Первая в мире модель железной дороги

Сделали её французские мастера для трехлетнего сына Императора Наполеона III в частном парке Château de Saint-Cloud.

Фотоколлаж XIX века. Четыре Наполеона. На переднем плане Наполеон III с сыном Наполеоном IV Эженом
Рассказ о ней был опубликован в журнале Le Monde Illustré от 8 октября 1859 года.
Причем не только рассказ, но и фотографии, сделанные Шарлем-Луи Мишелесом для этого издания.

Игрушечная железная дорога Prince Imperial
Сегодня такую железную дорогу назвали бы «садовой».
Железная дорога Prince Imperial была построена «по мотивам» настоящей железной дороги из Парижа в Со. Восьмерка с двумя стрелками и прямым участком с главной станцией , виадук, промежиуточный остановочный пункт с перроном. Двигатель игрушечного паровоза был механическим, к нему были прицеплены два трёхосных вагончика.
Самое удивительное, что про эту дорогу и статью «вспомнили» только в 1970 году, когда Густав Редер обнаружил подшивку журнала, где то на дальних полках библиотеки, и рассказал об этой удивительной и, как оказалось, первой в мире игрушечной железной дороге.

Le Monde Illustré 8 October 1859
Он же оценил ширину колеи игрушки в 20 см., хотя в том же Le Monde Illustré написали, что ширина колеи 50 см !!!
Есть и ксилография Э. Гранжиля с фотографии Шарля-Луи Мишелеса.

И есть еще одно фото, вот это, и оно самое интересное.

Опубликовано оно было только в 2020 году. На нем виден флагшток, на нем поднимали флаг, когда Принц играл в железную дорогу, хорошо видна насыпь и можно понять, что заводной паровозик с вагончиками сначала забирался вверх на виадук, а потом летел вниз по восьмерке и возвращался на станцию. Думаю, что на нем уже заброшенная железная дорога.
И ещё, мне кажется, что трехлетний сын был только хорошим предлогом для того, что бы сам император мог поиграть в эту удивительную по тем временам игрушку.
Что было потом. Наполеон III был самым удачливым императором Франции до поры до времени, при его правлении расцвела промышленность и торговля, прежде всего из за бурного роста строительства железных дорог и их инфраструктуры.

Императорский вагон Наполеона III с монограммами на бортах
А выигранная Крымская война вознесла его на высокую степень могущества и влияния.
Но потом, 19 июля 1870 года Наполеон III сделал опрометчивый шаг – объявил Пруссии войну без должной подготовки. Войска Франции терпели поражения, а правителя страны взяли в плен.

Наполеон III в плену у Бисмарка в 1870 году
Там он узнал о Сентябрьской революции, в результате которой императрица Евгения Монтихо бежала с сыном из Парижа, а самого Наполеона III отстранили от власти.
Франция объявила капитуляцию, был подписан мирный договор. 20 марта 1871 года теперь уже бывшего правителя Франции отпустили на свободу, и он уехал к жене и сыну в Англию, где и умер в 1873 году.
А его сын Эжен, тот самый для кого и построили игрушечную железную дорогу, вырос в Англии, закончил британский военный колледж, и ушел воевать с зулусами, в стычке с которыми и погиб в мае 1879 года, навсегда поставив точку в династии Бонапартов, точнее её поставил какой то неизвестный зулус, поразив копьём Бонапарта IV точно в глаз.

Гибель принца Евгения Наполеона (картина П.-Ж. Жамэна 1882 года в музее Второй империи, Компьень, Франция; фрагмент).
Судьба этой игрушечной железной дороги не известна, как не известно и то, сколько времени она находилась в парке.
Но, по моему, эта история замечательная. Она не только о маленькой железной дороге в королевском парке, но и об истории вообще, о Наполеоне III и о его сыне. Почитайте об их судьбах, там много поучительного и актуального для нас сегодняшних.
Спасибо за внимание. Хорошего дня.
|
</> |