Первый в мире сверхтяжелый танк Менделеева
pantv — 08.02.2023Проект танка был разработан В.Д. Менделеевым (не путайте с Второй мировой войны (1939-1945).
24 августа 1916 года Менделеев (справа на фото) представил проект на рассмотрение. Следует отметить, что проект был разработан очень тщательно, до мельчайших деталей. Машина по замыслу конструктора напоминала скорее сухопутный броненосец, чем привычный для нашего понимания танк.
В тот момент до появления на поле боя первых английских танков оставался почти месяц, а первые фрацузские танки ещё не существовали в металле.
120 мм морское орудие Конэ имело возможность горизонтальной наводки в пределах 16° в обе стороны от продольной оси машины. Мощности фугасного снаряда было бы достаточно для борьбы с любыми целями на поле боя, а бронебойные снаряды позволили бы крушить даже неприятельские корабли. Боекомплект пушки составлял 51 выстрел. В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель от подводной лодки мощностью 250 л.с. с жидкостным (вероятнее всего, водяным) охлаждением. Запуск двигателя производился при помощи пневматического стартёра. Вся силовая установка располагалась в задней части корпуса со смещением к левому борту. Ближе к центру корпуса, под бронированным настилом, в герметичных изолированных отсеках, находились топливные баки. Ёмкость топливных баков позволяла танку пройти на одной заправке около 50 км при расчётной максимальной скорости 24,8 км/ч (на дорогах).
Прогрессивной для своего времени являлась и идея размещения вспомогательного пулемёта в башенке кругового вращения. Правда, большая высота танка создавала бы заметную «мёртвую зону» вокруг танка, однако, принимая во внимание экстраординарное бронирование танка, её наличие не являлось проблемой. Кроме того, в корпусе танка существовали бойницы, позволявшие отстреливаться от неприятельских солдат.
Мощность двигателя - 250 л.с.
Конструкция ходовой части танка была более чем оригинальна. Менделеев предполагал применить на своём танке пневматическую подвеску опорных катков с вертикальными цилиндрами. При этом бортовые пневмоцилиндры объединялись в одну систему, что обеспечивало машине высокую плавность хода и сохранение горизонтального положения корпуса на пересечённой местности.
Особая привлекательность данного типа подвески заключалась в её «двойном действии». В случае медленных колебаний подвеска работала по принципу блокированной благодаря дросселирующему действию соединительных трубопроводов пневмосистем каждого борта. В случае же быстрых колебаний подвеска работала, как индивидуальная. Кроме того, наличие пневматической подвески позволяло регулировать клиренс машины вплоть до полного опускания её корпуса на грунт.
Пневматика использовалась для механизации и автоматизации почти всех работ в танке — в частности, подвеска, стартёр двигателя, приводы переключения скоростей в главных постах управления, привод механизма натяжения гусениц, привод жалюзи воздухозаборника, приводы заряжания пушки, привод поднятия и опускания пулемётной башенки, механизмы наводки орудия были пневматическими. Это делало проект крайне передовым для своего времени.
САУ, представляла собой коробчатый корпус длиной 10 м (длина с пушкой – 13 м), высотой 2.8 м. Бронирование: лоб - 150 мм (цельнолитая плита), борт, корма – 100 мм (цельнолитые плиты), крыша – 76 мм (собрана из пяти литых плит), что было очень высоким показателем на то время.
Посадка экипажа из восьми человек (командира, механика, рулевого, наводчика, пулеметчика, трёх канониров) и загрузка боекомплекта осуществлялась через дверь, расположенную в кормовой бронеплите.
Такая броня выдерживала попадание 152 мм. снаряда. Машина была практически неуязвима для любого оружия пехотных частей того времени, ведь на тот момент полевые части не располагали орудиями калибром свыше 76,2 мм, а калибр крепостных орудий редко превышал 152,4 мм. По сути, В. Д. Менделеев был первым конструктором, предложившим применение противоснарядного бронирования на сухопутных боевых машинах.
Будучи опущенным на грунт, танк превращался, по сути, в практически неуязвимый стальной форт. Собственно, достаточной для его уничтожения мощью обладали только артсистемы больших калибров (203, 280, 305 и 420 мм), однако даже в случае их применения для поражения танка требовалось бы прямое попадание.
Скорее всего, изобретатель предполагал использовать своё детище для разрушения фортификационных сооружений, или же для береговой и противодесантной обороны Финского залива. Ещё одним доводом в пользу этого предположения является тот факт, что и бронирование, и вооружение танка Менделеева в период Первой мировой войны были явно избыточными для танка.
Но вес его был 170 тонн! И его выдерживали только железнодорожные мосты. Поэтому его можно было поставить на рельсы.
Для движения по железной дороге предусматривалась возможность установки машины на «железнодорожные скаты» — специальные тележки с железнодорожными колёсами. При этом машина могла передвигаться как при помощи тяглового паровоза, так и своим ходом (при помощи привода от двигателя на одну из колёсных пар).
Проект В. Д. Менделеева является важной вехой в истории российского и мирового танкостоения... но стоимость танка равнялась стоимости подводной лодки, которая была явно более эффективной. Поэтому военные решили оставить проект под сукном. И правильно сделали.
Инфа и фото (С) интернет. Коллаж из картины Шишкина.