Переселенцы

Целый год добиралась пешком семья моего деда из города Черновицы до Томской губернии, до города Томска. На каких путях-дорогах повстречалась с ними повозка переселенца с Украины Акима Тонкоглаз, на телеге которого среди его дочерей ехала моя трёхлетняя бабушка – Мария Акимовна Тонкоглаз, мне неизвестно. Мой прадед, Аким Тонкоглаз, поселился с семьёй в селе Татош, а повозка моего прадеда из рода Ненчук проехала чуть дальше, в село Тунгусово.
Мои предки из рода Ненчук, в количестве шести человек, выехали из Предкарпатья, из города Черновицы, на переселение в Россию в 1894 году и добиралась пешком целый год до нового места жительства, в село Тунгусово, как Ивановы. Этот год жизни в пути, как и другим переселенцам, дался им непросто. Нужно было зарабатывать деньги на еду, на корм скоту, который они гнали за своей повозкой с Украины. Так что им приходилось наниматься на работу к людям, для того чтобы какие-то деньги заработать. Деньги, которые везли с собой, давно уже были потрачены, потому что год – это большой отрезок времени.
По ходу пути от села к селу или проезжая мимо города они останавливались у дороги. Косили людям траву в сенокосную пору, выполняли строительные работы, заготавливали в лесу дрова. Пережидали половодье рек, ожидали, когда осенью реки покроются льдом, чтобы можно было по окрепшему льду или «зимнику», так называется дорога, проложенная по замёрзшей реке, продолжать путь дальше. Не во всех местах были мосты через реку. Зимой останавливались на постой у людей, чтобы переночевать. В то время народ был проще и честнее. Двери в домах не запирались, и людям давали место для ночлега в доме. Они спали на полу.
Украинцы, прибывшие весной и ранним летом, сначала ставили шалаши, после чего начинали пахоту, а после завершения посевной до самых холодов строили жилье - землянки из дерна с земляными крышами и глинобитные дома с высокими камышовыми или соломенными крышами.
Облик украинских сел в Сибири оставался практически неизменным до середины ХХ века. Внутри и снаружи стены домов мазали желтой глиной, а белили белой. Пол в жилищах был преимущественно земляной («доливка»), который мазали жидкой глиной с коровяком. Летом его застилали свежей травой, зимой — соломой, а в горницах стелили домотканые половики.
Для скота строили сараи, примыкавшие к одной из стен жилого дома. Для хранения сельхозинвентаря, зерна и других продуктов устраивали клуни - очень большие шалаши из жердей, которые покрывали дерном и утепляли сухой соломой, камышом. Для хранения зерна и муки, орудий труда, инвентаря и сбруи служила также «комора» – отдельное помещение, расположенное под одной крышей с жильем. Усадьбы обносили жердями, либо плетнем из тальника или камыша.
Переселяющиеся семьи в Сибирь располагали целым рядом льгот. Так, «Правила о переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли», принятые в 1889 году, устанавливали для них право на получение ссуд на продовольствие и покупку семян. Кроме того, мигранты освобождались от уплаты казенных сборов и арендных платежей за отведенные земельные наделы на три года. Но эти три года проходили быстро, и переселенцам нужно было возвращать государству полученную ссуду. Многие семьи за это время совсем разорялись и вынуждены были бежать из этих мест, не уплатив долги.
|
</> |