Первый в рунете пост с разъяснением тайны перемещения гигантских статуй острова
uctopuockon_pyc — 24.06.2024 Попытался найти самое раннее фото истуканов острова Пасхи.В вики есть только одно якобы 1880 года.
Которое бесспорно делалось в 1922 году, вместе с этим.
Первые фото гигантских статуй острова появились лишь на рубеже 19-20 веков, хотя открыт он в 18 веке. Это значит только одно: гигантские моаи сделаны незадолго до этого рубежа. В порядке создания истории Easter Island, он же остров Пасхи.
Первое упоминание о статуях было в книге немецкого автора Беренса, плававшего под командой голландского капитана Якоба Роггевена и якобы видевшего истуканов, "Путешествие по южным странам и вокруг света в 1721-1722 гг", изданной в 1737 году, а еще через век и в нашедшемся дневнике самого Роггевена. Но даже маленькой аннотации хватит, чтобы понять: это даже не вброс, а просто фантазия. Простой факт опровергает "свидетельство" - на всех первофото статуи закопаны, а некоторые в таком виде и по сей день.
"Больше всего голландцев удивили огромные статуи, высотой до 30 футов и более. Их было очень много, и все они стояли на каменных платформах, островитяне воздавали этим идолам (по мнению голландцев, глиняным) всевозможные почести. Все статуи были задрапированы длинными полосами материи, и эти драпировки свешивались с плеч до самого пьедестала. На головах статуй были водружены корзины, наполненные белыми камнями..."
Никто не смог подтвердить открытия, приписанные Роггевену, и даже узнать что-либо о жизни этого мореплавателя после описания его путешествия Беренсом. Так что это "свидетельство" - просто одна из фантазий чрезвычайно популярного в 18 веке жанра путешествий и приключений.
А в таком виде открытие Роггевена представлялось современникам.
"Идолы острова Пасхи". Воспроизведение оригинальной гравюры (16,3 х 26 см, Баялус и Декарт, сделанные во время экспедиции Якова Роггевена, 1722), сохранилось в коллекции Национального Исторического музея.
Имеет ли отношение эта фантазия южных морей к реальным статуям о.Пасхи? Нет, разумеется. На острове нет ни одной сидящей на постаменте статуи.
*
Впрочем, одна статуя отдаленно похожа на фантазию Роггевена, но ее почти не показывают публике. Очень неудачная, сделанная не в стилистике остальных статуй, еще и какая-то проволока от каркаса прямо перед глазами торчит.
*
В 1770 году испанский капитан Фелипе Гонсалес де Ахедо на двух кораблях, посланных вице-королем Перу, переоткрыл остров, аннексировал его в пользу испанского короля Карла III, изучил его, описал местных жителей, составил словарик из ста слов, торжественно подписал с жителями договор об аннексии.
Есть книга 1903 года издания о путешествии испанского капитана Фелипе Гонсалеса на остров The Voyage of Captain Don Felipe Gonzalez to Easter Island. 1770-1.
Дословный перевод отсюда , со стр.181:
"Мы убедились, что то, что мы приняли за кусты пирамидальной формы, на самом деле является статуями или изображениями идолов, которым поклоняются туземцы; они сделаны из камня и имеют такую высоту и полноту, что кажутся огромными толстыми колоннами, и, как я впоследствии убедился, рассматривая их и принимая их размеры, все тело состоит из одного блока, а корона или головной убор-из другого; на верхней поверхности последнего имеется небольшая вогнутость, в которую они помещают кости своих умерших, из чего можно заключить, что они служат одновременно идолам и погребальным кострам. Но трудно понять, как они могли установить такие великолепные статуи и поддерживать их должным образом сбалансированными на таком количестве мелких камней, которые помещены в основание или постамент, поддерживающий их большой вес. Материал статуи-очень твердый камень, а потому весомый; попробовав его сам с мотыгой, он ударил по огню: доказательство его плотности. Корона сделана из другого камня, который в изобилии встречается на острове, но я не видел ничего похожего на эту фигуру: она сделана очень грубо. Единственная особенность в конфигурации лица-это грубая выемка для глаз: ноздри довольно имитированы, а рот простирается от уха до уха, о чем свидетельствует небольшая борозда или выемка в камне. Шея имеет некоторое сходство; руки и ноги отсутствуют, и она идет от шеи вниз в виде грубо скроенного туловища..."
