому что фотограф запорол часть снимков и оставил брак у себя, а заказчику сделал качественные позитивы. Заказчик в тот момент еще не решил, что делать со съемками смесительного цеха. Сейчас мы знаем, что его оставили, объявив жертвенником.
А вообще для региона емкости из твердеющей смеси под жидкие и сыпучие субстанции - дело обычное.
Что еще следует отметить - вода в Петре всегда была в неограниченном количестве, и сам скальный город отнюдь не располагался в пустыне. Над Петрой был источник, а вдоль гряды скал с историческими объектами тек ручей. Растительность была буйной и в 19 веке, и бо́льшую часть 20 века. В 1960 году скальному городу сделали нынешний имидж "затерянного в пустыне" - перекрыли ручей, пустив его по новому руслу, растительность выкосили.
С самим объектом все в порядке, он уже был в 1839 году. Но гробницы ли, жилища ли над амфитеатром строители делать не стали. Фото 1868 года.
Другой снимок, 1890-х годов.
Упоминавшийся храм Ад-Дэйр.
Не сделаны архитравы с трехъярусным антаблементом на первом уровне, не поставлены скульптуры на постаментах на втором.
Так называемые Коринфские гробницы.
Ну наконец-то! Все, что планировали и что было в эскизе, строители сдали без неделок. Фото католической миссии Стаффордов, возившей воспитанников просвящаться, знакомясь с древностями, 1890-х годов.
Но вмешалась воля прораба, нового как видно, и он начал возводить по левую сторону от фасада гробниц новый храм. В итоге и возвести не успел, и вид испортил. У художника же остался эскиз старого облика, где левая стена свободна, перед ней ничего нет.
Триклиний Баб ас-Сик. На этой скале якобы захоронена Мириам, сестра Моисея.
И опять новый прораб подвел художника.
О проемах молчим - это дело быстрое. Главное: после 1839 года был сделан объект с нишей за пятью обелисками, плюс завершена ближняя гробница первого яруса, в 1839 году не готовая.
Не безупречно сработали строители и на главном храме-мавзолее Петры Эль-Хазне.
Ручей посеред Петры осушили не они, с этим нет претензий. А вот фигуры ближнего плана сделали не по проекту.
Историки считают, что всадники - братья Диоскуры Кастор и Поллукс. С чего - неизвестно. Видимо по аналогии с чем-нибудь.
Левая фигура, видимо Кастор.
Сделали как Дионис на душу положит, сразу обваленную. Пьедестал недолепили.
Правая фигура, видимо Поллукс.
Даже и без Робертса видно, что сделали уродца, и совсем не по проекту. Мы уже видели такое на острове Филе, приличные фигуры на эскизах барельефа Храма Исиды в отчете Комиссии Наполеона и провальное исполнение проекта в натуре, которое пришлось сдалбливать, чтобы не позорить древнеегипетских зодчих.
Трехногая (или пятиногая?) лошадь с человеческими ступнями - еще туда-сюда, а вот где у фигуры руки? И почему она круглая и закутана в тунику как младенец?
Чтоб не было сомнений, что лепили именно сбитую фигуру: волны смеси идут поверх сбитой лошадиной ноги.
По второму ярусу особых замечаний нет, кроме ротозейства прораба.
Смотрим на скульптуры. Предполагается, что вот это бельё, висящее на перекладинах - сбитые скульптуры амазонок, держащих боевые топоры на вытянутых руках.
Смотрим, что было в проекте на левой части толоса - круглого павильона. Явная женская фигура, опустившая руки, спустившая тунику на бедра, держащая левой рукой предмет на плече. Но ротозей вместно проектных скульптур налепил бельё-амазонок с топорами.
Вот так и делается история. В данном случае славного города Петры, о котором вообще нет никаких сведений ни в каких источниках Идумеи, Набатеи и Рима.
Ума и здоровья.
*
Другие материалы о создании истории
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. ЮMoney(яндекс-деньги) 410013946572302.
|
</> |