Перевёртыш силы и слабости

топ 100 блогов la_scandinavia25.03.2010 Поскольку я уже раза три-четыре в чужих журналах озвучивала свои теорию про перевёртыш силы и слабости (и каждый раз собиралась написать об этом здесь), то и пишу.

Итак, идея о перевёртыше силы и слабости - это идея, помогающая понять, как происходит попадание в отношения, основанные на насилии (например, попадание определённого типа женщин в отношения с определённого типа мужчинами). Ведь трудно же предположить, что женщины (хотя пол тут решающего значения не имеет) специально будут искать себе людей, которые гарантированно будут их бить и унижать? Я что-то не знаю людей, которые выбирали бы себе партнёров по принципу "Ооо, этот наверняка будет жесток и гарантированно сломает мне нос (или самооценку)!". Нет, там всё сложнее... Изначально ищется просто более сильный партнёр - такой, который мог бы оберегать, защищать... Но находится менее слабый, потому что поиск осуществляется из идентичности "я слаба" - и оттуда человек, который выглядит менее слабым, выглядит более сильным.

Похоже на то, что дело в одной маленькой когнитивной подмене. Нет, даже так: маааленькой. Малюююсенькой. (Тут у меня шрифты кончились, а то бы ещё поигралась, это интересно - может, до муравьиного бы дошла). :) Эта подмена настолько маленькая (у меня и шрифта-то такого нет), что не опознаётся и не замечается очень многими - ну то есть я обращаю внимание собеседников на смысловую разницу между словосочетаниями, а в ответ обычно слышу "ну и что, какая разница-то?". Разница есть. Суть этой подмены как раз в том, что многие люди не делают различия между словами "я сильнее" и "ты слабее", насколько я заметила. Более того, люди не делают разницы между установками "я сильнее" и "ты слабее" - и ставят между ними знак равенства. То есть установку "ты слабее" и одноимённое послание (демонстрируемое поведение, соответствующее этой установке), они склонны расшифровывать как послание "я сильнее". Отсюда и проблемы, много проблем.

Сейчас поясню свою мысль.

Дело в том, что , в этой ситуации можно увидеть смешение количественных параметров и качественных. Согласно количественной шкале сила и слабость - это суть два полюса, то бишь, если один человек сильнее, то другой слабее. Это количественная сторона. Отсюда делается вывод: если один сильный, то другой слабый. Поэтому естественным кажется это сопряжение понятий "сильный-слабый" и столь же естественным кажется утверждение, что если один силён, то другой слаб - и наоборот. 

Но есть ещё и качественные параметры и качественная система координат - в ней сила и слабость существуют независимо друг от друга. Есть такое качество как "слабость" и есть такое качество, как "сила", и если переводить эти параметры в количественную систему координат, то получится, что выраженность одного качества может измеряться шкалой ("менее сильный - более сильный", например) и выраженность другого качества может тоже измеряться шкалой ("менее слабый - более слабый"), но это две отдельные шкалы. 

То есть "менее слабый" - это совсем не обязательно "более сильный".  Но в ситуации перевёртыша это неочевидно участникам ситуации - и это становится площадкой для насилия.

Это основная мысль.

Дело в том, что в ситуации насилия сильных нет вообще. Там нет силы, вообще нет: в смысле, насилие - это скорее про слабость и не-слабость, чем про силу и не-силу. Есть слабый и ещё более слабый. И слабому надо делать ещё более слабого всё более слабым, чтобы за счёт разницы в слабости добыть себе иллюзию собственной силы. Да-да, насильник тоже живёт в этом перевёртыше - для него быть менее слабым - это шанс почувствовать себя более сильным, сильным при этом не становясь, а просто подменяя понятия. Потому что он, как и другой, более слабый участник этих отношений, живёт из идентичности "я слаб". И также сигнал "я слабее" понимает как "ты сильнее".
Это две совершенно разные установки: "я сильный" и "ты слабый". 

Если я сильнее, значит, я могу заботиться о том, кто слабее - то есть установка "я сильный" подразумевает мои возможности, но она не называет другого слабым: он может быть сильным, а я ещё более сильным. То есть "он силён, а я сильнее - значит, я могу заботиться о нём больше, чем он обо мне". Тут есть уважение: "я+, ты+", и есть безопасность, есть изобилие. Если кто-то слабее и я исхожу в первую очередь из этой установки, то это не значит, что я силён: это значит, что кто-то более уязвим, чем я - и это вполне может значить "я слаб, а он ещё слабее - значит, я могу причинить ему больше вреда, чем он мне". И здесь нет уважение я нет безопасности: это скорее позиция "я-, ты-".
 

