Петербург. Литейный, 46.


Первый дом на этом участке был построен для П. К. Хлебникова - чиновника военно-судебного ведомства и страстного библиофила (он и его потомки сформировали самую полную в России коллекцию газет и журналов XVIII века). В 1797-98 годах дом отошел в казну. Здесь размещался сперва Государственный вспомогательный банк, а с декабря 1801 г. - Юнкерский институт при Сенате (до 1805-го года). С 1804-го года здесь разместилась знаменитая Комиссия составления законов, которую возглавлял Сперанский. Именно в этом здании был составлен монументальный "Свод законов Российской Империи".

Нынешний свой вид лицевой корпус приобрел в 1865-м году после перестройки, которую провел его новый владелец, архитектор А. Х. Пель (он в 1859-м году обменял его у казны на соседний дом №44). Пель же пристроил два дворовых двухэтажных флигеля.

В 1905-м году дом приобрел Ф. фон Крузе. Он разделил участок на две части, и в дальней части двора по его заказу один из флигелей был перестроен в особняк.

Автором особняка был военный инженер И. Э. Муромцев.

От остальной части двора сад особняка отделяет ограда с гранитными столбами:


В 1908-м году и дом и особняк приобретает на имя своей жены нефтепромышленник П. О. Гукасов.

Забегая вперед, скажем несколько слов о послереволюционной судьбе особняка.

В 1918-м году здесь жила актриса, большевичка и гражданская жена Горького М. Ф. Андреева, бывшая в это время комиссаром театров и зрелищ Союза коммун Северной области.

Здесь же располагался Правбум - управление бумажными фабриками Северо-Запада. Позже в особняке размещались Школа актёрского мастерства и Институт сценических искусств.

Но вернемся к истории дома. По заказу нового владельца архитектор А. С. Хренов в 1908-1912 годах провел перестройку дома. Уличный фасад лицевого корпуса перестройка практически не затронула, за ислючением центральной части, где появилась тройная арка ворот с богатым декором:














А вот два боковых флигеля выросли в пятиэтажные жилые дома:




Хренов оформил их богатым декором в ренессансном духе.




Маскароны:








Декор, к сожалению, сохранился довольно плохо:


Заглянем в один из подъездов:





















Но наиболее интересным получился дворовый фасад лицевого корпуса:

Для того, чтобы он согласовывался с остальным ансамблем, архитектор также окрасил его в серый цвет, украсил рустом, пилястрами и балконами:








Но самой необычной частью композиции стали три майоликовых медальона в стиле ренессансной керамики. В центре - Афина Паллада:

Справа - кондотьер Коллеони:

А слева - Лоренцо Медичи:

Во дворе был разбит сад. От него сохранились невысокая ограда и ваза:



А напротив входа сохранился старый фонарный столб:





На основании столба еще видно клеймо знаменитого завода Сан-Галли:

Внутри столба - остатки механизма подъема и спуска фонаря:

|
</> |