Перевал Чон-Ашуу и дорога в город-призрак Иныльчек
frantsouzov — 20.10.2019Что может быть лучше семейной поездки на полноприводном микроавтобусе по старой высокогорной дороге в окружении облаков? Вдоволь настоявшись на берегу Иссык-Куля, мы вновь отправились Навстречу Приключениям!
Несмотря на ранний подъём, выехали довольно поздно. По пути нашли колонку с водой и залили полные баки кемперочка. Будучи в Караколе, не смогли проехать мимо бургерной — наше большое путешествие к тому времени продолжалось уже полтора месяца, и к тому времени уже успели соскучиться по "благам цивилизации". На троих потратили 600 рублей денег и почти час времени, но бургеры оказались ну очень вкусными!
Пока ждали их приготовления, пополнили запасы еды в супермаркете — как-никак, крупные города нам уже давно не попадались. И поехали в горы. От Каракола до посёлка Ак-Булун дорога практически идеальная, а вот дальше начинается старый советский асфальт, временами переходящий в грейдер. Снижаем давление в шинах до 2 атмосфер, чтобы было мягче ехать, и начинаем плавно набирать высоту.
1. Длинное и узкое ущелье Тургенаксу вскоре заканчивается и перед нами предстаёт идиллия Тянь-Шаня. Витиеватая речка, зелёные луга (хотя порыжевшая трава предательски выдаёт осень), остроконечные горные пики и, конечно же, вездесущие лошадки. Уверен, такая фотография есть у каждого, кто когда-либо был в Кыргызстане.
2. На Иссык-Куле было 23 градуса тепла, а здесь уже +12. Но окружающие виды с лихвой компенсируют осеннюю прохладу! Хотя во время очередной остановки на обочине приходится переодеваться из летних шорт и маек сразу в "зимнюю" одежду: наверху будет ощутимо прохладнее.
3. Долины рек Сары-Джаз и Иныльчек богаты полезными ископаемыми. Но так как до цивилизации от тех мест более 150 километров, то в СССР было принято решение построить в горах... целый город. Стоящий на высоте 2500 метров где-то на краю Киргизии, в красивом ущелье почти на самой границе с Китаем. Дорогу начали строить в 1980 году, и на огромном камне справа от дороги имеется мемориальная табличка.
4. Закончили строительство в 1989 году, а вот дату окончания на той табличке проставить уже не успели: огромная империя развалилась...
5. Начинаем набирать высоту по старой дороге, ведущей в город-призрак, затерянный далеко в горах.
6. Осенние краски во всём своём великолепии.
7. Поднимаемся выше и выше. Погода ощутимо портится, склоны гор покрыты снегом, дорога сужается, а бегать вокруг машины во время остановок становится всё сложнее: сказывается резкий набор высоты. Увидели вышку вдалеке — наверное, неплохой вид открывается оттуда!
8. Перевал Чон-Ашуу, высота 3805 метров. 6 градусов тепла и очень, очень, очень сильный ветер, гонящий по небу низкие свинцовые тучи.
9. В хорошую погоду с перевала можно увидеть белоснежные вершины вдалеке, а в плохую... Сами видите, в общем. Отсюда начинается крутой извилистый спуск в долину реки Оттук.
10. Ракурс чуть ближе для понимания масштаба. Внизу виднеется крошечная "Нива" с местными. А нам куда-то туда, в глубину долины.
11. Река Оттук, берущая своё начало в снежных горах. Если на плато Арабель царило атмосфера безмолвного спокойствия, то эти места поражают своей красотой и суровостью одновременно.
12. Три года назад погранзона начиналась возле самого города Иныльчек (на мосту через одноимённую реку стоял КПП пограничников). Теперь же пост перенесли на 30 километров ближе, на развилку дорог возле реки Сары-Джаз, и дали ему гордое имя "Хан-Тенгри". У нас были оформлены документы на посещение погранзоны, но дъявол, как всегда, скрывался в деталях: наши загранпаспорта, номера которых были вписаны в разрешения, я забыл дома. ¯\_(ツ)_/¯ К счастью, пограничники не обратили внимание на цифры и открыли шлагбаум.
13. Налево уходит дорога в долину реки Сары-Джаз. Мы в третий раз приехали на это место, и всё никак не отправимся по ней. Но когда-нибудь обязательно "закроем" и этот "должок". А вот на самом перекрёстке увидели кое-что более интересное. Местные сказали нам, что китайцы намывают золото. Без документов, без разрешений. Просто есть определённая договорённость и приказ их не трогать. Не удивлюсь, если и погранзону сдвинули из-за этого. Так что несовпадение номеров наших паспортов в разрешениях оказалось уже сущей мелочью.