О чем это? Пирамидальные статуи, рот от уха до уха, с корзиной костей, и камень искрит от удара железной мотыгой... Автор, без сомнений, не видел, не касался, не бил мотыгой по истуканам.
В 1772 году Фелипе составил карту острова.
На карту нанес три совсем уж условных идола, унеся их в море и не следуя даже собственному описанию.
*
Этот рисунок сделал английский художник Уильям Ходжес, участник второй экспедиции Джеймса Кука, высадившейся на остров 12 марта 1774 года.
Нет такого места и подобных статуй, изображения сделаны из головы. Очевидны две идеи, которые стремился передать художник: очень большая древность и наличие шапок. Исследователи, объясняя отсутствие этого места и статуй, осторожно говорят, что художник делал рисунок по памяти.
Легко заметить, что множество свидетелей и описателей исполинов последующих лет просто брали за основу этот рисунок художника команды Кука и видоизменяли на свой манер.
Есть и более откровенное свидетельство, исполненное с меньшим художественным мастерством, капитана второго судна экcпедиции Кука Джона Джильберта. Хранится в Национальном Архиве Соединенного Королевства.
Map and sketches of Easter Island from J Gilbert`s log of the voyage of HMS Resolution through the Pacific from 1772-5..
*
Жан-Франсуа Лаперуз. Путешествие по всему миру на "Буссоли" и "Астролябии". 1786 год.
"Самые большие из этих грубо изготовленных бюстов, стоящих на постаментах, которые мы обмерили, насчитывали не более шестнадцати футов шести дюймов в высоту, семь футов шесть дюймов в ширину на уровне плеч, три фута в толщину в средней части, шесть футов в ширину и пять футов в толщину у основания. Эти бюсты, говорю я, вполне могли быть творением народа, ныне населяющего этот остров, и его численность, я полагаю, и без преувеличения, может составлять две тысячи человек".
Снова фантазия.
Во-первых, моаи снова на постаментах.
Во-вторых, 16 футов 6 дюймов высоты самой крупной статуи - это 5 метров.
Имеется карандашный рисунок с натуры, выполненный 9 апреля 1786 года художником Дюше де Вансом, членом команды Ла Перу.
Это явно не про те статуи, что в натуре. Автор в глаза не видел статуи острова и не обмерял самые крупные. Которые, если кто не знает, от 10 до 11 с половиной метров.
Интересно, что на карту хорошо изученной западной части острова Лаперуз нанес даже отдельные деревья - редкость для острова. Гигантским статуям места не нашел. Открывайте полный размер и любуйтесь.
*
В апреле 1804 года капитан Ю.Ф. Лисянский стоял несколько дней возле острова на корабле "Нева", дожидаясь И.Ф. Крузенштерна на "Надежде". Сам не сходил, только осматривал остров с моря и заметил несколько статуй, а на остров отправил лейтенанта Повалишина, со слов которого дал описание статуй в книге "Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах". СПб., 1812. Ч. 1.
Единственная деталь в книге говорит о том, что речь близко не идет о знаменитых моаи. Высота статуй Лисянского-Повалишина три метра, плюс метровые шапки.
"Ялик стоял столь близко от берега, что можно было явственно рассмотреть несколько жилищ и камень, из которого составлены ближние монументы или статуи. По указанию Повалишина, они высотою около 13 футов [4 м]. Четвёртую часть их составлял цилиндр, поставленный на головах статуй".
*
В 1807 году нидерландский историк Мартинус Штуарт издал описание статуй в 27, 20 и 17 футов, ссылаясь на записи немецкого просветителя, этнографа Георга Форстера, участника экспедиции Кука.
