Первая ученица

топ 100 блогов m_petra09.03.2011 В том, что бывают чудеса - не сомневаюсь давно, хоть они чаще всего маскируются под Его Величество Случай.

У меня полно разных историй, которые, как из лотерейного барабана, выхватывет настроение, а я сажусь и записываю, и вот было у меня желание написать о моей самой первой ученице, вот было! Но меня останавливала некоторая недосказанность истории, так или иначе, не складывалось. И теперь, если я и жалею, что не написала о ней раньше, то только потому, что оказывается, она молча читает мой жж больше года, и я как представлю её глаза, когда бы она прочла про себя!.. Эх!.. Вот этого момента, пожалуй, мне больше всего жаль – Катиных круглых глаз и вопля у монитора, но в остальном – даже лучше, потому что Его Величество Случай бросил мне роскошный подарок: шанс взглянуть на давнишнюю ситуацию с другой стороны, и история моя теперь будет "с продолжением", итак...

... Педагоги знают, что такое страшный зверь «педстаж». Это вам не то же самое, что просто «стаж». В советской педагогической системе (не знаю, как сейчас) пенсия полагалась после 25 лет педстажа (почти как у балерин;). Поэтому мама моя, благо, у неё была такая возможность, устроила меня на работу с педстажем мгновенно, как только мне исполнилось 18 лет, причём, моя первая запись в трудовой книжке датируется именно днём моего рождения. То есть, как только - так сразу.
(Потом я ужасно гордилась своим неимоверным стажем: начнёт орать кто-нить из администрации, наезжая, и как только сорвётся с языка: – Ты ещё молодая-неопытная! – всё! – я тут же выдаю любимое: «- Минуточку! Мой педстаж – NN лет, а у Вас?» У тётки челюсть, обычно, отваливается и она прямиком бежит в отдел кадров проверять – правда ли? Потому что в среднем педстаж у педагогов начинается, в лучшем случае, после получения диплома (а то и после училище+институт) минус время «просто стажа», минус года декретов, а у меня детей не было, поэтому мой педстаж был нечто запредельное по отношению к моему возрасту, но это так, лирическое отступление).

Поскольку я была студенткой, то дали мне в колледже преподавать «индивидуальное фортепиано», вещь, на мой взгляд, крайне ненужную, бесполезную, убыточную для государства.
В функции преподавателя по инд.фоно входило - раз в неделю обучать игре на фортепиано взрослых девиц, у которых не было ни подготовки ни инструментов. Вы спросите – зачем? Да низачем. Оплачивает государство этот вид деятельности – ну и ладно. Мало ли нелогичных трат у государства?

Чтоб шёл педстаж, нужно было иметь не менее 6 часов в неделю, поэтому я получила 6 учениц де юро, но де факто занималась, кажется, с тремя-четырьмя, которые вписались в моё институтское расписание. И из тех четырёх, да и из последующих сколько-то, прошедших за мою интститутскую жизнь, я помню только одну – Катю...

В тот день, мой первый день преподавания в колледже, мне выдали кабинет (кстати, тот самый, и я пошла туда...
Больше всего я боялась, что меня не признают за училку и откажутся серьёзно воспринимать, потому что я была старше своих учениц на год что, согласитесь, обидно.
Я надела какую-то мамину одёжку, чтобы казаться старше и сделала суровое лицо, чтобы казаться строже, ну чтобы хотя бы не сразу они меня погнали, расстроившись, что им досталась такая игрушечная училка.
Я строго села за стол и начала ждать. Потом пересела за фортепиано, чтобы сразу было видно, что я педагог по фортепиано, а не просто ошиблась классом, и продолжила ждать. Потом опять пересела за учительский стол, потом ... в общем, не помню, в каком месте дислокации застала меня ученица, но её появление неутешительно подтвердило печальное: «А вы, друзья, как ни садитесь...»

Она заглянула в класс на секунду и опять закрыла дверь, проверяя табличку на двери, потом занырнула опять, повертела головой и, за неимением лучших вариантов, добродушно спросила у меня:
- ТУт музыка будет?
- Да, - сипло ответила я.
Она вальяжно вошла. Я глухо сглотнула. Она была угрожающе выше и крупнее меня, густая чёлка, высокий хвостик.
- А что, учитель не пришёл?
- Я учитель. Марь Петровна. А Вас как зовут?
Мы уставились друг на друга. Мне захотелось пискнуть-извиниться. По-моему, я даже спросила разрешения – не начнём ли мы урок, не помню уже, но во мне засело прочное убеждение, что она решила потерпеть меня минутку, забавы ради, а потом отвалить восвояси. И я мужественно начала отрабатывать свою минутку.

Свершилось чудо, и она вытерпела урок и даже уходила в хорошем настроении, а мне так и вовсе хотелось скакать от радости и орать дурниной, что у нас так здорово всё получилось: и я, молодчинка, всё так правильно рассказывала, и она, молодчинка, всё так внимательно слушала и правильно повторяла и даже не сделала ни одной попытки встать и уйти, в общем, счастье, что и говорить. Поэтому следующую за ней ученицу я встретила уже не так волнуясь.

