ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАНКОВ
andrei_bt — 20.03.2021 А ведь говорили же уже давно про это.И.М. Герасимов
(ОАО «ВНИИТрансмаш»)
Появление на поле боя реактивных гранатометов, тактических ядерных боеприпасов, ударных вертолетов, управляемых противотанковых ракет и другого высокоточного оружия стимулировало развитие средств защиты. И в настоящее время танк является тактическим автономным комплексом, наиболее мощным и наиболее защищенным огневым средством поля боя, обладающим высокой подвижностью как тактической, так и оперативной.
В то же время развитие средств поражения привело к возрастанию массы зарубежных танков: масса танка «Меркава-4» приближается к 70 тоннам, Леопарда-2А7+ к 67 тоннам, примерно такая же масса и у последних модификаций «Абрамса» М1А2 SEP v2, v3. C учетом несущей способности грунта, грузоподъемности мостов и прочих ограничений такая масса близка к предельной.
Выход из создавшегося тупика конструкторы пытаются найти при помощи новых компоновочных решений. В СССР/России получила развитие предложенная А. А.Морозовым схема с вынесенным вооружением и размещением экипажа в бронированной капсуле.
Позволив повысить выживаемость экипажа, данная схема имеет и определенные недостатки. Вынесенное вооружение может быть уязвимо для огня малокалиберной артиллерии 25…57 мм. При обеспечении же надлежащей защиты вынесенного вооружения выигрыш по массе неочевиден.
В то же время заметное удлинение корпуса (рис. 1) и соответствующее увеличение забронированного объема приведет не только к увеличению массы, но и к снижению маневренности по причине увеличения сопротивления повороту и повышения вероятности сброса гусениц.
Сама концепция управления движением и ведения огня из бронированной капсулы при отсутствии оптического кругового обзора является, по сути, концепцией дистанционного управления. Конечно, пребывание экипажа внутри машины имеет ряд плюсов по сравнению с дистанционным управлением из укрытия — управляющие сигналы передаются по проводам, при управлении движением задействован вестибулярный аппарат водителя. Но, с другой стороны, выживаемость экипажа при серьезных повреждениях, в частности при пожаре, находится под вопросом. А наличие бронированной капсулы негативно сказывается на габаритах машины и ее массе.
Единственный способ резкого сокращения потерь личного состава заключается в комплексной автоматизации боевых действий.
Придавая повышенное внимание показателю защиты не следует забывать, что при всей важности сохранения экипажа это не является самоцелью. Экипаж должен выполнить боевую задачу, в противном случае возможны большие потери во взаимодействующих с танками подразделениях.
В настоящее время в ходе военных конфликтов в Афганистане, Сирии и т.д. широко используются робототехнические комплексы военного назначения (РТК ВН) как дистанционно управляемые, так и действующие автономно. Они используются для разведки, доставки грузов и вывоза раненых, инженерных работ (главным образом разминирования), огневого воздействия на противника. Комплексное применение РТК ВН пока исследуется только с теоретической точки зрения. Есть основания полагать, что будут востребованы РТК ВН всех «весовых категорий», начиная от легких «пехотинцев» и кончая тяжелыми ударными роботами, соответствующими по уровню вооружения и защиты основным танкам.
Учитывая бурное развитие наземных роботов, что особенно наглядно видно на примере беспилотных автомобилей, можно смело прогнозировать, что нынешнее поколение танков будет последним поколением танков с экипажами. Поэтому нет резона проводить работу по разработке нового поколения таких танков. Усилия следует сосредоточить на разработке программного обеспечения наземных РТК ВН — распознавания объектов, работе с единым информационным полем, прокладке маршрутов на основе анализа изображений местности, поведенческих моделей работы групп РТК ВН совместно с БПЛА.
Разработки эти вполне допустимо проводить на существующих образцах танков, используя их как с экипажами, так и с дистанционным управлением с постепенной автономизацией вплоть до оставления за оператором лишь санкции на открытие огня.
При модернизации существующих отечественных танков следует обратить внимании на развитие объекта 292, представляющего собой шасси танка Т-80/Т-80У с оригинальной башней, орудием калибра 152,4 мм и механизмом заряжания с расположением зарядов в нише башни (рис. 2). Применение надежного отработанного шасси, имеющегося в большом количестве в ремфонде, позволит в короткие сроки наладить производство машины. Нарезное орудие калибра 152,4 позволит использовать имеющиеся в большом количестве боеприпасы, способные вывести из строя как современные, так и перспективные танки. Вынесение зарядов в нишу башни в значительной степени повышает живучесть машины. Таким образом Вооруженные силы РФ будут располагать танком, превосходящим по огневой мощи все существующие образцы.
Использование этих танков даст наибольший эффект при использовании их в качестве штурмовых, а также в локальных конфликтах, где меньший, чем у дизельных машин запас хода и уменьшенный в связи с увеличением калибра боекомплект не будут иметь существенного значения. Ряд технических решений, предложенных в [1], позволят повысить боевые свойства и облегчить автоматизацию управления силовой установкой и движением машины в традиционном исполнении. Дальнейшее развитие возможно на путях широкого использования электрической энергии (в первую очередь — гибридной трансмиссии, в перспективе — с микротурбинной установкой) в системе подрессоривания и системе вооружения.
В случае разворачивания производства такого танка на Кировском заводе будет возможность использовать научный и промышленный потенциал ленинградского региона для успешного решения сложнейшей задачи поддержания боеспособности ВС РФ в условиях автоматизированного поля боя.
Выводы.
1. Для кардинального снижения людских потерь в ближайшем будущем придётся применять наземные РТК ВН в диапазоне решения задач от пехотинца до танка.
2. Задача автоматизации поля боя может быть решена только в регионе с развитой наукой и промышленностью, где сохранились квалифицированные кадры, компетентные в разработке и производстве военных гусеничных машин.
3. В качестве переходного образца от экипажных к автономным танкам рекомендуется об. 292, превосходящий по подвижности и огневой мощи существующие и перспективные образцы.
Литература
1. Герасимов И.М. Инновационные решения для тяжелых ударных роботов // Труды XX Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. Пленарные доклады. 2017. С. 135–139.
|
</> |