Первое рабство

Рассуждения о рабстве, как правило, имеют изъян в виде поправки на привычные нам представления. В Римской Империи человек был близок к современному. Поэтому всё что было в ту эпоху сильно походит на современный период, в итоге мы вынуждены прийти к отрицанию классического рабства и рассматривать лишь формы экономической зависимости, что уравнивает наши эпохи. Пресловутый человек как вещь, это всего лишь исковерканный пересказ римского гражданского права с обычными сделками. Смена акцента и легкая коррекция понятий ставит всё на свои места. То, что в 20 веке заморочились и придумали отрасли трудового права, спортивного права, военного права, авторского права не выводит труд. плоды труда, профессиональные навыки за пределы гражданского права. Всё остаётся по прежнему. Лишь создана иллюзия продажи не человека как носителя нужных качеств, а неких абстрактных понятий. Можно даже сказать, что стало хуже, было утрачено прямое обладание человеком своими качествами. Якобы продают не его, а абстрактные результаты,навыки или будущие плоды труда.
Всё становится иначе если сделать поправку на древнего человека. Практически 100% костей , которые были найдены не в захоронениях были обглоданы, то есть люди массового ели друг друга. Это устанавливается специфическими надрезами на костях. Тотальный каннибализм научно подтверждается этнографией. Вплоть до того, что некоторые племена ели своих стариков. Поэтому разумно предположить, что первые формы скотоводства (тут еще можно порассуждать кто тут был больший скот) включали содержание в неволе разных животных, в том числе людей. Но содержать в неволе человека сложно, а в диких условиях практически невозможно. Строить сложные загоны или рыть ямы трудозатратно и не даёт большого эффекта. При несклонности дикарей к сложным и продолжительным усилиям это можно сразу отбросить.
Единственной возможностью возможности содержать дикарям живую консерву в неволе это причинить пленнику увечья. В какой-то момент это могло произойти естественным путем, когда в руки попадал раненный. Но очевидность этого хода неизбежно приведет к тому, что начнут причинять захваченным пленникам повреждения специально. В отношении домашних животных это местами применяется до сих пор — подрезание крыльев птиц. У Жюль Верна описан случай как пленник с переломанными костями был привязан в воде к столбу. В книге это подано как способ размягчения мяса, но одновременно это своеобразной холодильник для хранения мяса в теплом климате. То есть способов хранения живой консервы было много и часть из них описана в литературе.
Продолжительность жизни в неволе может быть разной и логично предположить, что какие-то из живых консервов задерживались и начинали выполнять какую-то работу. Это могло быть расценено первыми цивилизаторами как удачное решение. Гипотеза заключается в том, что первое рабство было основано на умышленном калечении пленников. Например в виде отрезания (отрубания) ног. В таком состоянии пленник не опасен , не сможет оказать достойное сопротивление, и может достаточно долго выполнять какие-то работы. Плести веревки, вычищать шкуры можно и без ног.
Подобные рассуждения не популярны так как бросают тень на человека и дают слишком много пищи для размышлений. Но следы причинения увечья пленникам встречаются даже в исторические время — так называемое подщичинивание, когда в раны на стопе насыпали порезанный конский волос. После такой операции, когда раны зарастают, нельзя далеко уйти. Возникнуть такая операция могла только при наличии традиции специально калечить пленников, и поиске наименее калечащей операции. Можно предположить, что первые полисные цивилизации имели десятки и сотни изуродованных специальными операциями людей. Вот это и было настоящее рабство. Неудивительно, что эти истории были выдавлены за пределы истории, так как дают слишком много поводов для размышления над природой человека. Потому всплывающие факты оцениваются как единичные проявления дикости. Ни в одном археологическом музее не упоминается о повальном каннибализме древних людей.
|
</> |