Изображение статуй скопировано с рисунка де Ванса, члена экспедиции Лаперуза, описание — с перерисовок фантазийного рисунка Ходжеса, члена экспедиции Кука.
*
Русский мореплаватель О.Е. Коцебу, знакомый с трудами Кука и Лаперуза, посетил остров в марте 1816 года и не нашел ни одной статуи, несмотря на все старания, а увидел только кучку камней и решил, что это и есть бывшие статуи. О чем честно сообщил в книге "Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания северо-восточного морского прохода". СПб., 1821. Ч. 1.
*
В 1825 году подробно описал остров, рельеф, нравы жителей, с которыми не задалась торговля, капитан корабля "Блоссом", морской офицер, полярник, гидрограф, впоследствие глава морского департамента, контр-адмирал, президент Королевского географического общества Фредерик Уильям Бичи. Никаких статуй не видел, разрушились они. Убеждайтесь в книге Narrative of a voyage to the Pacific and Beering`s strait, to co-operate with the polar expeditions: performed in His Majesty`s ship Blossom, under the command of Captain F.W. Beechey in the years 1825, 26, 27, 28, описание острова с 58-й страницы.
*
В 1837 году французский путешественник, ученый-энциклопедист, океанограф, совершивший три кругосветных плавания, никогда не былший на острове Пасхи, Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль в книге Всеобщее путешествие вокруг света, содержащее извлечения из путешествий известнейших доныне мореплавателей. Часть VI дал волю фантазии, живописуя огромные древние памятники от 10 до 15 футов (3-4,5 м), крупнейшие - 20 футов (6 м). Любуйтесь.
Фантазия проиллюстрирована членом экспедиций Дюмона-Дюрвиля Сенсоном.
Как видим, иллюстратор не напрягал фантазию, использовав все тот же рисунок Ходжеса, художника команды Кука, и перенеся на него портретное описание мэтра.
*
В 1838 году французский исследователь Абель Обер дю Пети-Туар снова увидел статуи, и какие! Пирамидальные из Фелипе Гонсалеса и ни ранее, ни сейчас не виданные красные с белыми шапками. В отчете Voyage autour du monde sur la fregate "la Venus" pendant les annes 1836-1839. Tome 2 об острове, начиная с 221 страницы: "Еще мы заметили на берегу камни в форме пирамид, темного цвета, расставленные равном расстояния друг от друга; были увенчаны белым камнем в форме капители. Рядом с этими своеобразными памятниками виднелось большое количество белых камней, которые иногда казались выстроенными в пределенном порядке. Весьма вероятно, что эти пирамиды, как и эти камни, указывают на места захоронений. На западном побережье, прежде чем прибыть в залив Кука, мы заметили два или три памятника другого жанра, которые представляют собой платформы, на которых поставлены четыре красные статуи с верхушками, покрытыми белыми камнями или капителями".
*
В 1868 году прибыл английский военный корабль "Топаз", и судовой врач Дж. Л. Палмер не нашел каменных статуй. "Он оказался достаточно любознательным, - процитируем книгу Хейердала, - чтобы поинтересоваться археологией острова, а также местными обычаями и языческими изделиями, которые пасхальцы прятали от миссионеров.
В различных публикациях Палмер (1870 а, с. 111; 1870 b, с. 180; 1875, с. 287) рассказывает, что ему показали целый ряд деревянных поделок, бережно сохраняемых островитянами...
К каменным фигуркам пасхальцы явно относились иначе. Любознательный судовой врач записал, что на острове есть мелкие каменные скульптуры, но их, в отличие от деревянных поделок, ему не показали, и выменять ничего не удалось. Он узнал только, что у этих скульптур уши не удлиненные, как у каменных исполинов (Palmer, 1875, р. 287)".
