Петербург. Грабарь в Корпусе Бенуа и "Пейзаж в скульптуре" в Мраморном дворце
babs71 — 02.09.2021 Совершил очередную прогулку по музеям, посетив две выставки, устроенные Русским музеем в разных корпусах. Начал я с персональной выставки Игоря Грабаря в Корпусе Бенуа. Вообще говоря, Грабарь в русской культуре основную роль сыграл не как художник, а в качестве искусствоведа, реставратора (научная реставрация древнерусской иконы фактически начинается с Грабаря) и музейщика (тут его роль, правда, была несколько двусмысленной, недаром провинциальные музейщики шутили, что Грабарь - фамилия говорящая). Однако он был и неплохим художником-импрессионистом. Именно с этой стороной его деятельности и можно познакомиться на выставке. Пожалуй, самая эффектной из работ, на ней представленных, является вот этот женский портрет:Еще одна интересная работа - индустриальный пейзаж "Фабрика Якунчиковых в Наре", 1901 год:
От одного взгляда на эту работу меня пробила ностальгия. Дело в том, что этот пейзаж был в учебнике "Родная речь" и по нему мы классе в третьем писали сочинение (я, разумеется, получил пятерку). ;-)
Красивые натюрморты:
Усадебный пейзаж:
"Васильки". 1915
Несколько работ написаны под явным влиянием Сезанна. Впрочем, сезаннист из Грабаря (в отличии от импрессиониста) весьма так себе:
В советское время Грабарь сильно сдает. Хотя бы сравнимыми с дореволюционными работами можно назвать разве что вот эти "Дельфиниумы":
и, может быть, вот этот пейзаж с Волховской ГЭС:
Еще одно ностальгическое воспоминание - в детстве я собирал марки, и в коллекции у меня была марка с этой картиной:
В советское время Грабарь, в основном, переключился на портреты. Их интересно смотреть уж не столько в плане живописи, сколько в плане тех, кто изображен.
Арфистка Вера Дулова (я сразу вспомнил "Москву-Петушки"):
Александр Ляпунов (один из основоположников советской вычислительной техники):
Михаил Водопьянов:
Сергей Прокофьев:
Историк Евгений Тарле:
И еще один историк - Борис Греков:
Автопортрет самого художника:
Другой выставкой, которую я посетил, стала выставка в Мраморном дворце под необычным названием "Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже". От нее я ничего особого не ожидал, но оказалась она довольно симпатичной. Конечно, добрую ее половину составляет разнообразный совриск, однако есть и весьма симпатичные работы.
Айдар Ишемгулов. "Пролетая":
Егор Плотников. "Снег" (мне эта работа чем-то напомнила Ансельма Кифера):
Владимир Шагин. "У фонтана":
Виктор Попков (один из представителей "Сурового стиля"). "Девочка и памятник":
"Город"
Игорь Козлов. "Деревенский пейзаж":
Александр Смирнов. "Созерцатель":
Борис Михайлов. "Воздух моря":
Владимир Гориславцев. "Отражение":
Наталья Нестерова. "Летний сад":
Сразу три работы изображают памятник Кутузову:
Вячеслав Пакулин. "У Казанского собора":
Анатолий Заславский. "Полководец Кутузов":
Юлия Сопина. "Кутузов":
Вячеслав Пакулин. "Львиный мостик. Весна":
Анатолий Заславский. "Камеронова галерея":
"Ленин и Новый год":
Анна Остроумова-Лебедева. "Летний сад":
Александр Бенуа. "Пейзаж со статуей"
"Статуи в парке"
Юрий Пименов. "Здесь будет парк":
Интересная композиция Дмитрия Каминкера - "Пейзаж с воображаемыми памятниками" (он скомпоновал в единую композицию уменьшенные модели нескольких своих скульптур)
А эта скульптура, кстати, в виде бронзовой отливки таки стоит на улице Правды
Сергей Антонов. "Вход в Иерусалим":
Феликс Бух. "Город":
"Идущие":
Степан Писахов (более известный своими сказками). "Памятник В. И. Ленину на Новой Земле (мыс Желания)" (смотрится одинокий Ильич на пустынном берегу совершенно сюрреалистически):
Дмитрий Тугаринов.
Юлия Мурадова. "Ночь":
Название этой работы я понял даже не читая надпись - Дмитрий Тугаринов. "По реке плывет топор...":
Сергей Чернов. "Остров. Город будущего". Вблизи эта работа совершенно не впечатляет, но вот в перспективе анфилады залов смотрится эффектно:
|
</> |