Пермь в бело-голубом цвете


Будучи в Перми, для прогулки с prohodimcy я искала все розовое, в
том числе здания. Но самыми красивыми и интересными оказались
здания сине-белые или бело-голубые. Были еще и желтые, но про них
будет отдельный рассказ.

На пути к театру оперы и балета, на пересечении улиц Ленина и Газеты «Звезда» мы увидели красивое здание. Это Пермский институт искусств и культуры. Здание — одно из самых крупных исторических сооружений города. Выделяется оно также и архитектурным обликом. Стиль — эклектизм. Прежде здесь находилось духовное училище.
На противоположном углу дом не совсем голубой, скорее сливочный и серый разных оттенков, но тоже привлек внимание. Бывший жилой дом наследников Демидовых.
Мне попался на глаза «АКТ государственной историко-культурной экспертизы» от 2017 года, как много интересного я там узнала!

«Наличники окон основного этажа - рамочные профилированные с сандриком-полочкой на кронштейнах, накладной объемной и пропильной резьбой.»

Следующее здание по улице Ленина — дом с магазином наследников Демидовых. Сейчас здесь находятся пекарня с кафе, открыт хостел. Здание неплохо сохранилось, но бережная реставрация ему бы не помешала.
Застройка усадебного места началась после образования губернского города Перми на свободной территории. К началу 19 в. участок был застроен деревянными «обывательскими» строениями. В 1822 г. на усадьбе имелся один деревянный дом по красной линии Покровской улицы (Ленина), с отступом от угла квартала. Деревянные строения были полностью утрачены во время пожара 1842 г. Сведения о владельцах участка до 1873 г. не установлены. В 1873 г. новый хозяин усадьбы бессрочноотпускной рядовой П.Д. Демидов, проживавший здесь же, подает заявку на постройку, вместо старых, новых деревянных служб. С 1874 г. была зарегистрирована фирма «Торговый дом П.Д. Демидова», торговавшая мебелью, коврами, скатертями и церковной утварью. Петр Демидович Демидов, ставший к концу 19 в. купцом 2-й гильдии, занимался благотворительностью и общественной деятельностью. 14 января 1885 г. скончался один из богатейших заводовладельцев Урала П.П. Демидов, князь Сан-Донато. Вероятно, после получения своей доли наследства, П.Д. Демидов, выстроил вместо деревянной лавки каменный двухэтажный дом с магазинами. Недвижимое имущество использовалось для проживания семьи хозяина, размещения его магазина, а также для сдачи внаем под магазин, склады и квартиры. В 1904 г., кроме магазина П.Д. Демидова, на участке располагалась модная мастерская Киреева В.Г., а в 1911 г. - первая полицейская часть.

Как звучит — «арочные окна 2-го этажа с проработанным архивольтом на декоративных пилястрах»

«Каменные маскароны над дверными проемами 1-го этажа северного фасада»

Идем дальше. Любопытную табличку обнаружила на углу улиц Сибирской и Ленина

Мы уже почти дошли до театра, тоже кстати, бело-голубого, но я вам его уже показывала. В огромном сквере перед театром стоит скульптура — предположили, что это Чайковский, имя которого носит театр оперы и балета. Ан нет, памятник оказался Ленину! Без трибуны, без площади, непривычно.

Если стоять к Ленину лицом, то справа будет здание, которое невозможно не заметить. И самое время рассказать об авторе этого (и не только этого) здания

Потомственный польский дворянин Александр Бонавентурович
Турчевич родился 26 февраля 1855 г. в Киеве. Окончив
гимназию, он поступил в Московское Строгановское училище, но
не окончил его, увлекшись театральными постановками. В начале 80-гг
XIX века он переехал в Пермь. Александр Турчевич выступал в
роли антрепренёра и организатора театрального дела на Урале. Но
главным делом Турчевича все же стало проектирование и
строительство.
Жить на жалование актёра стало трудновато, и Турчевич вспомнил свою
учёбу в Строгановском училище. В 1885 г. он сдал экстерном экзамен
на право производства строительных работ и стал принимать заказы на
проектирование зданий. В 1888 г. в Перми появляется
«Строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича». В Пермской губернии
им построено более 100 зданий. Его недаром называют «режиссером
пермского модерна»

Одним из первых заказов архитектор получил от братьев Тупицыных, купцов и промышленников, пионеров фосфорного производства в России. Каменный трехэтажный особняк с двумя башенками на Петропавловской улице братья Тупицыны сдавали в аренду. В нём находилось управление контроля железной дороги. В 1912 году особняк Тупицыных был приобретён для своего отделения Крестьянским поземельным банком, который размещался в нём вплоть до закрытия 25 ноября 1917 года.