*
В том же 1868 году епископ Таити Тепано Жоссан получил коллекцию табличек ронго-ронго и артефактов от миссионера Эжена Эйро, прибывшего на остров Пасхи в 1864 году и основавшего со священником Ипполитом Русселом со товарищи первое европейское поселение в 1866 году. В описании предметов, отправленных в управление Конгрегации, наряду с реальными есть и зарисовка статуи моаи. Но такая, что сразу видно, что авторы свидетельства с описанием в глаза не видели никаких моаи. Судьба этой статуи неизвестна, разумеется))
*
Это мы сейчас улыбаемся. А знаменитому путешественнику, этнографу Н.Н. Миклухо-Маклаю, мечтавшему увидеть статуи, было не до смеха. Он прибыл к острову Пасхи - Рапа-Нуи, но сойти и исследовать памятники не смог по причине лихорадки. В подготовленной к печати книге Плавание на корвете "Витязь", ноябрь 1870 - сентябрь 1871 г. Острова Рапа-Нуи, Питкаирн и Mангарева , впервые изданной по рукописи в 1872 году он с горечью пишет о пренебрежении исследователей к маленьким статуям, описывавшимся до сих пор. Не подозревая о том, какие большие, величественные исполины появятся совсем скоро.
"Очень сожалел я, и досадно мне было, находясь в виду острова, не побывать на нем, не осмотреть тех важных документов прежней жизни островитян, которые делают о. Рапа-Нуи единственным в этом роде изо всех островов Тихого океана. Мне было тем более досадно, что путешественники (Очень многие мореплаватели посетили о. Рапа-Нуи. Начиная с Роггевена, открывшего остров 24, Кук, Ла-Перуз, Коцебу 25, Крузенштерн 26, Бичи, Дю-Пти-Туар 27 и другие рассказывают о своем пребывании на этом острову, но все описания и изображения более чем недостаточны, если захочешь получить понятие об этих памятниках, а не удовольствоваться сообщением, что на о. Рапа-Нуи находятся большие каменные идолы 28. Очень вероятно даже, что, помимо колоссальных каменных фигур, на острову найдутся не такие громадные, но не менее интересные древности 29), видевшие эти [61] замечательные памятники, только смотрели на них глазами удивления или равнодушия, и ни один из них не постарался подробно и внимательно изучить эти достопримечательные образцы полинезийского искусства, которые до сих пор остаются почти столь же неизвестными, как и в 1721 г. (Ошибка в рукописи. Следует: в 1722 г), когда Роггевен первый описал их.
Последние более полные и интересные сведения были сообщены г-ном Пальмером, врачом на английском судне "Топаз", который был на Рапа-Нуи в пятидесятых годах 30, и г-ном Гана, командиром чилийского корвета "О`Гигинс", посетившим остров в прошлом году (Краткое сообщение Луиса Игнасио Ганы об этой интересной экспедиции напечатано в годовом отчете Чилийского морского министерства народному конгрессу (см. прим. на с. 59) 31). Чилийская экспедиция подтвердила в главных [63] чертах уже сообщенные г-ном Пальмером известия, что не все каменные идолы уничтожены (Бичи привез известие, что все колоссальные статуи на Рапа-Нуи разрушены, но уже бывший после него Дю-Пти-Туар опроверг это сообщение. Подтверждение рассказа Пальмера г-ном Гана оттого имеет вес, потому что некоторые писатели, как например, Г. Герланд (см.: Waitz Theodor. Anthropologie der Naturvolker. T. V. 2 Abth., fortgesetzt von G. Gerland, Leipzig, 1870. S. 225), сомневались в верности подробностей, сообщенных г. Пальмером), что еще многие стоят, другие опрокинуты, но еще целы, что главное место их выделки находится у края описанного г-ном Пальмером вулкана Утуити и что в некоторых местах можно было еще видеть, как они в прежнее время стояли, именно на высоких платформах или алтарях 32. На корвете "О`Гигинс" были привезены разные предметы, которые были отданы в Этнологический музей в Сант-Яго, где я имел случай и удовольствие их видеть. Кроме большого идола (Этот идол, 1 1/2 м вышины, был нарочно выбран как самый малый между громадными, из которых некоторые достигали, по словам Роггевена, до 12 м вышины (см.: Gerland. S. 224). На "Топазе" был отвезен в Англию один из идолов Рапа-Нуи, другой на фрегате французском "La Flore" отправлен во Францию 33) из черной лавы 34..."
