Петербург. Александровский чугунолитейный завод - Пролетарский завод.


Пролетарский завод является "сводным братом" Кировского завода, поскольку оба этих предприятия ведут свое происхождение от Санкт-Петербургского чугунолитейного завода. После того, как в 1824-м году завод сильно пострадал, было решено перенести его в другое, более удобное место на Шлиссельбургском тракте рядом с Невой (старые корпуса были проданы в частные руки и в итоге стали Кировским заводом).
Новые корпуса были построены в 1825-26 годах под руководством директора завода М. Е.Кларка. Архитектурную часть проекта разрабатывал архитектор А. И. Постников (возможно, в проектировании фасадов зданий принимал участие В, П. Стасов, который дружил с Кларком, либо были использованы его типовые проекты):


Основные цеха, выстроились вдоль проспекта и сохранились до наших дней:

















Сейчас цеха выстроились в сплошную линию, однако изначально между ними был разрыв с главными воротами. Разрыв этот был застроен позднее:




Перед воротами стояла пара "типовых" чугунных львов - то ли как украшение, то ли как образец продукции:





В той же линии стояло два однотипных двухэтажных с мезонином особняка. Один из них был резиденцией директора завода:




Характерный "типовой" балкон (возможно, такие балконы также были продукцие этого завода):





Другой особняк принадлежал помощнику директора:






Завод сыграл весьма заметную роль в архитектуре Петербурга: именно на нем изготавливали Московские ворота и скульптуру и облицовку Нарвских ворот, квадригу Аполлона над Александринским театром и колесницу Славы над аркой Главного штаба, металлоконструкции для здания Зимнего дворца.
С началом строительства в России железных дорог, Александровский завод передали в ведение Министерства путей сообщения и завод перепрофилировали на производство железнодорожной техники. Теперь он именовался Александровский главный механический завод Николаевской железной дороги.

Это повлекло за собой масштабное расширение предприятия, в ходе которого его территория расширилась вплоть до железной дороги (в 1930-е годы завод разделили надвое и корпуса, примыкавшие к железной дороге и занимавшиеся производством вагонов выделили в отдельный завод).





К сожалению, основная часть цехов находятся за забором, так что разглядеть удается только малую их часть.
Здание администрации завода:

В советское время его надстроили еще двумя этажами:

Несколько зданий выходят на улицу Крупской:










А этот цех явно надстроили в советское время:



Самая заметная из построек того периода - водонапорная башня, построенная в 1891-1893 годах по проекту инженеров Г. В, Войневича и Ф. С. Ясинского:



Расположена она в глубине территории, за забором, поэтому чтобы посмотреть ее целиком, я воспользовался дроном:


А на этой фотографии как раз запечатлено ее строительство:

И коли уж у нас есть дрон, заглянем за ограду завода:







До революции при заводе было два храма. Один - православный храм Михаила Архангела, построенный в 1860-62 годах архитектором Б. Ф, Лорбергом и снесенный в 30-е годы:

Второй храм - англиканский, был построен в 1901-м году и в советское время перестроен в телефонную станцию:





Он тоже стоит за забором, так что вновь использую дрон:







Строительство на заводе продолжалось и в советское время:

Несколько забавных кадров, посвященных наглядной агитации тех лет.
Черепаха над входом в один
|
</> |