Первый вариант Христа и грешницы


Акцент, как видно, на диалоге с фарисеями (читающий да разумеет). Впоследствии Поленов поменял драматургию на диалог с грешницей, что ближе и понятнее публике, усилил внимание на ноги (реактивная способность Христа вскочить в случае возможности благовествовать мир), добавил итальянской природы и красок, одел Христа в хитон прикровенного преображенского цвета. Но этот черно-белый вариант мне кажется очень выразительным в вопросе диалога с фарисеями. Вот смотрите, кто-то из героев картины стоит с посохом в руке (т. е. доминируют как бы), кто-то сидит, т. е. слушает (как бы ниже рангом получается), но вот удивительно - вглядитесь и вы поймете, что они ВСЕ на равных. Видите, Христос смотрит на них и не снизу, и не сверху, ни под фарисеями, ни над ними. Удивительно, но при явной разности позиций они находятся в единстве - такой круглый стол практически все-таки во главе со Христом, фарисеи как бы и уйти хотят, но и без диалога не могут. А теперь про цвет. У Христа пыльненький хитон под верхней рубахой, особенно внизу, но свет от него сравните с благообразными и тоже светлыми накидками фарисеев! Видно, что у кого-то цвет, а у Кого-то и СВЕТ. Знаете, что сразу пришло на ум. Вспомнила про фелони и епитрахили из полотенец и простыней в лагерях у новомучеников и современное софринское облачение. Интересно, наши великие миссионеры - Макарий Алтайский, Иннокентий Московский - в каком облачении служили в своих путешествиях? И не есть ли современная софринская стилизация печатью фарисейства?
|
</> |