*
Французский корвет "Flore" был на острове в январе 1872 года. Ни одной целой статуи опять не нашлось. Согласно рапорту адмирала Франсуа Тедора де Лапелена, "за неимением полной статуи в хорошей сохранности, которую легко можно было бы перевезти, мы должны были удовлетвориться тем, что отсекли голову от сброшенной статуи, которая лежала лицом вниз и которая была слишком тяжелой, чтобы погрузить ее целиком" (Lapelin Т. de. L`Ile de Paques (Rapa-Nui) // Revue Maritime et Coloniale. Paris, 1872. T. 35. P. 106).
Это она, 188 см. Сейчас находится в Музее на набережной Бранли (Париж).
Поскольку Миклухо-Маклай побывал на острове Пасхи за полгода до "Flore", а очерк завершил в августе - сентябре 1871 г., он не мог знать о событиях, случившихся позднее. Остается предположить, что во время совместной стоянки "Витязя" и "Flore" в Вальпараисо (см. об этом: Кр. вест. 1871. No 78) Миклухо-Маклай узнал о планах, связанных с предстоявшим посещением о. Пасхи французским корветом и намерением переправить одну из скульптур Рапа-Нуи во Францию. Судя по рапорту Лапелена, можно допустить, что доставка статуи входила в его предварительные планы.
Рапорт подал капитан. В это время юный гардемарин, помогавший в том числе пилить голову, Луи Мари-Жюльен Вио, набросал рисунок, на основе коего впоследствии напишет акварель и использует ее в своей книге 1899 года, будучи маститым писателем в жанре путешествий и приключений. К нему мы обратимся ниже, он заслуживает того, а пока полюбуемся на рисунок безвестного гардемарина. Под ним надпись: "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра островитяне наблюдают за моим приплытием".
В котором месте похожи статуи на оригиналы, исполненные в натуре?
Чистая фантазия жанра путешествий и приключений. Хотя сходство с отпиленной головой у этих монстров есть, но эта голова - не прославленных моаи.
*
Первoе в истории относительно реальное изображение - рисунок художника Александра де Бара по эскизу французского этнографа Альфонсо Пинара, посетившего остров Пасхи в 1877 году. Это лагерь офицеров в кратере вулкана Рано Рараку в Пасхальное воскресенье 1877 года.
Понятно, что там и таких статуй нет. Ученые объясняют фантазию тем, что художник сознательно изобразил небывалое, чтобы показать разные стадии готовности вырубаемых и вытесываемых статуй.
Но главное не это.
Рисунок выдающийся.
Во-первых, он выдает, что ни ученый, ни художник понятия не имели о реальных статуях, головы которых не могут стоять на скальном основании, поскольку у них есть туловища, закопанные в грунт.
Второе и главное: в реале ученый и художник могли видеть только таких истуканов, закопанных по шею.
Этот рисунок Пинар опубликовал во французском географическом журнале путешествий Le Tour du monde в 1878 году в очерке об острове с тремя другими своими зарисовками.
Две из них фантастичны.
Третья бесспорно реальна. Не густо было реальных моаи в бытность на острове исследователя в 1877 году.
Рисунок надежно указывает на период начала работ над формовкой статуй и готовности самых первых - конец 1870-х годов.
Но это еще много лет делалось тихо и оставалось почти не известным общественности. Еще и в 1909 году энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона ничего не знал о выдающихся идолах. В статье указаны другие достопримечательности и события: "Пасхи, остров или Вайгу (Waihu), самый вост. из островов Полинезии, 118 кв. км., 150 жит.; открыт 1722 в праздник Пасхи, 1888 занят респ. Чили. Развалины древних храмов".