В словах "у меня больше силы" больше уважения, чем в словах "у него больше слабости".
Это две совершенно разные установки - но не так просто увидеть качественную разницу этих установок за их количественной похожестью. Жертвы насилия и не видят - они принимают сигнал "ты слабее" за сигнал "я сильнее и готов тебя защищать" - и получают использование вместо защиты: они хотят спрятаться от собственной слабости, а вместо этого только глубже в неё погружаются. И насильники, само собой, не понимают - потому что для них это единственный способ не чувствовать свою слабость - найти того, кто ещё слабее. Предполагаю, что и Спасатели тоже (если уж вспомнить ролевой треугольник Карпмана ("Жертва-Спасатель-Преследователь") до кучи.

Сильный - это тот, у кого присутствует сила, а не просто отсутствует слабость.

Отсюда логично предположить, что, поскольку у обоих участников одна и та же проблема - и проблема эта сопряжена с идентичностью слабого человека и со слабостью вообще, - то работа должна вестись именно с этим: со слабостью. И с отсутствием силы.

А первым шагом для человека, склонного попадать в отношения насилия и становиться жертвой, может стать как раз научение тому, как различать сигналы, даваемые потенциальными партнёрами: тут важно просто научиться различать, какая установка, какое послание транслируется поведением человека: "я сильнее" или "ты слабее". И, видимо,делать ноги, если человек демонстрирует установку "ты слабее" - ибо чревато.

Ну а вторым шагом, соответственно, может быть смена идентичности "я слабый(ая)" на идентичность "я сильный(ая) - не обязательно "я самый сильный", опять же, потому что речь не о всемогуществе, но "достаточно сильный" (и это про взросление, по-моему, и про ответственность)...
(UPD по итогам дискуссии с Перевёртыш силы и слабости [info]alex_tg в комментах: тут скорее не "шаг", а "длинный путь". И идёт он, действительно, через признание собственных и слабости, и силы. Мне кажется, что штуки с насилием проистекают из того, что участники таких ситуаций вытесняют либо свою слабость, либо свою силу. Вытесненная и непринимаемая слабость (или даже бессилие) тогда начинает действовать исподволь. И тут важно - обеим сторонам - признать своё бессилие, встретиться с ним, и признать, что это не всё, что есть - потому что жизнь возможна не только в терминах слабости и не-слабости. Возможно, есть смысл говорить даже не столько о смене идентичности "я слабый" на идентичность " я сильный",  сколько расширении набора идентичностей. И о том, что тогда, когда человек признаёт себя и другого взрослым, самостоятельным, дееспособным и полноценным (я+, ты+), то иерархические отношения и иерархическая самооценка сменяются... ну горизонтальными что ли. И тогда, даже если один сильнее другого, он относится к другому -  и себе самому - с уважением. Он в безопасности, у него достаточно ресурсов, он может себе это позволить: ему не нужно выживать, он может жить.

Потому что насилие, если говорить о нём предельно коротко, - это власть минус уважение.
А власть плюс уважение, соответственно - это забота
, руководство, и сила.
И важно помнить про уважение, всегда помнить. Тогда есть место для силы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Какой криптокошелек выбрать? Популярность и осведомленность о цифровых активах ныне несравнимо выше, чем в первые года после публикации white paper биткоина. При выборе криптовалютного кошелька пользователей стали уделять больше внимания вопросу сохранности средств. Чтобы не ...
Сегодня моей пациенткой была одна интересная особа. Бабушке сейчас 71 год, но когда-то это была раскошная молодая дама, сводившая с ума мужчин. Впрочем, она и сегодня выглядит отлично. Если бы не зависимость от кислородного баллона, как результат ...
Как интересно наблюдать за политической жизнью в мире. Ещё весной Дональд Трамп с абсолютной убеждённостью публично утверждал, что именно Китай виноват в появлении коронавируса. Более того, вслед за Ангелой Меркель он открыто угрожал, что Соединенные Штаты потребуют от КНР крупной ...
Аннотация книги Л.Рублевской «Пантофля Мнемазіны» ("Туфелька Мнемозины"): "В своем новом романе Людмила Рублевская перетасовывает виртуальную реальность и исторические события и ставит героев перед выбором: смириться, стать частью системы или упорно оборонять островок внутренней ...
Буркина-Фасо , Республика Мали и Республика Нигер , которые послали в долгое эротическое путешествие западных неоколонизаторов, приняли решение объединиться в конфедерацию. Соответствующую хартию лидеры стран - тридцатишестилетний капитан Ибрагим Траоре , ...