Я помню мало деталей, связанных с тем первым годом, но отчётливо помню мысль, которая поразила меня на одном из уроков. Подумалось, что как странно – ведь я занимаюсь тем, чем мне очень хотелось бы заниматься, мало того, за то, чтобы мне просто позволили это делать – я бы ещё и приплатила, а тут всё наоборот – мне за это деньги платят. И первое время я всё ждала, что восстановится нормальное, несказочное, положение вещей, и меня погонят с этой работы. Но время шло, и учеников никто не отбирал.

Катю любила бесконечно и радостно (хотя выглядеть старалась очень сдержанной), выписывала ей аккуратно пьески (нот у студентов не было: заставлять покупать дорогие-толстые сборники из-за нескольких пьесок было не принято. Ноты либо переходили по наследству, либо одалживались, а чаще студенты сами переписывали их от руки, но можете себе представить, что они там себе напереписывают, если они и ноты-то впервые видят? Играть по ним, всё равно что в шпильках ходить по булыжникам, поэтому я переписывала сама по мере поступления). Но что ещё помню отчётливо – я её побаивалась. Не боялась, но побаивалась. Временами мне казалось, что она меня терпит, как безвредного дурковатого питомца, который пока не особенно докучает, поэтому ладно, пусть живёт. Иногда я осекалась, натыкаясь на её преданный, увлечённый уроком взгляд, мне казалось, что она надо мной прикалывается, подначивает, ну не может же она с таким интересом всё это делать? Я тут прыгаю, руками машу, а она потом поржёт, мол, совсем обалдела – как ей нравится заниматься музыкой-то. А ведь и правда, нравилось. И я осаживала себя и делала спокойный вид и старалась не прыгать, как блоха на верёвочке, а говорить степенно и размеренно. До поры до времени, конечно, потом азарт брал своё и все повторялось сначала.
Так и прошёл наш год, а потом всех учеников мне поменяли из-за расписания.
На этом моя история и закончилась, но по капризу судьбы оказалось, что Катя читает меня долгое время, и неизвестно, сколько бы ещё молчала, если бы не вопрос любителям тэга Балетноэ. Тут-то она и вылезла из окопа:)

Мы разговорились в личке, я попросила разрешения её цитануть, потому что история интересна сама по себе: насколько по-разному выглядят события с разных точек зрения, да и вообще удивительно – вот так взять и узнать, что там – за давно закрытой дверью.

Она рассказывает: «- Вы так ловко все объясняли, что у меня даже получалось обучаться, но на следующий год поменяли учителя и медведь свил очень прочное гнездо на моей голове. А Ваш позитив, неординарность и искрометный юмор я запомнила. Будете смеяться, но сохранились у меня ноты, Вашей рукой написанные...

...кажется, на 8 Марта - я тебе брошку-кошку подарила, а ты мне сережки-спиральки красненькие. И серьги есть, вот!...

...Вспомнилось еще - мы сидели в холле на скамейке, ты показывала как играть на балалайке, пела частушки смешные. От балалайки я до сих пор испытываю симпатию к этому инструменту)))»

Вообще про балалайку не помню! Вот ведь усмешка судьбы – изо всех сил старалась выглядеть взрослой и серьёзной, а запомнилась с балалайкой и частушками:) И приятно, что воспринимали друг друга одинаково, со взаимной радостью, хотя удостоверились в этом и вовсе 20 лет спустя. Привет, Катя! Я ужасно рада видеть тебя, зря ты столько времени молчала, как же я могла тебя забыть?!:))

Upd: Вот Катя мне говорит, что ещё было так:
- Ноты знаешь?
- Нет.
- Не печалься, можно и зайца на барабане научить играть!
(Это, похоже, в пару ко мне и балалайке; я этого совсем не помню, но охотно верю:)

ps А у вас было что-то похожее? Чтобы через много лет раз – а вона оно как?...
Первая ученица

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Маски есть, но далеко не на всех одухотворённых лицах. Кому не лень, посчитайте, пожалуйста, меньше или больше в Питере за Навального вышло. Крепкие там у них балконы, не обвалились. Надо полагать, все вакцинированные. Страна уколола 3 000 000 своих. ...
В посте про Don't look up высказались наверное все, кто хотел. Я оставил там определенную недосказанность, чтобы посмотреть реакцию, и она так и была не поднята дальше. Чем занимаются условно положительные товарищи весь фильм? Или еще вернее, чем они вообще не занимаются? Они никак ...
Вопрос смешной, я и сама понимаю. Но - котик, который у нас живёт уже почти 3 недели, за это время ни разу не мяукнул! У меня опыт предыдущих 5 кошек - все попались ужасно "голосистые"! Кошка Мурка - чуть что не по ней - будет орать до потери пульса, пока не добъётся своего! И просто так к ...
История ремейков советских фильмов начинается ещё в 1943 году, когда в США сняли фильм "Сахара", взяв за основу советский фильм Михаила Ромма "Тринадцать". Но сегодняшний рассказ не об этом, а о современных российских перезапусках старой советской киноклассики Первым российским ...
Под меткой "Алхимия" буду выкладывать свои находки приобретенные в процессе рисования. Одна из первых ( и самая главная ) была сделана в самом начале моей рисовальной карьеры, и определила все мое дальнейшее развитие - проще говоря очень помогла ...