*
В 1886 году на острове начала трехлетнюю работу большая экспедиция, прибывшая на корабле "Могикан". Было проведено тотальное исследование острова, флоры, фауны, геологии, составлены карты, систематизированы объекты, в частности, 113 ритуальных платформ аху, собраны бесчисленные артефакты, таблички ронго-ронго, составлены словари, описаны быт, занятия аборигенов... Итоги свел в 1891 году в отчете Te Pito te Henua; or, Easter Island помощник командующего ВМФ США, герой Гражданской войны, начальник и казначей экспедиции Уильям Джуда Томсон.
Отчет удивителен тем, что самому выдающемуся достоянию острова - моаи уделено мизерное внимание.
Стоит показать все.
Еще один закопан возле аху.
Одна статуя, не классического моуи, стоит на аху, одна сброшена.
На острове 887 моаи (886 с учетом происшествия, о котором в конце поста; вряд ли рассыпавшийся моаи подлежит восстановлению). Экспедиция, ставившая целью создание по сути энциклопедии острова, описывает даже не процент. Как это понимать? Единственным образом: не было других.
В "каменоломне" с двумя "заготовками статуй" экспедиция зафиксировала удивительное: "заготовка" одна.
Имея фотоаппаратуру, экспедиция Томсона почему-то не пользуется ею для съемки моаи, кроме единственного раза. Разумеется, это то место на склоне, где первые моаи появились в 1877 году у Пинара. Статуй, как видим, ощутимо прибавилось.
Место известное. Сравнив это единственное фото с реальным видом, видим, что у Томсона одна статуя в ближней группе отутствует, но унесена на дальний план, т.е. изображение - фотомонтаж.
Угадайте с семи раз, в курсе ли был начальник экспедиции, крупный чин ВМФ, что ставит в отчете липу?
И чем еще занималась экспедиция три года, помимо декларируемой деятельности?
*
Теперь, как обещано, возвращаемся к гардемарину Вио, помогавшему в 1872 году капитану Лепелену пилить голову наиболее сохранившейся упавшей статуе. Его военная карьера не задалась, зато он стал состоятельным процветающим писателем Пьером Лоти. Написал десятки романов в модном жанре путешествий и приключений в экзотических странах, в жизни был таким был экзотическим и эксцентричным, как его романы, заводил жен в странах, где бывал, стал автором одного из первых в Европе романов об однополой мужской любви, ажиотировал свет, снимался голышом, собирал всякую всячину вплоть до мумий египетских кошек, а также и реально ценные артефакты и документы...
В 1899 году писатель вспомнил о посещении в молодости острова и выпустил об этом книжицу "Rapa Nui". Буйные фантазийные описания мнгочисленных древних руин и статуй, которые он сроду не видел, ценности не представляют (прочтите тут, если интересно), это просто дань читателям модной темы. Что реально интересно - иллюстрации, которые в многочисленных изданиях книги были все помечены 1872 годом. Фактически это все, что успело появиться на острове к началу 20 века. Понятно, что популярному писателю надлежало "узаконить" все это.
В библиотеке Galliсa нашлось 5 этих рисунков из архива писателя. Лоти своей рукой написал, что они от Альфонса Пината 1877-78 годов. В чем также сомнения - мы показывали, что видел Пинат. Он тоже был эксцентричным, но в другую сторону: занимал деньги, выбивал гранты на путешествия и прибретение артефактов, собрал потрясающие коллекции, украшающие фонды многих музеев, вкладывал в этнографию больше, чем имел, умер в бедности, продавая библиотеку и оставив вдову работать прачкой. Пинат вполне мог выкупить и эти свидетельства.
И еще две новации от Лоти, с которыми остров вступал в 20 век.
*
Как видим, не часто посещали мореплаватели остров с такими замечательными, большими, неповторимыми, единственными в мире статуями. А посещая, до конца 1870-х годов, а многие и пос
|
</> |