14. 30-летняя дорога, созданная ещё во времена СССР.
15. Конечно, годы берут своё. Временами покрытие осыпается в реку, иногда встречаются оползни, расчищенные бульдозером. Некоторые участки позволяют разогнаться по прямой, а на некоторых попадаются огромные ямы.
16. Хмурые облака цепляются за вершины гор. Почти как на Памире.
17. С каждым пройденным километром становится всё красивее. После очередного поворота узкое ущелье словно распахивается в стороны, а река Сары-Джаз предстаёт во всей красе.
18. Проголодавшись, останавливаемся на обед. Ветер был настолько сильный, что я не решился поднимать крышу кемперочка. Пограничники сказали, что погода портится с каждым днём, а вечером будет дождь. В итоге так оно и вышло: с гор надвигалась непогода, которая заставила нас задуматься над дальнейшими планами. Хотя "Калифорния" и не самый маленький автомобиль, но просидеть в салоне весь вечер с ребёнком и двумя собаками — перспектива не самая приятная.
19. Пока жена варила пельмени, мы с Витюшкой и таксами отправились прогуляться по окрестностям. Через каких-то полчаса вокруг уже было вот так. И погода продолжала портиться.
20. "Искусство путешествия заключается в умении менять свои планы". Решаем выдвигаться обратно, пройти перевал Чон-Ашуу и встать на ночёвку где-нибудь в более подходящем (а главное — тёплом) месте, и на следующий день приехать сюда пораньше.
Но тут появилась ещё одна дилемма: топливный бак у нас 80 литров, из которых мы, согласно показаниям бортового компьютера, потратили 20 с момента заправки в Караколе сто километров назад. Вернёмся в долину — останется примерно 50 литров. А на следующий день снова будет дорога с непростым подъёмом, мы должны доехать до города-призрака, погулять по нему и потом вернуться обратно.
Расстояния вроде небольшие, но и расход топлива в горах немалый. Прикинув, что остатка всё-таки должно хватить, решаем рискнуть и довериться бортовому компьютеру Буси.
21. Пограничники сказали, что на перевале вовсю идёт снег, но вот про облака они ничего не говорили. Скоро стемнеет, надо ещё найти место для ночёвки, но как можно ехать дальше, когда вокруг такая красота, а облака проплывают ниже твоего домика на колёсах?
22. С дрона вид ещё интереснее! Шпилька серпантина, ведущего на перевал Чон-Ашуу (мы стоим где-то наверху справа) и долина реки Оттук.
23. Спрятанная за облаками дорога, созданная в несуществующем государстве и ведущая в несуществующий город. Слова как будто из детской сказки.
24. Через каких-то несколько минут видимость резко упала. Кстати, ультразвуковые датчики дрона постоянно "глючили" при пролёте через облако и он замирал на месте, думая, что впереди препятствие. Пришлось снова их отключать, чтобы вернуться на точку взлёта.
25. Туман, дорога и ни единой души вокруг. Настоящий Сайлент-Хилл.
26. На перевале к нам прибежала огромная собака. Откуда она здесь взялась, учитывая, что до людей весьма неблизко?
27. Температура упала до 2 градусов, а мы медленно спускаемся по свежевыпавшему снегу. Расстояние по прямой смешное, что-то вроде 7 километров. Но извилистые петли серпантина увеличивают его в несколько раз.
28. Пока я возился с дроном и со штативом, тучи перевалили на "нашу" сторону гор. А ещё через несколько минут резко стемнело.
29. Оставшаяся часть пути запомнилась вот так. Скала, обрыв, узкая дорога — всё как мы любим. Спустившись в долину, тут же свернули с дороги и встали в первом попавшемся месте. Усталость за день накопилась такая, что было даже лень выходить смотреть, не появились ли на небе звёзды, чтобы поставить камеры на съёмку. Сосиски на ужин, фильм на ноутбуке — и отбой пораньше.
30. Чтобы на следующий день всё-таки вернуться в город-призрак Иныльчек и прогуляться по его улицам. Остатки горно-обогатительного комбината, брошенные пятиэтажки, гостиница, школа, кинотеатр и даже аэропорт — всё это внезапно оказалось никому не нужным...
Про это будет следующая часть рассказа. Продолжение следует!
|
</> |