Пешая прогулка как наиболее желательный вид одиночества

Британский историк Дэвид Винсент («История одиночества», 2020) стремится проследить, как на протяжении последних веков изменялось отношение к желанию человека побыть одному и количество времени, которое мы проводим наедине с собой, а также как было сконструировано само понятие «одиночество» в том смысле, в каком мы употребляем его сегодня.
Исторически самой распространенной возможностью побыть одному, доступной представителям разных сословий, была пешая прогулка. Вплоть до ХХ века повседневное перемещение людей в большинстве случаев осуществлялось пешком. Лишь обеспеченные и зажиточные граждане могли себе позволить регулярно перемещаться верхом или в карете, в то время как для большинства мужчин (если только они не были ремесленниками, живущими над собственной лавкой) рабочий день начинался и заканчивался необходимостью прошагать пешком несколько миль. Такое же расстояние зачастую приходилось преодолевать только для того, чтобы закупиться в лавке повседневными мелочами.
«В XIX веке — последнем веке, когда пешая прогулка была доминирующим способом индивидуального передвижения, — эта активность предоставляла возможности для любого вида социального взаимодействия, как и для полного его отсутствия. Благодаря ей можно было случайно встретиться с соседями на нейтральной территории, а можно было сбежать от домашних и найти время для себя. Пешеходное уединение было самой импровизированной из всех форм личного времяпрепровождения», — пишет Винсент.
«Певец Озерного края» Уильям Вордсворт обошел на своих двоих половину Европы, а другой английский поэт первой половины XIX века, Джон Клэр, родившийся в семье батрака, воспевал уединенную прогулку, дающую возможность погрузиться в красоту окружающего пейзажа, и восхищался образом Робинзона Крузо. «Уединенье превратит тюрьму / В блаженство; он внимает птичий смех — / Ему, как Крузо, сладко одному», — писал Джон Клэр, находясь на лечении в больнице для умалишенных, которую он десятилетиями не покидал до самой смерти.
В свою очередь, пешая прогулка по городским улицам была способом исследовать урбанизированные ландшафты. В первых десятилетиях XIX века в европейской литературе оформляется такой персонаж, как фланер: мужчина-наблюдатель, слоняющийся по улицам без особой цели и не вступающий в контакт с другими горожанами. Как настаивал автор викторианского путеводителя по Лондону, «невозможно по-настоящему увидеть город, если по нему не ходить».
Чрезвычайно опытным любителем городских походов был Чарльз Диккенс, иногда преодолевавший в своих стремительных прогулках по двадцать миль за несколько часов. Ходьба одновременно предоставляла ему и отдых от каторжного литературного труда, и бесконечный материал для него же, поскольку в своих странствиях Диккенс пристально наблюдал за социальными условиями жизни лондонцев.
«Я столько прошел пешком во время своих путешествий, что, если бы я питал склонность к состязаниям, меня, наверно, разрекламировали бы во всех спортивных газетах, как какие-нибудь „Неутомимые башмаки“, бросающие вызов всем представителям рода человеческого весом в 154 фунта», — полушутя писал о себе автор «Посмертных записок Пиквикского клуба».
Будучи не в восторге от бездельников, целыми днями праздно шатающихся по улице, британские власти в 1824 году ввели направленный против них Закон о бродяжничестве. Самым простым способом избавиться от подозрений в «праздношатании» было взять с собой на прогулку собаку. Задолго до связанного с эпидемией COVID-19 карантина, когда наличие собаки превратилось в привилегию, позволяющую проводить время на свежем воздухе, владельцы этих животных ощущали себя более вольготно при перемещении по городу.
«К 1877 году в Британии насчитывалось 1,4 миллиона лицензированных собак — преимущественно в городах. Считалось, что по меньшей мере столько же владельцев уклоняются от уплаты налога, и неизвестно, сколько из них будет следить за своими животными в общественных местах. Но даже если предположить, что только у получивших лицензию были ошейник и поводок, это — самая большая армия целеустремленных пешеходов с конца XIX века и далее. На каждой улице и в каждом городском открытом пространстве можно было видеть одиноких людей, движущихся в компании дисциплинированных и дисциплинирующих животных», — пишет Винсент.

Shoreline Historical Museum
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 4274 3200 2087 4403
Мои книги
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)

ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.
|
</> |