Первый беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс
volynko — 22.05.2021 Теги: Юмашева ГромовВ СССР 1938 году была выпущена серия марок «Первый беспосадочный перелет Москва — США через Северный полюс» На марках портреты участников перелета — В.Чкалова, Г.Байдукова и А.Белякова.
18 июня 1937 года начался первый в мире беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер. Его совершили советские лётчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на борту самолета АНТ-25.
Осенью 1934 года на АНТ-25 было предпринято две попытки установить новый мировой рекорд по дальности полета по замкнутой кривой, пролетев по треугольнику Москва–Тула–Рязань. Дважды экипаж спасал машину в почти безвыходных ситуациях.
Третья попытка закольцевать маршрут также стала неудачной − из-за погоды самолету пришлось сесть не в Москве, а в Харькове. Но оказалось, что за время полета был установлен мировой рекорд дальности перелета по прямой. Экипаж провел в воздухе 72 часа, пролетев 12 411 км.
Утром 18 июня они покинули подмосковный аэродром Щелково и взяли курс на Северный полюс. Самолёт летел в экстремальных условиях, так как на крыльях, стабилизаторе, антеннах образовалась ледяная корка. В системе охлаждения мотора закончилась вода, и в любую минуту мог испортиться двигатель. Из-за сильных встречных ветров топлива было израсходовано больше, чем рассчитывали.
Облачность оказалась выше, чем планировалось, и часть маршрута пришлось идти в слепом полете, благо второй пилот Байдуков был признанным в стране мастером полетов вслепую, и около двух третьих всего пути он уверенно вел самолет в облаках по приборам, не сбиваясь с маршрута.
Второй причиной, по которой последние 13 часов перед посадкой за штурвалом был не Чкалов, а Байдуков, стало кислородное голодание. Для экономии веса в трансконтинентальном перелете запасы кислорода на борту были ужаты до минимума. Кроме того, часто приходилось лететь выше запланированной высоты, и расход кислорода увеличивался. Экипаж страдал от гипоксии, больше всего досталось Чкалову, у которого шла носом кровь, поэтому на финише его подменил второй пилот Байдуков.
АНТ-25 не смог дотянуть до запланированного Западного побережья США из-за нехватки топлива, так как в полете пришлось сделать большой крюк. 20 июня самолет благополучно приземлился на военном аэродроме в Ванкувере, штат Вашингтон. Советский экипаж преодолел расстояние 9130 км (из них 8504 по прямой) за 63 часа 16 минут.
Американцы восторженно встретили летчиков. Среди встречающих были советский посол в США А.А. Трояновский и генерал Дж. Маршалл, будущий министр обороны и госсекретарь США. Американский президент Ф.Д. Рузвельт принял советский экипаж в Овальном кабинете Белого дома.
А менее чем через месяц второй АНТ-25 с экипажем в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина, учтя предыдущий опыт, полностью выполнил запланированный полет.
12 июля 1937 года в 3.23 экипаж в составе М.М.
Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина стартовал на АНТ-25 с
подмосковного аэродрома и взял курс на север. Первым за штурвал сел
командир экипажа Громов. Затем его сменил второй пилот Юмашев.
Вскоре погода испортилась и лететь пришлось вслепую. При подходе к
острову Колгуеву, где находился спортивный комиссар FAI, пришлось
снизиться до 400 метров, чтобы выйти из облаков.
Штурман Данилин сбросил вымпел и самолёт продолжил свой путь.
Менее, чем через сутки полёта был пройден Северный полюс. Пройдя
над территорией Канады, Юмашев взял курс на Тихий океан. Данилин
наладил связь с Сан-Франциско, Лос-Ажелосом и другими городами. Для
ориентира американские радиостанции начали передавать русские
мелодии. Но вскоре погода снова испортилась: побережье окутал
туман.
Тогда экипаж принял решение лететь дальше на юг - до Мексики. Но с земли поступила команда садиться в США. Начали искать подходящую площадку. Вскоре в 3 км от города Сан-Джасинто лётчики обнаружили поле, на котором паслось стадо коров. Громов взял управление на себя и с первого захода совершил посадку. Пробыв в воздухе 82 ч. 17 мин. самолёт преодолел 10148 км. Это достижение было зарегистрировано FAI как новый мировой рекорд.
После перелёта экипаж совершил трёхнедельное турне по американским городам, проведя множество официальных и неофициальных встреч с американцами. В Вашингтоне состоялась встреча с президентом Рузвельтом.
Мэр Лос-Анжелеса объявил Громова, Данилина и Юмашева почётными гражданами города.
За этот перелёт Юмашеву Андрею Борисовичу 1 сентября 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему вручена медаль "Золотая Звезда" № 54.
Этим экипажем были установлены мировые рекорды дальности по прямой линии (10 148 км) и дальности по ломаной линии (11 500 км).
Межконтинентальные полеты АНТ-25 убедили весь мир, что советская авиапромышленность способна создавать технику высочайшего уровня и что в СССР есть пилоты высокого класса, которым покоряются любые пространства.
Полет легендарного чкаловского экипажа, открывший северный авиапуть, которым сегодня летают комфортабельные пассажирские авиалайнеры, был подготовлен лучшими умами страны во главе с выдающимися авиаконструкторами А.Н. Туполевым и П.О. Сухим.
Источник: pnp.ru,
Статья проиллюстрирована изображениями картинок из Интернета.
В статье использованы марки из коллекции volynko
|
</> |