Персия и ROM
perelynn — 09.08.2022 Увлечение арабско-персидскими артефактами не проходит, а только ширится и крепнет. Кроме геометрических орнаментов, я теперь подсела на керамику, архитектуру и сады.Музея арабской культуры мне стало мало. Я принялась активно потрошить библиотеку. Библиотека нанесла ответный удар, завалив меня толстенными фолиантами с искусством Ирана, Пакистана, Турции, Индии, Испании и Морокко. Я сидела под завалами и хрюкала от счастья.
Через какое-то время выяснилось, что книжек мне тоже мало! Картинки - это здорово, но они сняты только с одного ракурса. Мне захотелось вещественности. И тут я вспомнила, что в ROM есть раздел по Востоку. Я точно видела там Индию, может, и Персия найдётся?
Нашлась.
Я сперва не разобралась, где тут правильный закуток, и страшно возмутилась, что вон Индии целый зал, а Ирана две витрины. Тем более, что такое положение дел с печальной точностью накладывается на моё впечатление от изучения истории по западным образовательным лекалам. Библиотечные книжки открыли мне, какое невероятно сильное влияние оказывали восточные культуры на быт и нравы сопредельных стран. Та же Испания провела под маврами столетия, но акцента на этом делается гораздо меньше, чем на влияние христианства. Зачем далеко ходить, вон в АГО сейчас выставка про испанскую католическую конкисту.
Но я отвлеклась. Персидский закуток в ROM нашёлся, и в нём нашлись вкусняшки.
Во-первых, стали мгновенно узнаваемыми керамические плитки со срезанным уголком. Теперь я знаю, отчего у них такие уголки, и тут же мысленно дорисовываю арку. Это как по кусочку мозаики пытаться экстраполировать, что ещё должно быть на рисунке.
Работники музея тоже занимались креативной экстраполяцией. Объяснения при некоторых плитках могли быть получены только с помощью хорошего воображения. Например, вот: “Изображён парад. Молодой патриций, обнимаемый, вероятно, отцом, ведёт за собой лошадь под звуки духового оркестра.” Вы видите здесь духовой оркестр? а парад? да и отец, если честно, под вопросом...
Попадаются и арки целиком. Вот тут запечатлёно варварское истребление редкого вида рептилий чешуйчатых огнедышащих.
Конечно, не обошлось без павлинов. В любом уважающем себя предмете арабского искусства должна быть отсылка на павлинов. Они - символ рая, царского величия и хорошего аппетита.
Кроме плитки, я наловила всяческой посуды, в том числе продукции турецкого города Изник, у которой самые яркие краски и самые изящные узоры.
Особенно забавно натыкаться на тарелки с гербами. Сразу вспоминается дворец Альказар, где тоже герб Педро Жестокого соседствовал на стенах с восхвалением Аллаха.
Но приз зрительских симпатий достался тарелке с представителем чешуйчатых огнедышащих. Вот! Это - правильное выражение драконьей морды! Сразу видно, что в тарелку много и часто кладут вкусненького!
Примерно с такой же мордой я выходила из музея ROM. Хороший там персидский закуток, буду туда наведываться.
|
</> |