Первенец эпохи


Ровно 205 лет назад, 24 мая 1819 года, началось историческое плавание из Америки в Европу первого в мире океанского судна, оснащенного паровым двигателем. Трехмачтовый грузопассажирский пакетбот "Саванна" был построен (точнее, переоборудован из парусника) годом ранее под руководством капитана Мозеса Роджерса.
На него установили спроектированную Роджерсом паровую машину низкого давления с двумя здоровенными наклонными цилиндрами и гребными колесами. Однако она рассматривалась как вспомогательный, а не основной двигатель и предназначалась для движения лишь в условиях штиля, когда паруса становились бесполезными. Известно, что долгие периоды безветрия были бичом тогдашних моряков. Корабли порой неделями стояли без движения посреди океана, а их команды и пассажры страдали, а иногда даже вымирали от голода и жажды.
Чтобы побороть эту напасть, Роджерс оснастил "Саванну" паровым двигателем, правда, еще весьма примитивным и очень "прожорливым". Запасов угля и воды на борту хватало лишь на несколько дней хода, а путь через Атлантику занимал более полумесяца.
Зато Роджерс применил на своем корабле весьма интересное техническое решение, которое, насколько я знаю, никогда более не использовалось, а именно — складные гребные колеса. При движении под парусами лопасти колес складывались подобно веерам и устанавливались горизонтально над водой, чтобы не создавать ненужного гидродинамического сопротивления.
С таким положением лопастей "Саванна", выйдя из одноименного американского города, проделала три четверти долгого пути до Ливерпуля, куда она прибыла 20 июня. Огромные толпы людей вышли встречать необычное судно. Через 25 дней, в течение которых команда пополняла запасы, чистила и регулировала паровую машину, а заодно приняла несколько тысяч экскурсантов, "Саванна" отправилась дальше, в Стокгольм, где ее посетил шведский король Карл-Юхан (бывший наполеоновский маршал Бернадот).
А следующей и конечной точкой маршрута стал Санкт-Петербург, где корабль удостоился визита государя императора Александра Первого. Царь-батюшка подарил Роджерсу золотые часы и два богато украшенных складных кресла. Очевидно, ему не понравилась мебель, стоявшая в капитанской каюте.
В общем, путешествие удалось на славу. И тем не менее, по возвращении в Штаты с "Саванны" демонтировали паровую машину с гребными колесами, поскольку ее большой вес, а также — вес и объем топлива и воды для нее "съедали" значительную часть грузоподъемности и объема трюмов судна, делая невыгодным его коммерческое применение.
Корабль вновь стал "чистым" парусником, но ненадолго. Уже в ноябре 1821 года он напоролся на мель в районе Филадельфии, получил фатальные повреждения и был брошен командой. Только через полтора десятилетия появились трансокеанские пароходы, эксплуатация которых стала приносить реальную прибыль, превышающую доходы от парусных судов. Но это уже другая история.
На заставке — портрет Мозеса Роджерса и "Саванна" прибывает в Ливерпуль. Чтобы произвести впечатления на англичан, на конечном этапе маршрута она на остатках топлива опять запустила паровую машину.

Подробные чертежи "Саванны". Кстати, видна еще одна оригинальная особенность корабля — загнутая под углом дымовая труба.

"Саванна" со сложенным гребным колесом.
|
</> |