Первая мировая война и женские "батальоны смерти".
vital_drobishev — 19.06.202319 июня 1917 года по решению Временного правительства был сформирован года первый женский батальон смерти— для поднятия боевого духа армии, в которой вовсю уже бродили антиправительственные и анархическиеа настроения.
На тот момент это было абсолютно беспрецедентное событие, поскольку никогда прежде ни одна европейская армия не создавала в своих рядах женских боевых отрядов.
Временное правительство не планировало в полную силу использовать батальон на полях сражений, поскольку риск был слишком велик: не было уверенности, что женское соединение сможет эффективно принимать участие в боевых действиях. Правительство рассчитывало исключительно на пропагандистский эффект — пристыдить солдат и дезертиров созданием женского батальона и активно использовать этот момент в пропаганде.
Впрочем, изначально идея исходила от будущего командира батальона Марии Бочкаревой, которая выступила с этой идеей на съезде Петросовета.
Идея понравилась, Бочкареву представили Брусилову, он пообещал поспособствовать начинанию, в итоге Бочкареву привели к Керенскому, который жутко любил подобные эффектные трюки и сразу же распорядился оказать всяческое содействие.
В июне был сформирован первый батальон. Его командиром стала унтер-офицер Бочкарева, которая уже имела опыт участия в боевых действиях — в начале Первой мировой войны она подала прошение императору зачислить ее в ряды армии и внезапно он дал на это согласие.
Доброволицы у парикмахера
В батальоне было еще несколько девушек, имевших подобный опыт. Женщин в армию допускали и до революции, но это были исключительно единичные случаи по личному разрешению императора. Адъютантом Бочкаревой была дочь адмирала Скрыдлова.
Благословить батальон лично приехала «мать» всех британских суфражисток Эммелин Панкхерст.
Национальный состав был различным: русские, латышки, эстонки, еврейки и даже одна англичанка.
Численность батальона не превышала нескольких сотен человек. Он принимал крайне ограниченное участие в боевых действиях, пробыв на фронте около месяца и поучаствовав в нескольких боях.
Как написал полковник В. И. Закржевский в своём рапорте о действиях «батальона смерти»:
Отряд Бочкарёвой вёл себя в бою геройски, всё время в передовой линии, неся службу наравне с солдатами. При атаке немцев по своему почину бросился как один в контратаку; подносили патроны, ходили в секреты, а некоторые в разведку; своей работой команда смерти подавала пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимала дух солдат и доказала, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской революционной армии
Из 170 человек, участвовавших в боевых действиях, батальон потерял до 30 человек убитыми и до 70 ранеными. Мария Бочкарёва, сама раненная в этом бою в пятый раз, провела полтора месяца в госпитале и была произведена в чин подпоручика.
После этого новый верховный главнокомандующий Лавр Корнилов наложил запрет на создание новых подобных батальонов, а уже существующие снять фронта и использовать в качестве охранных частей.
Стоит отметить, что женский батальон был одним из немногих оставшихся верных присяге и был среди немногочисленных защитников Временного правительства и Зимнего дворца.
С приходом к власти большевиков все подобные батальоны были расформированы. Бочкарева, которая уже была звездой, совершила заграничный вояж, где ее принимали президент США Вильсон и король Британии Георг.
Вернувшись в Россию уже в разгар Гражданской войны, она несколько раз предпринимала неудачные попытки создать аналогичные формирования на территориях белых частей.
Мария Бочкарёва, 1917 год
Мария добралась до Архангельска с английскими экспедиционными войсками, после эвакуации города осенью 1919 года отправилась в Сибирь и добралась до белой столицы Омска, где Верховный правитель адмирал А. В. Колчак удостоил её личной аудиенцией и предложил сформировать женский военно-санитарный отряд.
Тем не менее Бочкарева прибыла в Сибирь слишком поздно, в конце октября 1919 года, когда уже начиналась катастрофа на фронт
В конце Гражданской войны Бочкарева попала в руки сибирских чекистов и, по официальным данным, расстреляна.
7 января 1920 года была арестована. В заключение к окончательному протоколу её допроса от 5 апреля 1920 года следователь Поболотин отметил, что «преступная деятельность Бочкарёвой перед РСФСР следствием доказана… Бочкарёву как непримиримого и злейшего врага рабоче-крестьянской республики полагаю передать в распоряжение начальника Особого отдела ВЧК 5-й армии». 21 апреля было принято решение передать Бочкарёву в Особый отдел ВЧК города Москвы, но 15 мая это решение было пересмотрено и принято новое — Бочкарёву расстрелять.
16 мая 1920 года она была расстреляна в Красноярске на основании резолюции полномочного представителя ЧК по Сибири Ивана Павлуновского и секретаря Омскгубчека Исаака Шимановского