Первый "авиалайнер"
vikond65 — 12.06.2018Сегодня - большой день в истории авиации, на который выпало сразу несколько знаменательных событий. Начнем по порядку. 12 июня 1909 года французский авиатор Луи Блерио на своем моноплане "Блерио-12" совершил первый в истории полет на летательном аппарате тяжелее воздуха с двумя пассажирами. Причем произошло это еще до знаменитого перелета Блерио через Ла-Манш, принесшего ему всемирную славу.
Одним из тех, кого он взял на борт, был известный бразильский воздухоплаватель, летчик и авиаконструктор Альберто Сантос-Дюмон. Этот полет стал важным шагом в переходе авиации из экспериментальной в практическую сферу. На заставке - взлет "Блерио-12" в его первоначальной конфигурации, когда самолет еще ни имел киля.
К сожалению, Россия на этом этапе серьезно отставала от Западной Европы. Первый одноместный аэроплан русской конструкции впервые взлетел только в конце мая 1910 года, а первый полет с пассажиром состоялся 12 июня следующего года, ровно на два года позже полета Блерио. Его совершил Игорь Сикорский на своем аппарате С-5. В дальнейшем отставание удалось частично наверстать, а кое в чем даже выйти на передовые позиции.
"Блерио-12" при виде спереди. Самолет имел оригинальную силовую установку с английским мотором ENV мощностью 40 л.с. и цепной передачей от двигателя к винту.
"Блерио-12" в финальной конфигурации с развитым килем. Интересно, что элероны у этой машины размещались не на крыле, а по бокам фюзеляжа, под пилотским сиденьем, а руль высоты крепился отдельно от стабилизатора.
Блерио и его пассажиры в кабине "Блерио-12". Слева от пилота - Андре Фурнье, справа, в шляпе, - Сантос-Дюмон. Сидеть в таком "салоне", конечно, было некомфортно, но чего не сделаешь ради рекорда.
Карьера первого экземпляра "Блерио-12" завершилась 29 августа того же года. Во время авиагонок на кубок Гордон-Беннета самолет разбился и сгорел, едва не угробив своего создателя. Блерио с трудом выбрался из обломков, когда на нем уже начал тлеть комбинезон.
Тем не менее, Вскоре авиатор построил второй экземпляр машины, внеся в конструкцию некоторые изменения. В частности, мотор (той же марки, но более мощный, в 60 лошадиных сил) теперь стоял по центру, а каркас фюзеляжа был сделан не из дерева, а из металлических трубок. Управление по крену осуществлялось перекосом крыльев (гошированием), как на большинстве ранних аэропланов Блерио.
Самолет приобрел английский летчик Клод Грэм-Уайт, назвавший его "Белым орлом" (см. надпись на киле). Позже его перекупило военное министерство Великобритании и передало для ознакомления и тренировки пилотов в Королевскую воздухоплавательную школу. Таким образом, этот аппарат стал первым британским военным аэропланом. Однако в школе машину сочли недостаточно устойчивой и отказались от дальнейших закупок.
|
</> |