С 1938 года в особняке разместились органы Госбезопасности. В 1939 году к особняку был возведён дополнительный пристрой с третьей башенкой. Новая башня была точной копией двух имеющихся, но появление её и пристроя в целом, нарушили стилевое единство.

Единственным зданием, стилистически выбивающимся из патриархального облика улицы Ленина (бывшей Покровской), стало отделение Банка России по Пермскому краю. Извинить их может лишь тот факт, что здание примыкает к двухэтажному историческому зданию банка. А мы продолжаем прогулку по улице Ленина, наша цель еще один особняк, построенный Александром Туркевичем, дом купца — чаеторговца С.М. Грибушина

Грибушины - пермские «чайные короли», отважные первопроходцы в
бизнесе, в народной дипломатии, в освоении земель. Династия
насчитывает 8 купеческих имен, с 1856 года они доставляли чай по
Великому чайному пути из Китая на Урал – далее везде. В Кунгуре
была построена чаеразвесочная фабрика, здесь сырье расфасовывали,
купажировали, упаковывали. Начав собственное дело в небольших
размерах, основатель династии Михаил Иванович Грибушин довёл его,
как отмечали современники, до «обширных масштабов, чем и составил
себе миллионный капитал». Сын, Сергей Михайлович Грибушин, построил
в Перми ипподром, а также дом, который до сих пор остается самым
красивым зданием города.
И тут нас ждет засада. Здание поставлено на реставрацию

К счастью, открытой оказалась боковая стена. По слухам, женские барельефы, украшающие дом, очень напоминают дочь Грибушина, Ирину.

В сквере возле дома на плитах забора можно ознакомиться с историей чайного дела в России.


Как образец провинциального модерна и художественной лепки, особняк Грибушиных по улице Покровской (ныне ул. Ленина,13а) вошел в энциклопедию «Всеобщая история архитектуры», его изображение (фото У.Брумфильда) хранится в Библиотеке Конгресса США, а в 2016 году он признан визитной карточкой Перми.

«Грибушин» - это пермский исторически сложившийся бренд. Под
этим названием выпускается чай и существует чайная кондитерская в
центре Перми в отреставрированном историческом здании лавок бывшего
Черного рынка, где размещались в том числе и склады, и магазин
Грибушиных.
Мы жили рядом, поэтому дважды заходили отведать китайского чая из
тех же провинций, что возили в Россию чаеторговцы Грибушины

О здании пермского ТЮЗа я прочитала в интернете. Мы жили неподалеку, поэтому пошли смотреть. Театр располагается на улице Екатерининской, в бывшем особняке Елизаветы Ивановны Любимовой, еще один шедевр работы Турчевича.

Унаследовав после смерти мужа, пароходчика и купца 1-й гильдии, мецената и общественного деятеля, городского головы Перми Любимова Ивана Ивановича, огромное состояние, вдова купила два участка на углу улиц Сибирской и Екатерининской и подала заявку на строительство дома. Двухэтажный каменный особняк в стиле модерн с элементами эклектики был выстроен в саду, ниже уровня тротуара.

Очень наряден аттик – декоративная стенка над венчающим сооружение карнизом. Аттик выполнен в форме деки музыкального инструмента, в центре – ниша для часов. Собственными часами тогда, в начале 1900-х годов, не мог похвастать ни один домовладелец. Часы появились уже в 21 веке, после реставрации здания.
Чуть-чуть современного синего. Мы жили на улице Попова, прямо за зданием бизнес-центра.

Памятник изображает молодого Александра Попова с книгами в руке — таким, каким он был в 18-20 лет во время обучения в Пермской духовной семинарии. Справа и слева от фигуры Попова находятся приёмник и передатчик, созданные по реальным образцам.

Еще один образчик голубого — новые здания в старой части города привлекают внимание необычными формами и планировкой.

Я люблю здания с часами и всегда фотографирую их. Даже если часы показывают неправильное время )))

Рассказ получился длинным, как и сам город, вытянувшийся вдоль Камы аж на 70 километров.